Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 06 февраля 2017 года N 1719


Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 16.09.2019 N 737, вступающего в силу со дня опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в "Якутских ведомостях" - 20.09.2019).
____________________________________________________________________

(в редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 25.04.2018 N 2524)


В соответствии с пунктом 4 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2016 г. N 1546 "О проектном управлении в Республике Саха (Якутия)" постановляю:

   

1. Утвердить Концепцию внедрения и развития проектного управления в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему Указу.


2. Утвердить Положение об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 2 к настоящему Указу.


3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Чекина Е.А.


4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.



Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ


г. Якутск


6 февраля 2017 года


N 1719



Приложение N 1



Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 6 февраля 2017 г. N 1719



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)



I. Общие положения


В настоящей Концепции внедрения и развития проектного управления в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) представлены описание общих подходов реализации государственной политики в сфере проектного управления, определение принципов и приоритетов основных направлений и описание причины внедрения проектного управления.


Положения Концепции являются основой для консолидации усилий исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, субъектов проектной деятельности по активному использованию механизмов проектного управления для снижения количества межведомственных барьеров и повышения эффективности при решении конкретных приоритетных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).


Положения Концепции опираются на анализ мирового и российского опыта, объективные потребности и реальные возможности обеспечения внедрения и развития проектного управления.



II. Состояние и тенденция проектного управления


Опыт внедрения проектного управления в мире. Мировая практика проектного управления показала ее достаточную эффективность.


Самыми распространенными классическими схемами по управлению проектами в мире являются стандарты PMBоK ("A guide to the Project Management Body of Knowledge", руководство к своду знаний по управлению проектами), впервые созданные Институтом управления проектами (США) в 1986 году и признанные в 1991 году национальным стандартом ANSI (American National Standards Institute).


Следует отметить избыточность проектного подхода при реализации с учетом обширного перечня документации (стандарт помимо прочего включает такие методики, как ведение аналитических работ, прототипирование, итеративность и применение систем искусственного интеллекта с целью построения прогноза реализации и завершения проекта в части сроков и бюджета), что приведет к увеличению сроков полномасштабного внедрения проектного управления в Республике Саха (Якутия).


В Великобритании использование проектного подхода в управлении, в том числе таких его элементов, как неуклонная реализация приоритетных задач, фактическая достоверность и доказательность при отчетности, раннее выявление проблем, признание ведомственных различий и сходства, нацеленность исполнителей на успех и пр., позволило решить ряд проблем по приоритетным направлениям и определить новые области, требующие реформирования. Действовавшей в 2001 - 2010 годах специальной группой (Delivery Unit) при премьер-министре по обеспечению реализации реформ в сфере государственных услуг работа в правительстве этой страны была построена по ряду ключевых направлений (подотчетность и руководство, управление проектами, рычаги для достижения перемен, обратная связь и коммуникации, сроки осуществления, межведомственное сотрудничество, ресурсы и оценка эффективности), что дало определенные позитивные результаты за счет культивирования новой системы проектного мышления, а именно установления эффективных межведомственных взаимодействий, создания понятных механизмов отчетности по результатам технической реализации стратегических линий.


В Малайзии в конце 1990-ых и 2000-ых годах были приняты две взаимосвязанные программы - программы трансформации правительства (GTP) и программы трансформации экономики (ETP), а также создана правительственная группа управления эффективностью и реализации реформ в сфере государственных услуг (PEMANDU) для стимулирования активности населения и бизнеса. Деятельность PEMANDU была направлена на реализацию программ, координацию, поддержку профильных министерств. Значительная часть усилий была направлена на детальное планирование, а также жесткий и независимый контроль исполнения. В результате управленческие решения по приоритетному направлению "борьба с преступностью" с применением методов проектного подхода позволили снизить уровень преступности только за первый год на 15%, второй на 11% и далее до 29,9%.


Можно выделить основные элементы успешного внедрения проектного управления в мировой практике:


создание организационных структур, в которых находятся профессионалы в области управления проектами, осуществляющие экспертизу, планирование, детализацию планов проектов, мониторинг и контроль проектов, координирующие усилия по исполнению проектов и предоставляющие информацию высшему руководству в виде, удобном для принятия решений;


постановка четких приоритетов и целей социально-экономического развития;


создание шагов по реализации реформ ("дорожная карта");


создание системы мониторинга и контроля исполнения проектов;


формирование наборов КПЭ (ключевые показатели эффективности), предоставляющих надежные данные исполнителям для оценки успешности своей работы, для понимания того, за что наступают последствия в случае неудачи и назначается вознаграждение в случае успеха.


Опыт внедрения проектного управления в Российской Федерации.


В Российской Федерации развитие проектного управления в органах государственной власти имеет следующие этапы:


На первом этапе (2005 - 2008 годы) управление проектами впервые апробировалось в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Итогом деятельности было отмечено увеличение продолжительности жизни в стране до 69 лет. Вместе с тем участники программ отмечали, что действующей и эффективной системы управления национальными проектами за этот период создать не удалось.


В ходе второго этапа (2009 - 2012 годы) отмечено значительное увеличение количества государственных проектов (более 40), разработка и реализация которых осуществлялись частично с учетом требований профессиональной методологии проектного подхода.


С 2012 года повысился интерес к ведению мегапроектов, то есть крупных инфраструктурных проектов (проекты "Урал Промышленный - Урал Полярный", "Ямал", "Комплексное развитие Южной Якутии", строительство космодрома "Восточный", подготовка к проведению саммита АТЭС, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи в 2014 году и др.).


5 июня 2013 года приказом Минэкономразвития России N 304 "О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации" был создан Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации.


Распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. N 26Р-АУ "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти" утверждены Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.


Получили развитие региональные площадки внедрения пилотного управления. На сегодня наибольшая активность внедрения и развития проектного управления отмечается в Белгородской области, Пермском крае, Приморском крае, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и др.


Регионы используют внедрение проектного управления для решения проблемы увеличения инвестиционной привлекательности, и чаще данный процесс идет опосредованно наряду с реализацией конкретных мер по улучшению социально-экономических показателей. Акцент делается на практической составляющей, чем на соблюдении методологии, формировании базы нормативных правовых актов. Чаще используются уже имеющиеся собственные преимущества и наработки региона в противовес декларируемым преимуществам от внедрения проектного управления. Это объясняет сложности осуществления анализа по единой схеме и поиска, отсутствия информации по внедрению проектного управления в соответствии со стандартами проектного управления в каждом из указанных регионов. Используемая тактика позволяет добиваться регионам существенных социально-экономических результатов.


На сегодня внедрение проектного подхода в органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации реализуется с созданием координирующих органов - проектных офисов. По оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ) в 2016 году проектные офисы созданы в 74 регионах России.


Практика внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти показала следующие риски:


1. Отсутствие единой нормативно-правовой базы, унификации проектных документов.


2. Наличие бюрократического мышления управленческих кадров, направленного на исполнение поручений, необходимость формирования нового мышления управленческих кадров, связанного с достижением конкретного измеримого результата в установленные сроки, заинтересованностью в изменениях, инновационных методах управления.


3. Неэффективная организация межведомственного взаимодействия в ходе работы по достижению запланированных результатов.


4. Отсутствие четких распределений полномочий между проектными офисами и субъектами государственного и муниципального управления, дублирование выполняемых задач и функций.


5. Не сформирована система накопления опыта и применения лучших практик. Отсутствие единого портала с информацией о внедрениях проектного управления в регионах для более эффективного использования опыта внедрения.


6. Кадровая проблема. Небольшое количество специалистов, обладающих компетенциями в области проектного управления и внедрения проектов в целом (грамотное представление, распределение задач и ответственных лиц, учет сроков). Необходимость построения системы мотивации, системы обучения и вовлечения персонала, принципов командной работы.


7. Отсутствие независимой экспертной оценки и мониторинга проектной деятельности, что носит узко специализированный или локальный характер, в конечном итоге приводит к низким оценкам проектов при выборе объектов инвестирования.


8. Отсутствие или низкий уровень работы с рисками и изменениями проектов. Рассмотрение опыта внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти других регионов и использование при внедрении опыта успешных практик позволяет сформулировать основные направления дальнейшего внедрения проектного управления.


9. Отсутствие связи во многих проектах между стратегией и проектной деятельностью. Рассматриваемые проекты не коррелируют напрямую с задачами социально-экономического развития.


Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти в регионах находится на начальном этапе, и есть все основания полагать, что в перспективе будет выстроен прозрачный механизм и отработаны модели внедрения.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 2165-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы" установлены порядок организации проектной деятельности, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать проектную деятельность на региональном уровне, а также основные организационные мероприятия, состав документов для нормативного и методического обеспечения, планы по развертыванию автоматизированной информационной системы проектной деятельности и развитию компетенций участников проектной деятельности.


Аппаратом Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 8399п-П6 утверждены Методические рекомендации по реализации первоочередных мероприятий в части организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»