ПРИКАЗ
от 14 марта 2017 года N 318
О ПОЛОЖЕНИИ О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2016 года N 151-ПП "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" приказываю:
1. Утвердить Положение о внутреннем финансовом контроле в Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заместитель
Председателя Правительства КБР -
министр образования,
науки и по делам молодежи КБР
Н.ЕМУЗОВА
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Положением о Министерстве образования, науки и по делам молодежи КБР (далее - Министерство). Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля Министерства.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством и подведомственными ему получателями средств республиканского бюджета;
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств республиканского бюджета.
1.3. Внутренний контроль в Министерстве могут осуществлять:
- созданная приказом министра комиссия;
- сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства.
1.4. Целями внутреннего финансового контроля Министерства являются подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности Министерства и соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям законодательства;
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности;
- анализ системы внутреннего контроля Министерства, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Принципы внутреннего финансового контроля Министерства:
- принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
- принцип объективности. Внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
- принцип независимости. Субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
- принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
- принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
- точность и полноту документации бухгалтерского учета;
- соблюдение требований законодательства;
- своевременность подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений министра образования, науки и по делам молодежи;
- сохранность имущества Министерства.
2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
3.1. Внутренний финансовый контроль в Министерстве подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции, позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция.
Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют министр образования, науки и по делам молодежи, его заместители, главный бухгалтер, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования, начальник контрактной службы и материально-технического обеспечения, сотрудники отдела правового обеспечения. Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются:
- проверка финансово-плановых документов Министерства отделом экономического анализа и прогнозирования, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
- проверка и визирование проектов договоров, заключаемых Министерством начальником контрактной службы;
- предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, осуществляемая главным бухгалтером (бухгалтером), экспертами и другими уполномоченными должностными лицами.
3.1.2. Текущий контроль производится путем:
- проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения договоров;
- ведения бухгалтерского учета;
- осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования.
Формами текущего внутреннего финансового контроля являются:
- проверка расходных денежных документов до их оплаты Министерством.
Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
- проверка наличия денежных средств в кассе;
- проверка полноты оприходования полученных наличных денежных средств и денежных документов;
- проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов, денежных документов;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);
- проверка фактического наличия материальных средств.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства.
3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций, осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.
Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:
- инвентаризация;
- внезапная проверка кассы;
- проверка поступления, наличия и использования денежных средств и денежных документов в Министерстве;
- документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности Министерства.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:
- объект проверки;
- период, за который проводится проверка;
- срок проведения проверки;
- период проведения проверки;
- ответственных исполнителей.
Объектами плановой проверки являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- полнота и правильность документального оформления операций;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
- программа проверки (утверждается министром образования, науки и по делам молодежи КБР);
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
- виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
- анализ соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.