ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2017 года N 151


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.08.2016 N 462 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2019 ГОДЫ"


Руководствуясь Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 30.08.2016 N 462 "Об утверждении Программы финансового оздоровления Калужской области на 2016 - 2019 годы" (далее - постановление) следующие изменения:

1.1. В пункте 2 постановления слова "по форме, установленной министерством финансов Калужской области" исключить.

1.2. Приложение "Программа финансового оздоровления Калужской области на 2016 - 2019 годы" к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов


Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 23 марта 2017 года N 151


Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 30 августа 2016 года N 462

ПРОГРАММА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2019 ГОДЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Программа финансового оздоровления Калужской области на 2016 - 2019 годы (далее - Программа) разработана в целях исполнения подпункта "а" пункта 14 Правил проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 1446), пункта 106 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации, от 01.03.2016 N 1349п-П13.

Программа направлена на формирование бюджетной политики Калужской области, ориентированной на создание условий для эффективного управления государственными и муниципальными финансами Калужской области и укрепление устойчивости бюджетной системы Калужской области, и определяет основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Калужской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов областного и местных бюджетов, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели Программы - улучшение состояния бюджетной системы и оздоровление государственных и муниципальных финансов Калужской области, эффективное использование бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Калужской области, сокращение долговой нагрузки на областной и местные бюджеты.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:

1) сохранение устойчивости бюджетной системы Калужской области и обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов;

2) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов;

3) реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств;

4) оптимизация структуры государственного долга Калужской области и сокращение расходов на обслуживание государственного долга Калужской области;

5) эффективное управление муниципальным долгом посредством проведения работы по обеспечению оптимальной структуры долговых обязательств и недопущения образования задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований Калужской области из областного бюджета.

3. ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Работа по мобилизации источников доходов и оптимизации расходных обязательств в Калужской области проводится на постоянной основе в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 27.07.2012 N Пр-1958ГС (пункт 3б-2) в целях достижения показателей социально-экономического развития, установленных указами Президента Российской Федерации.

При формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в первоочередном порядке принимаются меры по перераспределению бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, в первую очередь обеспечивающих решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

В рамках мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации бюджетных расходов в Калужской области приняты следующие документы:

- План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Калужской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2018 года, утвержденный Губернатором Калужской области 15 ноября 2013 года;

- План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Калужской области на 2015 - 2017 годы, утвержденный постановлением Правительства Калужской области от 14.07.2014 N 408 "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Калужской области на 2015 - 2017 годы" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 14.05.2015 N 263), действовавший до принятия Программы;

- постановление Правительства Калужской области от 04.08.2014 N 454 "О Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Калужской области на период до 2018 года";

- постановление Правительства Калужской области от 30.12.2014 N 808 "Об утверждении долговой политики Калужской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";

- постановление Правительства Калужской области от 16.02.2016 N 98 "Об утверждении долговой политики Калужской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов";

- постановление Правительства Калужской области от 20.10.2016 N 566 "Об утверждении долговой политики Калужской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

В указанных документах утверждены мероприятия по увеличению налоговых и неналоговых доходов областного и местных бюджетов, по снижению долговой нагрузки, по оптимизации бюджетных расходов бюджета Калужской области, установлены конкретные сроки исполнения и ответственные за реализацию мероприятий.

Для достижения утвержденных показателей органами исполнительной власти Калужской области совместно с территориальными федеральными органами власти в Калужской области, контролирующими и регистрирующими органами, органами местного самоуправления проводится комплекс мер, направленных в первую очередь на легализацию объектов налогообложения и повышение уровня заработной платы в организациях Калужской области.

Наиболее актуальным мероприятием в указанном направлении является работа комиссий по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины как на областном, так и на муниципальном уровнях. Заседания комиссий проводятся еженедельно. В рамках деятельности комиссий большое внимание уделяется вопросам мобилизации налога на доходы физических лиц. На заседаниях муниципальных комиссий рассматриваются также вопросы постановки физическими лицами на учет объектов налогообложения, вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения.

Вопросы легализации объектов налогообложения, трудовых отношений и заработной платы в организациях Калужской области рассматриваются также на заседаниях комиссий в налоговых органах. Органы исполнительной власти Калужской области совместно с представителями объединений работодателей и профсоюзов, прокуратурой Калужской области, государственной инспекцией труда в Калужской области, региональным отделением Фонда социального страхования Калужской области проводят активную информационно-разъяснительную работу по вопросам легализации трудовых отношений.

В нормативные правовые акты Калужской области, предусматривающие оказание государственной поддержки юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в обязательном порядке включаются условия отсутствия у получателей государственной поддержки задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджеты всех уровней, отсутствия просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Калужской областью, перечисления в полном объеме удержанного налога на доходы физических лиц.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления Калужской области проводится активная политика по привлечению на территорию Калужской области инвестиций. Хозяйствующим субъектам, реализующим на территории Калужской области инвестиционные проекты и проекты по модернизации производства, предоставляются налоговые льготы. Ежегодно осуществляется оценка бюджетной и социально-экономической эффективности предоставленных налоговых льгот. Планируемые налоговые льготы без проведения оценки, а также при низкой оценке не устанавливаются.

Также совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Калужской области в постоянном режиме проводятся мероприятия по повышению уровня собираемости налогов.

В течение года практически в ежедневном режиме осуществляется мониторинг поступления налоговых платежей по конкретным налогоплательщикам.

В рамках выполнения утвержденных мероприятий в целях оптимизации бюджетных расходов в Калужской области в 2014 - 2015 годах проведены инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Калужской области, и их пересмотр на основе принципов адресности и нуждаемости, осуществлены конкретные расчеты, в том числе анализ размеров затрачиваемых и высвобождаемых средств по отдельным льготным категориям граждан. По результатам инвентаризации в 2015 году приняты законы Калужской области, согласно которым компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается только льготным категориям граждан в пределах социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также пересмотрен ряд социальных пособий семьям с детьми с учетом среднедушевого дохода семьи, не превышающего величину прожиточного минимума, установленного в Калужской области.

Финансирование расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства проводится с учетом необходимости финансового обеспечения пусковых строек и объектов в целях ускорения ввода объектов и недопущения удорожания строительства.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 07.07.2009 N 77-р "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств областного бюджета" (в ред. распоряжений Губернатора Калужской области от 01.06.2010 N 67-р, от 24.02.2011 N 17-р, от 03.04.2012 N 28-р, от 14.04.2014 N 40-р) ежемесячно осуществляется анализ информации о финансовых результатах проведения главными распорядителями средств областного бюджета размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, по итогам которого бюджетные ассигнования уменьшаются на сумму экономии, полученной по результатам конкурсных процедур. Так, в 2015 году экономия по результатам торгов по областному бюджету сложилась в сумме 1383,3 млн рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 502,3 млн рублей.

С 2014 года областной бюджет формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию государственных программ Калужской области, перечень которых утвержден постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 18.11.2013 N 613, от 07.02.2014 N 81, от 17.10.2014 N 614, от 31.12.2014 N 838, от 24.02.2015 N 103, от 20.04.2015 N 205), по отдельным целевым статьям бюджетной классификации. Программные расходы в 2014 - 2015 годах составили 96,9 процента от всех расходов областного бюджета, в 2016 году - 98,3 процента.

Программный формат областного бюджета позволяет соотнести расходы областного бюджета с целевыми показателями отраслевого развития и оценить эффективность использования финансовых ресурсов.

Для обеспечения сбалансированности бюджета на 2016 год на стадии разработки областного бюджета был проведен тщательный мониторинг расходных обязательств Калужской области. На основании этого были исключены непервоочередные расходы и оптимизированы отдельные виды расходов. В первую очередь это коснулось расходов на содержание аппарата управления. Также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации средства на выплату социальных пособий и льгот в областном бюджете предусмотрены с учетом усиления принципа адресности и нуждаемости.

Несмотря на оптимизацию расходов, все социально значимые и приоритетные направления обеспечены необходимыми ресурсами.

В условиях проявления тенденций замедления темпов экономического роста как в Российской Федерации в целом, так и в Калужской области на первый план выходит необходимость реализации мероприятий, направленных на обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Калужской области путем мобилизации имеющихся резервов.

За 2015 год объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составил 33835 млн рублей. Несмотря на замедление темпов развития экономики, поступления налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2014 годом увеличились на 2241 млн рублей, или на 7 процентов.

В 2016 году налоговые и неналоговые доходы областного бюджета получены в объеме 35790 млн рублей, что на 1935 млн рублей больше, чем в 2015 году, темп роста составил 105,8 процента.

Накопленный потенциал развития Калужской области позволил сохранить положительную динамику роста доходов в последние годы. В дальнейшем необходимо активизировать работу по мобилизации резервов роста доходов, особенно в части легализации доходов, выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, активизации претензионно-исковой работы с неплательщиками, проведению мероприятий по недопущению возникновения задолженности по текущим платежам.

Приоритетной должна стать работа по расширению налоговой базы по имущественным налогам. Необходимо добиться радикального сокращения количества незарегистрированного имущества физических лиц. Для этого следует активизировать среди населения муниципальных образований Калужской области разъяснительную работу о необходимости регистрации и постановки на налоговый учет объектов налогообложения.

Важным направлением является проведение ежегодной оценки эффективности предоставляемых льгот и установленных ставок по налогам, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности. Необходимо продолжить работу по инвентаризации, пересмотру и оптимизации налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком.

В целях недопущения сокращения поступлений неналоговых доходов главным администраторам доходов областного бюджета необходимо активизировать претензионную работу и усилить принимаемые меры по сокращению объемов имеющейся задолженности по администрируемым неналоговым доходам.

Мобилизация доходов областного и местных бюджетов в сочетании с повышением ответственности при использовании бюджетных средств является залогом эффективной реализации государственных и муниципальных программ Калужской области и сохранения стабильности бюджетной системы Калужской области.

В 2016 году утверждены нормативные затраты на обеспечение функций органов исполнительной власти Калужской области, иных государственных органов Калужской области (включая подведомственные учреждения).

Кроме того, в 2016 году проведены мероприятия по оптимизации численности государственных гражданских служащих. Штатная численность гражданских служащих в органах государственной власти Калужской области сокращена на 106 единиц.

В дальнейшем будет проводиться работа по недопущению необоснованного роста численности работников органов государственной власти Калужской области без расширения их полномочий и функций.

Будет продолжено проведение мониторинга соотношения индексации должностных окладов работников органов государственной власти Калужской области и индексации, предусмотренной для органов власти на федеральном уровне.

Одним из направлений Программы является обеспечение дефицита областного бюджета в 2016 - 2019 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов областного бюджета в соответствующих годах без учета безвозмездных поступлений в соответствии с заключенными соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету Калужской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области.

Благодаря проведенной работе с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению кредитов из федерального бюджета в 2014 - 2016 годах областному бюджету из федерального бюджета были предоставлены бюджетные кредиты на замещение рыночных обязательств на общую сумму 11229 млн рублей, что позволило досрочно погасить часть коммерческих кредитов и государственные ценные бумаги Калужской области, а также сократить расходы на обслуживание государственного долга Калужской области.

Реализация долговой политики Калужской области позволила существенно изменить структуру государственного долга Калужской области. Доля рыночных обязательств в структуре долга сократилась с 59 процентов в 2013 году до 4 процентов в 2016 году, доля бюджетных кредитов увеличилась с 20 процентов в 2013 году до 94 процентов в 2016 году.

Изменение структуры государственного долга позволило значительно сократить расходы на его обслуживание. Объем расходов на обслуживание государственного долга в 2016 году снизился на 411 млн рублей по сравнению с 2015 годом. По ожидаемой оценке 2017 года снижение составит 444 млн рублей по сравнению с 2016 годом.

Работа по сокращению государственного долга Калужской области будет продолжена и в 2017 - 2019 годах.

Вопросы, связанные с повышением качества управления муниципальным долгом, также остаются актуальными. В настоящее время особо подчеркивается необходимость снижения долговой нагрузки на местные бюджеты.

В последние годы предпринимались активные меры по повышению эффективности управления муниципальным долгом. Однако в данном направлении должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на недопущение образования просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципальных образований.

Обеспечение полного и своевременного исполнения обязательств по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета, является одним из направлений Программы, по результатам реализации которого ожидается сокращение объема муниципального долга и сохранение существующей практики по недопущению образования просроченной задолженности по бюджетным кредитам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»