ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2017 года N 123


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 392 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

Внести в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 года N 392 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы" изменение, изложив Государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы в редакции приложения к настоящему Постановлению.

Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ

     




Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 14 марта 2017 года N 123

     
"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 28 октября 2013 года N 392



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ



ПАСПОРТ Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания

Соисполнители Государственной программы

-

Управление ветеринарии Республики Северная Осетия-Алания

Участники Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Республика Северная Осетия-Алания;
Министерство здравоохранения Республика Северная Осетия-Алания;
ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания" (по согласованию);
органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания (по согласованию)

Подпрограммы программы

-

Подпрограмма 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2014 - 2016 годы;
подпрограмма 2 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" на 2014 - 2016 годы;
подпрограмма 3 "Развитие мясного скотоводства 2014 - 2015 годы";
подпрограмма 4 "Поддержка малых форм хозяйствования" на 2014 - 2016 годы;
подпрограмма 5 "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" на 2014 - 2020 годы;
подпрограмма 6 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы;
подпрограмма 7 "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Северная Осетия-Алания и развитие государственной ветеринарной службы Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы;
подпрограмма 8 "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы;
подпрограмма 9 "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы;
подпрограмма 10 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на 2017-2020 годы;
подпрограмма 11 "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" на 2017 - 2020 годы

Цели Государственной программы

-

Обеспечение продовольственной независимости Республики Северная Осетия-Алания в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках членства России во Всемирной торговой организации;
повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
устойчивое развитие сельских территорий;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства

Задачи Государственной программы

-

Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;
осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья и продовольствия;
поддержка малых форм хозяйствования;
обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
повышение качества жизни сельского населения;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
развитие биотехнологии;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность сельскохозяйственных организаций;
индекс производительности труда;
количество высокопроизводительных рабочих мест.
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

Сроки реализации Государственной программы

-

2014 - 2020 годы.

Объем и источники финансирования Государственной программы

-

Объем финансирования на реализацию Государственной программы за счет средств федерального, республиканского бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных источников составляет 4943105,5 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе на реализацию:
подпрограммы 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" на 2014 - 2016 годы - 697120,4 тыс. рублей;
подпрограммы 2 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" на 2014 - 2016 годы - 333049,8 тыс. рублей;
подпрограммы 3 "Развитие мясного скотоводства" на 2014 - 2015 годы - 66294,5 тыс. рублей;
подпрограммы 4 "Поддержка малых форм хозяйствования" на 2014 - 2016 годы - 277263,0 тыс. рублей;
подпрограммы 5 "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" на 2014 - 2020 годы - 13275,0 тыс. рублей;
подпрограммы 6 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы - 606174,6 тыс. рублей;
подпрограммы 7 "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Северная Осетия-Алания и развитие государственной ветеринарной службы Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы - 62681,6 тыс. рублей;
подпрограммы 8 "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы - 636069,3 тыс. рублей;
подпрограммы 9 "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы - 1089775,8 тыс. рублей;
подпрограмма 10 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на 2017 - 2020 годы - 1016177,8 тыс. рублей;
подпрограмма 11 "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" на 2017 - 2020 годы - 145223,6 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета составит 2420978,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2014 году - 263463,1 тыс. рублей;
в 2015 году - 485527,4 тыс. рублей;
в 2016 году - 406137,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 309067,9 тыс. рублей;
в 2018 году - 270267,7 тыс. рублей;
в 2019 году - 360648,5 тыс. рублей;
в 2020 году - 325865,9 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания составит 1880455,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2014 году - 357929,1 тыс. рублей;
в 2015 году - 279219,2 тыс. рублей;
в 2016 году - 287783,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 243452,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 156907,1 тыс. рублей
в 2019 году - 263566,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 291597,8 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств местных бюджетов муниципальных образований составит 30481,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2014 году - 2179,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 2401,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 2274,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 3611,1 тыс. рублей;
в 2018 году - 5555,5 тыс. рублей;
в 2019 году - 5555,5 тыс. рублей;
в 2020 году - 8905,0 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств внебюджетных источников составит 611190,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2014 году - 61684,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 70722,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 167515,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 155199,5 тыс. рублей;
в 2018 году - 16666,5 тыс. рублей;
в 2019 году - 16666,5 тыс. рублей;
в 2020 году - 122735,0 тыс. рублей.";

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

Повышение удельного веса местных продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров с учетом структуры переходящих запасов к 2020 году: зерна до 76,0 процентов, картофеля - до 100,0 процентов, мяса и мясопродуктов - до 93,0 процентов, молока и молокопродуктов - до 100,0 процентов;
увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к показателю в 2012 году на 50,1 процента, пищевых продуктов - на 60,9 процента;
обеспечение среднегодового индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 105,1 процента;
повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее чем до 5,3 процента (с учетом субсидий);
доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике республики до 66,8 процента



1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, основные проблемы и прогноз развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года


Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.

Приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий республики.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий Государственной программы и показатели их результативности.

1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса


За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 21 апреля 2008 года N 10-РЗ, (далее - Республиканская программа на 2008 - 2012 годы) был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006 - 2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 8,1 процента, пищевых продуктов - 5,1 процента. По сравнению с показателями за предыдущий 5-летний период валовой сбор зерна вырос в 2,5 раза, картофеля - на 71 процент, прирост производства скота и птицы в 2011 году к показателю за 2006 год достиг 12,5 процента, молока - 50, 8 процента.

Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.

Вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса, а также засуха 2010 года, охватившая территорию республики, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:

технико-технологическое отставание сельского хозяйства республики из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;

медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети.

Итоги реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Республиканской программы на 2008 - 2012 годы отражены в отчетных докладах коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания за 2006 - 2012 годы и докладах о ходе и результатах реализации Республиканской программы на 2008 - 2012 годы за отчетные годы.

1.2. Прогноз развития агропромышленного комплекса до 2020 года


Динамика развития агропромышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства в результате восстановления и развития российского сельскохозяйственного машиностроения;

экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм и республиканских целевых программ, включенных в Государственную программу.

В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к показателю в 2012 году - 150,1 процента, в том числе продукции растениеводства - 149,2 процента, продукции животноводства - 160,0 процентов;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2020 году к показателю в 2012 году - 160,9 процента;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 году к показателю в 2012 году - 104,6 процента;

уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - 5,3 процента (с учетом субсидий);

соотношение уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях и среднего уровня заработной платы по экономике страны к 2020 году - до 66,8 процента;

индекс производительности труда в 2020 году к показателю в 2013 году -148,0 процентов;

увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест к уровню в 2013 году увеличить в три раза;

удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства в 2020 году к показателю в 2013 году снизить на 0,5 процентного пункта.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить 101,1 процента, производства пищевых продуктов - 106,0 процентов. Более высокие темпы намечены в отношении производства мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, а также плодоовощной продукции.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения республики по рациональным нормам и достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 (далее - Доктрина).

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Государственной программы, а также основные ожидаемые результаты и сроки ее реализации



2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Государственная программа базируется на следующих документах и положениях: Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Доктрина, Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, Республиканская программа на 2008 - 2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны и республики.

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства России во Всемирной торговой организации (ВТО). Одновременно выделяются 2 уровня приоритетов.

К первому уровню приоритетов относятся:

в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль;

в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров;

в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:

развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны в рамках вступления в ВТО.

2.2. Цели и задачи реализации Государственной программы


Целями Государственной программы являются:

обеспечение продовольственной независимости республики и продовольственной безопасности республики в параметрах, заданных Доктриной;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»