СТАНДАРТ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Введение. Что такое открытое государственное управление?
Открытое государственное управление - система принципов и механизмов организации деятельности органов власти, основанная на признании того, что информационные технологии и новые средства коммуникации в значительной мере усложнили социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия институтов государства и общества. Интенсивность информационных обменов в обществе требует от системы госуправления значительно большей открытости в целях повышения качества жизни, обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности страны.
Вовлечение граждан в процессы повышения качества системы государственного управления.
Социальные и экономические вызовы многообразны и возникают на самых различных уровнях. Граждане, эксперты и НКО способны диагностировать их появление оперативно и эффективно, а также находить и предлагать принципиально новые, оптимальные решения сложившихся проблем, прогнозировать итоги проведения тех или иных реформ. Органы власти могут использовать эти возможности гражданского общества, расширяя формы участия, привлекая граждан к вопросам управления для обеспечения стабильности, а также повышения качества государственного управления.
Подотчетность.
Граждане хотят больше понимать, что происходит в управлении муниципалитетом, регионом, страной. Хотят, чтобы издержки на получение информации и услуг были минимальны, а качество их было высоко. Это, в свою очередь, приводит к необходимости обеспечения понятности работы органов власти, прозрачности процедур разработки и принятия решений, открытости бюджетного процесса, доступности услуг.
Прозрачность деятельности власти.
Подотчетность, информационная прозрачность и понятность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации формирует доверие граждан к системе госуправления в целом. В современном обществе информация становится важнейшим ресурсом, в том числе ресурсом органов государственной власти. Практика показывает, что она может быть "обменяна" на повышение качества жизни и поддержку общества, на доверие инвесторов и экономический рост, на экспертные знания, на легитимность и эффективность системы управления.
2. Внедрение механизмов открытости государственного управления в субъектах Российской Федерации в первую очередь направлено на:
повышение кадрового потенциала государственной гражданской службы;
повышение качества решений органов государственной и муниципальной власти;
повышение эффективности предоставления бюджетных услуг за счет развития конкурентной среды в их осуществлении и более полного использования потенциала общества в разработке государственных решений и реализации отдельных государственных функций;
снижение уровня коррупции в органах власти, в том числе в процессе предоставления бюджетных услуг;
повышение качества государственных услуг, а также уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;
повышение инвестиционного потенциала региона и рост конкурентоспособности территорий за счет более понятной и благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей;
рост качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы;
рост доверия между государством и обществом.
3. Ключевые направления открытости органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3.1. Повышение доступности и прозрачности информации:
обеспечение качественного сбора и хранения информации, обеспечение доступности информации для граждан, оперативное реагирование на информационные запросы;
расширение доступной информации и раскрытие данных о деятельности разных уровней власти в формате, приспособленном для дальнейшего использования и создания востребованных обществом информационных продуктов;
публикация данных о государственных расходах и выполнении важных общественных услуг и работ;
анализ и учет требований общества к информации.
3.2. Стимулирование участия гражданского общества в процессе формирования и принятия решений:
повышение прозрачности управленческих процессов;
создание и использование каналов обратной связи от общества;