ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2016 года N 1785

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ, В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, от 16 августа 2016 года N 22-РКМ1 приказываю:

1. Утвердить модельную программу социального сопровождения семей с детьми, в том числе замещающих, в Вологодской области согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Начальник департамента
Л.В.КАМАНИНА






Утверждена
Приказом
Департамента социальной защиты
населения Вологодской области
от 30 декабря 2016 года N 1785
(приложение)

МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ, В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(ДАЛЕЕ - МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА)


 I. Общие положения


1.1. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 года от 4 марта 2014 года N Пр-411ГС (подпункт "е" пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, а также Резолюцией Форума социальных работников в г. Ярославле 27 марта 2015 года.

Модельная программа подготовлена по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми, реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы "Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы", а также по результатам пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, реализованного органами исполнительной власти Забайкальского края, Владимирской, Вологодской, Новосибирской и Псковской областей в 2013 году.

1.2. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с положениями:

- Семейного кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ);

- Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

- Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

- постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

- перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 года от 4 марта 2014 года N Пр-411ГС (подпункт "е" пункта 1);

- поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 14 марта 2014 года N ДМ-П12-1737 (пункт 10);

- нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти Вологодской области.

1.3. В модельной программе учтена региональная нормативная правовая база; состав и подчиненность организаций, привлеченных к работе с семьями с детьми, сложившаяся практика их взаимодействия; имеющийся опыт и инновационная практика социальной поддержки семей с детьми, включающая сопровождение замещающих семей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.4. Модельная программа разработана для обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения семьи с детьми, в том числе замещающих (далее - социальное сопровождение семей), с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения Вологодской области.


II. Понятия, используемые в модельной программе


Индивидуальная программа социального сопровождения семьи - это документ, в котором отражена система мероприятий работы с семьей по оказанию ей медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий ее жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения семьи может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа социального обслуживания не оформляется.

Индивидуальные программы социального сопровождения семьи должны быть в своей совокупности направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивать необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности ребенка;

- адаптационный уровень социального сопровождения семей - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленный на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории Вологодской области;

- базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленный на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции;

- кризисный уровень социального сопровождения семей - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленный на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, "орудием" разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка);

- экстренный уровень социального сопровождения семей - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленный на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).


III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми


3.1. Основными целями социального сопровождения семей в организациях социального обслуживания являются помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

3.2. Достижение целей возможно при решении следующих задач:

- разработка нормативной правовой и информационно-методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей на территории Вологодской области в рамках положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ;

- обеспечение эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми в Вологодской области посредством институционализации социального сопровождения;

- обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей;

- обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

- обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;

- создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;

- создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения;

- использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов.


IV. Принципы организации социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи


4.1. Социальное сопровождение семей организуется на принципах:

- добровольности, предполагающей уважение суверенитета семьи и самостоятельности ее членов в принятии решения о необходимости оказания им помощи посредством социального сопровождения и заключения договора с организацией социального обслуживания;

- комплексности, предусматривающей взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами социального сопровождения по решению проблем семьи, затрудняющих выполнение ею обязанностей по содержанию и воспитанию детей;

- межведомственности, предполагающей достижение высокой степени согласованности действий между органами исполнительной государственной власти Вологодской области, органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания населения, другими организациями социальной сферы, социально ориентированными некоммерческими организациями, местным сообществом и гражданами в решении проблем семьи с детьми, находящейся на социальном сопровождении;

- адресности и доступности, которые предполагают предоставление социального сопровождения тем семьям с детьми, которые в нем действительно нуждаются, для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей жизнедеятельность ребенка в семье;

- вариативности, предусматривающей учет региональных различий в социальной инфраструктуре, в содержании, в технологиях и методиках социального обслуживания детей и семей с детьми;

- конфиденциальности, в соответствии с которой не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или служебной информации о семье, находящейся на сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;

- непрерывности, гарантирующей оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи вплоть до полного решения проблемы;

- рекомендательного характера предлагаемых механизмов решения трудной жизненной ситуации, обусловившей нарушение или угрозу нарушения прав ребенка, предусматривающего самостоятельность принятия решений семьей по актуальным для нее проблемам;

- эффективности, предполагающей учет соизмеримости используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым результатом социального сопровождения семьи с детьми, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов семьи для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности ребенка.


V. Категории семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении


5.1. Семью, нуждающуюся в социальном сопровождении, составляют граждане - члены семьи, нуждающиеся в помощи посредством организации социального сопровождения или нуждающиеся в предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

5.2. На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно осуществляется в отношении следующих семей с детьми, в том числе:

- воспитывающей детей-инвалидов;

- воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;

- многодетной;

- малообеспеченной (с низким уровнем дохода);

- имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);

- с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;

- находящейся в социально опасном положении;

- переселенцев, беженцев;

- с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;

- других категорий семей.

Указанные категории семей наиболее часто переживают ситуации, связанные с нарушением благоприятных условий для жизнедеятельности ребенка в семье.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»