АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 года N 172
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Администрация области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы (далее - государственная программа), утвержденную постановлением администрации области от 27.09.2013 N 1075 (в редакции от 31.12.2015), следующие изменения, изложив государственную программу в новой редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава администрации области
А.В.Никитин
Приложение
к постановлению
администрации Тамбовской области
от 24.02.2016 N 172
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 27.09.2013 N 1075
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление по физической культуре и спорту области |
Соисполнители государственной программы | Управление образования и науки области; |
Подпрограммы государственной программы | "Развитие физической культуры и массового спорта" |
Цель государственной программы | Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности тамбовского спорта на российской и международных спортивных аренах |
Задачи государственной программы | Повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы, их значение на последний год реализации | Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (2020 год - 43,6%). |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в один этап (2014 - 2020 гг.) |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общие затраты на реализацию государственной программы в 2014 - 2020 гг. за счет всех источников финансирования - 4731309,9 тыс. рублей: |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Государственная программа разработана на основании и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 317-З.
В развитии общества, его духовного и физического здоровья, повышения качества жизни значительную роль играют физическая культура и спорт.
Физическая культура и спорт - это один из важнейших стратегических ресурсов развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, формирования и расширения спектра видов досуговой деятельности, создания условий для социализации личности.
Здоровый образ жизни, занятия физической культурой становятся важнейшим социальным фактором, способствующим развитию человеческого потенциала.
В настоящее время в области наблюдается тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта, которая проявляется:
в поддержке администрацией области сферы физической культуры и спорта;
в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, укреплении здоровья, продлении активного долголетия и формировании здорового образа жизни населения;
в организации и проведении разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;
в профилактике асоциального поведения и воспитания молодежи, подготовке дееспособных Вооруженных сил России;
в повышении работоспособности экономически активного населения области;
в вовлечении в занятия физической культурой и спортом лиц пенсионного возраста;
в использовании физической культуры и спорта как средства реабилитации инвалидов;
в пропаганде ценностей физической культуры и спорта;
в усилении влияния спорта высших достижений на популяризацию массового спорта.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта наметились положительные тенденции поступательного развития:
повысилось внимание к развитию физической культуры и спорта в области, что определяется все большим инвестированием в спорт, созданием материально-технической базы для осуществления физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
усилилось внимание к адаптивному спорту, социальной адаптации средствами физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
улучшилась деятельность по укреплению материальной базы образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" Тамбовская область в 2011 году занимала 17 место. В 2012 году показатели региона в данном рейтинге улучшились на 10 позиций.
По статистическим данным, в регионе на 01.01.2013 систематически физической культурой и спортом занимаются 250237 человек или 23,2%. Количество занимающихся физической культурой и спортом различается по возрастным группам. В возрасте до 14 лет численность занимающихся физической культурой и спортом составляет 100099 человек, в возрасте от 15 до 18 лет - 45411 человек, от 18 до 30 лет - 57529 человек, в возрасте от 30 до 60 лет - 43484 человека, 60 лет и старше - 3714 человек.
По сравнению с 2009 годом число систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличилось на 112956 человек, или на 10,6%.
Стабильными темпами развивается сеть спортивных сооружений, предназначенных для оказания физкультурно-оздоровительных услуг, проведения физкультурно-зрелищных и спортивных мероприятий. В настоящее время в области действуют 3610 спортивных сооружений, количество которых в регионе ежегодно увеличивается. Только за 2012 год прирост составил 237 единиц. Уровень обеспеченности спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, составляет 41,3%, что на 18% выше среднего показателя по России.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в области осуществляют 1503 учреждения, в которых работают 1901 штатный физкультурный работник, из них в сельской местности - 527 человек, 1490 человек с высшим специальным образованием. По уровню образовательного ценза работающих в сфере физической культуры и спорта Тамбовская область занимает 12 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте".
В области ежегодно проводятся около 235 официальных спортивных и физкультурных мероприятий в рамках Календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Тамбовской области, в которых принимают участие свыше 18 тысяч человек.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что еще не в полной мере используются возможности и ресурсы для устойчивого развития физической культуры и спорта.
Недостаточными темпами растет число занимающихся адаптивной физической культурой: в 2010 году - 1%, в 2012 году составило 2,9% от общего числа инвалидов.
Отмечается низкий уровень вовлечения трудоспособного населения в систематические занятия физической культурой и массовым спортом в производственных коллективах. И только 9,8% трудоспособного населения регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Окончательно не решена проблема укрепления материально-технической базы развития физической культуры и массового спорта в области, муниципальных образованиях.
Нерешенные вопросы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, кадрового обеспечения сдерживают развитие спорта высших достижений. Недостаточно эффективна деятельность спортивных школ как по вовлечению детей в активные занятия спортом, так и по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд области. Недостаточное внимание уделяется развитию студенческого спорта в системе профессионального образования.
При реализации настоящей государственной программы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные организационные, кадровые, финансовые и экономические риски.
Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно сократит число лиц, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, снизит степень конкурентоспособности тамбовского спорта.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей государственной программы.
Организационные риски связаны с ошибками в управлении реализацией государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению межведомственных задач, поставленных государственной программой, что может привести к невыполнению ряда мероприятий государственной программы. Мерами по управлению организационными рисками являются мониторинг реализации государственной программы, закрепленная персональная ответственность за достижение непосредственных и конечных результатов государственной программы.
Кадровые риски связаны с недостатком квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта. Меры по управлению рисков: подготовка и переподготовка кадров, увеличение оплаты труда и социальных гарантий.
Наибольшее отрицательное влияние на реализацию государственной программы могут оказать реализация экономических рисков и связанных с ними финансовых рисков.
Экономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости физкультурно-спортивных услуг, снизить их доступность и сократить инвестиции в инфраструктуру спорта.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной программы.
В рамках государственной программы отсутствует возможность управления экономическими и финансовыми рисками возможен лишь оперативный учет последствий их проявления. В рамках государственной программы минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы;
финансового контроля;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры и спорта;
привлечения средств из внебюджетных источников.
Решение стратегических задач в сфере физической культуры и спорта положительно скажется на улучшении здоровья тамбовчан, демографической ситуации, повышении производительности труда и воспитании подрастающего поколения.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы
Приоритетные направления региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы сформулированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302-р;
Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З;
Государственная программа позволит обеспечить достижение стратегических целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Приоритетными направлениями региональной государственной политики в сфере физической культуры и спорта области станут:
развитие физической культуры и массового спорта;
развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва;
повышение эффективности управления развитием отрасли физической культуры и спорта.
В рамках направления "Развитие физической культуры и массового спорта" предстоит обеспечить:
совершенствование соответствующей нормативной правовой базы;
совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;