Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2017 года N 145


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА, ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 27.07.2023 N 392.
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Внести изменения в государственную программу Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 18.07.2013 N 353, с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Сахалинской области от 28.02.2014 N 96, от 27.08.2014 N 413, от 31.12.2014 N 676, от 28.09.2015 N 405, от 20.01.2016 N 9, от 30.05.2016 N 268, от 22.08.2016 N 416, от 30.12.2016 N 690 (далее - государственная программа), изложив ее в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Внести в подпрограммы государственной программы следующие изменения:

2.1. Подпрограмму N 1 изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

2.2. Подпрограмму N 2 изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.

2.3. Подпрограмму N 3 изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.

2.4. Подпрограмму N 4 изложить в редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.

2.5. Подпрограмму N 5 изложить в редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.

3. Внести изменения в приложения N 1 - 7 к государственной программе, изложив их в редакции согласно приложениям N 7 - 13 к настоящему постановлению.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Председатель Правительства
Сахалинской области
В.Г.Щербина





Приложение N 1
к постановлению
Правительства Сахалинской области
от 28.03.2017 N 145

"Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 18.07.2013 N 353

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА, ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


 Паспорт государственной программы Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2014 - 2020 годы"

Наименование государственной программы

Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2014 - 2020 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области

Соисполнители государственной программы

Не предусмотрены

Участники государственной программы

Министерство образования Сахалинской области.

Агентство по туризму Сахалинской области.

Государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества".

Областное автономное учреждение "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов".

Областное автономное учреждение "Северное лесное хозяйство".

Областное автономное учреждение "Центральное лесное хозяйство".

Областное автономное учреждение "Восточное лесное хозяйство".

Областное автономное учреждение "Западное лесное хозяйство".

Областное автономное учреждение "Южное лесное хозяйство".

Областное автономное учреждение "Юго-западное лесное хозяйство".

Арендаторы лесных участков

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания на территории Сахалинской области".

Подпрограмма 2 "Развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области".

Подпрограмма 3 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Сахалинской области".

Подпрограмма 4 "Развитие лесопромышленного комплекса Сахалинской области".

Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы"

Цель государственной программы

Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области

Задачи государственной программы

1. Организация охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории Сахалинской области для устойчивого существования, сохранения биологического разнообразия, обеспечения сохранения и увеличения численности охотничьих ресурсов.

2. Обеспечение сохранения и оценки современного состояния особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и объектов их охраны, создание условий для развития рекреации и туризма на ООПТ и повышение уровня экологического просвещения населения.

3. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

4. Обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.

5. Повышение эффективности управления в сфере лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области

Этапы и сроки реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в период 2014 - 2020 годов. Этапы не выделяются

Объемы и источники финансирования государственной программы

Общий объем средств на реализацию мероприятий, предусмотренных государственной программой, составляет 12750898,3 тыс. рублей, в том числе за счет:

- федерального бюджета - 2018846,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 284148,7 тыс. рублей;

2015 год - 283969,9 тыс. рублей;

2016 год - 266916,9 тыс. рублей;

2017 год - 277299,5 тыс. рублей;

2018 год - 280703,1 тыс. рублей;

2019 год - 285533,3 тыс. рублей;

2020 год - 340275,3 тыс. рублей;

- областного бюджета - 3671771,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 419345,3 тыс. рублей;

2015 год - 471541,9 тыс. рублей;

2016 год - 771267,4 тыс. рублей;

2017 год - 438658,6 тыс. рублей;

2018 год - 379694,4 тыс. рублей;

2019 год - 379694,4 тыс. рублей;

2020 год - 811569,6 тыс. рублей;

- внебюджетных источников - 7060280,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 1670901,0 тыс. рублей;

2015 год - 1698852,0 тыс. рублей;

2016 год - 1419987,0 тыс. рублей;

2017 год - 1244116,0 тыс. рублей;

2018 год - 333631,0 тыс. рублей;

2019 год - 340598,0 тыс. рублей;

2020 год - 352195,0 тыс. рублей

Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения

1. Выполнение ежегодных планов проведения проверок в области лесного и охотничьего хозяйства, ежегодно 100%.

2. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, к 2020 году 19,2 руб.

3. Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров, к 2020 году 77,4%.

4. Индекс обработки древесины и производства изделий из дерева к предыдущему году, к 2020 году 105%


 1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации Государственной программы и прогноз развития

Государственная программа Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области" и распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р "Об утверждении перечня государственных программ Сахалинской области".

Государственная программа определяет цель, задачи и основные направления развития лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области в сфере использования, охраны, защиты лесов, развития лесопромышленного комплекса и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения, использования и восстановления объектов животного мира на 2014 - 2020 годы.

Реализация Государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Сахалинской области в части использования и восстановления лесов и объектов животного мира, сохранения и развития природных комплексов - взаимосвязанных объектов биологической среды, имеющих глобальное экологическое значение.

Леса несут для жителей Сахалинской области первоочередное значение: формируют необходимую для жизни среду обитания и являются возобновляемым стратегическим ресурсом, удовлетворяя множественные потребности общества. Сегодня леса также обеспечивают выживание населения региона, как обеспечивали выживание людей по всему миру во все времена. Поэтому организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование является стратегически важной задачей.

Анализ текущего состояния лесного хозяйства Сахалинской области показывает, что в отрасли скопился ряд проблем, решение которых требует комплексного системного подхода.

В первую очередь - это своевременное лесовосстановление. В Сахалинской области земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, занимают 369,0 тыс. га, что составляет 5,3% от общей площади земель лесного фонда региона. На большей части не покрытых лесной растительностью земель (207,7 тыс. га) возобновление леса проходит естественным путем или может быть обеспечено содействием естественному лесовосстановлению. На лесных участках, где естественное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами не может быть обеспечено, проводится искусственное лесовосстановление. Однако без выращивания качественного лесопосадочного материала развитие лесовосстановления невозможно. Для решения этой задачи необходима поддержка лесопитомнического хозяйства на территории области, вливание денежных средств в строительство оборудованного семенного центра и склада хранения семян.

Вторая важная задача, стоящая перед регионом, - это адекватная, своевременная оценка лесов - проведение лесоустройства. Лесоустройство дает понимание того, чем мы управляем, сколько используем и что нас ждет в перспективе. В условиях хронического недофинансирования работ по лесоустройству правильно оценить свои лесные ресурсы Сахалинская область не может. Ревизионный срок проведения лесоустроительных работ составляет 10 лет. При этом в регионе выдержаны сроки лесоустройства только по трем лесничествам из семнадцати. Лесоустройство является очень затратным мероприятием и не может быть проведено без финансовых вливаний государства в необходимом объеме.

Третьим направлением в лесной политике региона является сохранение лесов и их охрана. Лесные пожары в Сахалинской области являются основной причиной потери лесных ресурсов. Тушение лесных пожаров осложняется горным рельефом местности, высокой природной горимостью лесов, сильными ветрами и отсутствием развитой дорожной сети. Создание и развитие эффективной системы мониторинга пожарной опасности и тушения лесных пожаров, предупреждение их распространения и возникновения, включая противопожарное обустройство лесов, являются основными направлениями реализации мероприятий по охране и защите лесов.

Лес является не только совокупностью лесных насаждений, лес - это сложный биологический комплекс с многообразием не только растений, но и животных. Сахалинская область относится к числу регионов с традиционно развитой охотничьей деятельностью. Занятие охотой представляет для жителей области большой интерес. Площадь охотничьих угодий в регионе составляет 7534,7 тыс. га. В настоящее время большинство популяций охотничьих ресурсов находится в стабильном состоянии, за исключением диких копытных животных - благородного оленя (изюбра) и дикого северного оленя. За последние полтора десятка лет численность изюбра сократилась в 4 - 5 раз, и его современное поголовье составляет около 130 особей, в то время как во второй половине 90-х годов насчитывалось не менее 700 особей. Численность популяции дикого северного оленя сократилась примерно в 3 раза и составляет сейчас в среднем около 2000 особей. Тенденция постоянного снижения поголовья этого вида сохраняется по настоящее время и остановить ее пока не удается.

Для сохранения и увеличения численности популяций этих видов животных необходимо принятие срочных неотложных мер государственного реагирования - борьба с браконьерством (проведение регулярных рейдов с привлечением необходимой техники и оборудования), а также выработка эффективной региональной государственной политики в области охоты. Задача области - сохранить традиционных для наших широт копытных в дикой природе для будущих поколений жителей области.

Невозможна деятельность по сохранению экологического разнообразия области без решения задач по развитию особо охраняемых природных территорий. Сегодня на территории региона функционируют 53 особо охраняемые природные территории регионального значения (1 природный парк, 11 государственных природных заказников, 41 памятник природы). Все они, в первую очередь, нуждаются в государственной охране. Эту функцию осуществляет ГКУ "Сахалинские лесничества". Содержание штатной численности инспекторов, оснащение соответствующей техникой, оборудованием, спецодеждой является гарантией эффективной регулярной рейдовой работы в целях пресечения браконьерской деятельности. Государственная охрана природных комплексов должна быть выведена на качественно новый уровень, соответствующий международным стандартам по сохранению биологического разнообразия.

Еще одним из направлений, которое необходимо развивать в Сахалинской области, является использование сети ООПТ в рекреационных и туристических целях. Для этого необходимо проведение ряда мероприятий Государственной программы, в первую очередь направленных на создание инфраструктуры, без которых развитие ООПТ как объектов туризма невозможно в принципе.

Развитие лесного комплекса региона невозможно без укрепления кадрового потенциала. Сегодня в отрасли остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной подготовке кадров. Кроме того, отмечается старение кадрового состава. В настоящее время руководители и специалисты лесного и охотничьего хозяйства в возрасте старше 50 лет составляют более половины кадрового состава. При сохранении этой тенденции в перспективе область столкнется с проблемой отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих ведение лесного и охотничьего хозяйства региона, в том числе с дефицитом руководящих работников. Решение этих проблем лежит в плоскости принятия продуманных управленческих решений, в сфере вложения финансовых средств в повышение и переподготовку специалистов лесного хозяйства, повышения рентабельности предприятий лесного хозяйства, создания условий для нормальной работы специалистов.


 2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области, описание основных целей и задач Государственной программы

Приоритеты и цели политики Сахалинской области в сфере лесного и охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области определены настоящей Государственной программой исходя из долгосрочных целей государственной политики Российской Федерации.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году (далее - Стратегия), определены стратегические цели развития лесного комплекса - это обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Для достижения поставленных целей Стратегией предусматривается решение задач по совершенствованию организационной и функциональной структуры управления лесами, определена необходимость совершенствования лесного законодательства, повышение эффективности лесного хозяйства в части качества исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий и другие направления. В качестве отдельной задачи выделяется укрепление научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определены приоритетные направления развития лесного хозяйства:

- создание системы воспроизводства лесов;

- улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Сегодня государственная политика в области лесного хозяйства также во многом определяется развитием лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, которое позволит существенно увеличить объемы использования лесов. Государственная политика нацелена на повышение доли использования расчетной лесосеки, рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины. Эти цели достигаются в безусловной связи с сохранением потенциала и экологической значимости лесов.

Лес как один из видов возобновляемых ресурсов представляет собой наряду с водно-биологическими ресурсами сырьевую базу для функционирования небольших предприятий, обеспечивающих генерирование добавленной стоимости и закрепление населения на территории области.

Таким образом, государственная политика, направленная на оптимизацию, повышение прозрачности и поддержку развития лесного бизнеса, с учетом неистощительной эксплуатации лесных ресурсов является необходимой основой для устойчивости существующих поселений и стабилизации социально-экономической ситуации на территории области.

Это, в свою очередь, полностью соответствует главной цели Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области - реализации геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Конкретные цели и задачи Российской Федерации в сфере лесного комплекса закреплены в государственных актах Российской Федерации: в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, в государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, в государственной программе Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321, и в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".

Настоящая Государственная программа отражает основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере лесного комплекса и направлена на достижение общегосударственных целей.

Кроме того, Государственная программа определяет пути достижения общегосударственных целей в сфере развития особо охраняемых природных территорий региона.

Государственная политика Российской Федерации в области развития особо охраняемых природных территорий нацелена прежде всего на повышение уровня жизни и здоровья населения, которые обеспечиваются поддержанием соответствующего качества природной среды. Поставленные государственные задачи реализуются через поддержание жизнеобеспечивающих функций природных систем ООПТ, образующих природно-заповедный фонд России. Система ООПТ является результатом многолетней природоохранной деятельности ученых, общественности и власти.

Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, определены основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в этой сфере. Концепцией поставлены задачи продолжения формирования географической сети особо охраняемых природных территорий, создания новых заповедников и национальных парков, обеспечения их эффективной охраны, вовлечения ООПТ в экологическое развитие, интегрирования их в сферу социально-экономического развития регионов.

Региональная политика Сахалинской области строится на этих же принципах. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года определяет основные стратегические цели, среди которых - создание условий для комфортного проживания, работы, творческого развития и отдыха жителей Сахалинской области, рациональное использование природных ресурсов.

Стратегической целью региональной экологической политики является значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека в регионе, формирование сбалансированной, экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств, сохранение уникальных природных экосистем.

Другим направлением Государственной программы является развитие охотничьего хозяйства Сахалинской области. Государственная политика Российской Федерации в сфере охотничьего хозяйства закреплена в положениях Конституции Российской Федерации, требованиях Федеральных законов от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениях Лесного кодекса Российской Федерации.

Конкретные цели и задачи Российской Федерации в сфере охотничьего хозяйства закреплены в государственной программе Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (подпрограмма "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".

В соответствии с государственной политикой Российской Федерации в этой сфере определяется и региональная политика Сахалинской области. Перед регионом стоят задачи по разведению охотничьих животных, сохранению среды их обитания, организации правильной охоты. Прошедшие десятилетия дали богатейший опыт организационной работы, ведения охотничьего хозяйства, устройства различных спортивных соревнований, подготовки квалифицированных кадров, биотехнии, дичеразведения, борьбы с браконьерством и многого другого. Главным образом, региональная политика должна быть направлена на то, что охотничья отрасль может и должна приносить положительный экономический эффект как конкретным жителям области, так и региону в целом. При этом пользование охотничьими ресурсами области возможно при условии их полного восстановления. Кроме того, развитие охоты в регионе даст и огромный положительный социальный эффект: правильная спортивная, любительская и трофейная охота воспитывает в людях активную жизненную позицию, чувство патриотизма и бережного отношения к природе, отвлекает, особенно молодежь, от наркомании и алкоголизма, пропагандирует и формирует здоровый образ жизни.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»