ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2013 года N 774

ОБ ОТЧЕТЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ О.И.БЕТИНА О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ЗА 2012 ГОД


В целях реализации пункта б.2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункта б-2 статьи 54 Устава (Основного закона) Тамбовской области, депутатами Тамбовской областной Думы заслушан отчет и ответы на вопросы, поставленные областной Думой, главы администрации Тамбовской области О.И.Бетина о результатах деятельности администрации области за 2012 год.

Учитывая изложенное, Тамбовская областная Дума постановляет:

1. Одобрить отчет главы администрации Тамбовской области О.И.Бетина о результатах деятельности администрации области за 2012 год (прилагается).

2. Во исполнение задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, считать первоочередными направлениями деятельности администрации области совместно с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществление комплекса мер, направленных на продолжение последовательного курса регионального развития, рост и модернизацию экономики региона, укрепление инвестиционного потенциала развития области, эффективную государственную поддержку бизнесу, кардинальное решение жилищного вопроса, повышение качества жизни и здоровья населения области, преодоление демографического кризиса, решение других актуальных задач современного общества.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Разместить текст отчета на официальном сайте Тамбовской областной Думы.

Председатель областной Думы
А.В.Никитин





ОТЧЕТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ О.И.БЕТИНА О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ


В отчетном 2012 году деятельность администрации области строилась в соответствии с ранее принятой Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития области.

Несмотря на быстро меняющиеся внешние факторы, регион устойчиво развивался и по многим направлениям занимал лидирующие позиции. Так, прирост промышленного производства составил 12,5 процента. Валовый региональный продукт, по оценкам, увеличился на 11,2 процента, что более чем втрое больше аналогичных общероссийских показателей (соответственно 2,6 и 3,4%).

Локомотивом экономического развития стал агропромышленный сектор области. В сельском хозяйстве объемы производства в 2012 году увеличились на 7,9 процента, в то время как в целом по России произошло снижение на 4,7 процента.

Объемы выпуска продукции перерабатывающей промышленности за год выросли почти на четверть (122,8%) (такого никогда не было). А в целом прирост производства по Госпрограмме АПК составил 17,5 процента.

Стала расти и отдача от ранее построенных животноводческих и птицеводческих комплексов. Производство мяса в целом по области только за один год увеличилось почти вдвое (на 189%). Хорошие перспективы и на этот год.

Продукции сельского хозяйства и продовольствия в прошлом году произведено на 112 млрд. рублей, или на 17 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году. И это несмотря на то, что 2012 год сложился не самым удачным для растениеводства. Меньше было собрано зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника. Но даже в таких условиях агропромышленный комплекс работал более устойчиво, чем прежде, за счет роста инвестиций в животноводство и переработку, которые сделали его динамично развивающимся.

Следующим по значимости для экономики области является строительный комплекс. Объем работ в этой отрасли вырос на 13,5 процента и составил 24,2 млрд. рублей. Введено 635,7 тысячи кв.м жилья, из них более 70 процентов - индивидуального. Количество выданных ипотечных кредитов за год увеличилось более чем в полтора раза и превысило 4 млрд. рублей. В расчете на душу населения введено почти 0,6 кв.м жилья, что значительно выше среднероссийского аналогичного показателя. Для сравнения в Белгородской области, которая является непререкаемым лидером в жилищном строительстве среди регионов страны, было введено 0,8 кв.м. К этому результату белгородцы шли более десяти лет.

По программам дорожных работ в 2012 году освоено почти 7 млрд. рублей. Из них 3,1 млрд. рублей было привлечено на модернизацию магистральных дорог. Объем направленных на строительство дорог средств увеличился по сравнению с предшествующим годом в 3 раза. В связи с таким инвестиционным ростом для более профессиональной организации работ было принято решение о разделении Управления транспорта и автомобильных дорог области на две самостоятельные структуры.

В результате усилился контроль за качеством подготовки проектно-сметной документации и проведением самих строительных работ. Был организован межсезонный ремонт проезжей части дорог.

Показатели, достигнутые в других сферах деятельности, также неплохие. Они приведены в таблице*.

________________
     * Таблица не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В прошлом году в области было создано около двух тысяч новых рабочих мест. Численность официально зарегистрированных безработных граждан снизилась и находилась в пределах одного процента от экономически активного населения. Что считается оптимальным с точки зрения экономической целесообразности.

Средняя зарплата по области составила 16900 рублей. Ее рост - 18 процентов. А реальный рост, за минусом инфляции, - 12,5 процента.

Более чем на треть увеличилась и прибыль предприятий, превысив 8 млрд. рублей. Все это положительно сказалось на состоянии региональных финансов. Доходная часть консолидированного бюджета области увеличилась на 4,1 млрд. рублей и превысила 42,6 млрд. рублей. По уровню бюджетных доходов Тамбовщина заняла 7 место в ЦФО, опередив некоторые соседние регионы. Для сравнения: бюджетная обеспеченность экономически более мощной Липецкой области составила 38,1 тысячи рублей на одного жителя, а Тамбовской - 39,6 тысячи рублей.

Наша область активно участвовала на принципах долевого софинансирования в 55 федеральных программах. За счет чего было привлечено 15 млрд. рублей.

Все взятые на себя областным бюджетом обязательства выполнены.

Эти результаты получены прежде всего благодаря тому, что в Законе "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года" в свое время был правильно определен механизм его реализации - инвестиционное развитие. При этом акцент был сделан на качество роста и на строительство новых конкурентоспособных производств. Эти подходы позволили обеспечить рост инвестиций в основные фонды в 2012 году на 16,2 процента. По стране он был втрое меньше (6,6%). В целом объем капитальных вложений в экономику превысил 82,5 млрд. рублей. Напомню, что их сумма в 1999 году составляла несоизмеримую величину - менее 2 млрд.руб.

Сегодня в инвестиционном механизме активно задействованы средства областного бюджета. Только в прошлом году Тамбовская область на цели развития, по программам, вложила около 18 млрд. рублей своих средств. В результате на каждый рубль бюджета на эти цели было привлечено 4,7 рубля федеральных государственных средств, а за счет всех источников, включая средства инвесторов, - 9,3 рубля.

По отношению к ВРП объем инвестиций в последние годы достиг 37 - 40 процентов. Это вдвое выше данного показателя по России и превышает необходимый уровень соотношения инвестиций к ВРП - 25%, определенный как задание Указом Президента РФ к 2015 году. Такое соотношение свидетельствует о том, что более 40 процентов прироста ВРП по нашей области стало осуществляться за счет вновь введенных мощностей.

Важным стимулирующим фактором для инвесторов является нормативная база. В прошлом году были приняты решения по оптимизации регионального инвестиционного законодательства, направленные на защиту прав инвесторов и поддержку их деятельности. Более эффективно стали работать Межведомственный совет по инвестиционной политике и рабочая группа по государственно-частному партнерству.

Эти меры реализуются в соответствии с Программой улучшения инвестиционного климата Тамбовской области на 2011 - 2014 годы. Кроме того, в 2012 году были утверждены Инвестиционный меморандум, принята Инвестиционная декларация региона, которые устанавливают принципы взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.

По итогам ежегодного Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, проводимым рейтинговым агентством "Эксперт РА", Тамбовская область в 2012 году вошла в тройку регионов-лидеров в номинации "Высокая эффективность государственного управления" и заняла 6 место по "Минимальному риску инвестирования" среди регионов России.

Но жизнь не стоит на месте. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденными в январе текущего года, совокупность сложившихся вызовов требует формирования новой модели развития страны. В качестве ее основной цели принято повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе интенсивного роста производительности труда, повышения инвестиционной и деловой активности, резкого усиления инновационной составляющей экономического развития.

Задачи по стабилизации экономики по итогам первого квартала текущего года на этой неделе были рассмотрены Президентом РФ. Им даны соответствующие поручения с учетом развития негативных процессов в мировой и российской экономиках.

Важным фактором в реализации всех этих поставленных задач является долгосрочная стабилизация условий для устойчивого экономического роста. Поэтому одной из приоритетных задач в 2013 году следует считать завершение работы по внедрению федерального Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Акцент должен быть смещен в сторону активного вовлечения в инвестиционный процесс муниципалитетов, особенно отдаленных и приграничных территорий области.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года было подчеркнуто, что "нужна своего рода инвестиционная карта, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время".

В текущем году в рамках бюджетного процесса нам предстоит кроме существующих программ разработать и реализовать 21 новую государственную программу, которые должны стать основными ориентирами в достижении целевых параметров. Для оценки эффективности реализации этих программ должна быть введена обновленная система показателей и созданы условия для общественного контроля. Необходимо также дополнительно отмобилизовать в областной инвестиционный фонд как минимум 2 млрд. рублей собственных доходов. И кроме того, провести оптимизацию кадастровой стоимости земель поселений области.

Для привлечения иностранных инвестиций, а здесь у нас, надо прямо сказать, показатели невысокие, предстоит перестроить работу профильного управления администрации области, а также более активно включиться в работу по созданию совместных предприятий с участием иностранных и отечественных предпринимателей. При этом необходимо будет задействовать такие новые организационные формы, как технопарки и особые экономические зоны.

Не затягивая сроков, уже в ближайшее время надо перейти к обслуживанию предпринимателей и инвесторов по принципу "одного окна". Чтобы можно было не только быстро получить необходимую для бизнеса информацию об области, но и многие государственные и муниципальные услуги.

Для этого следует более полно задействовать Многофункциональные центры. В области их сегодня создано восемь с охватом 63 процентов населения. В текущем году будет организована работа еще 8 МФЦ, а до конца 2015 года такие центры должны функционировать во всех городах и райцентрах области. Надеюсь также, что созданный в Российской Федерации институт полпредства по правам предпринимателей и недавно назначенный уполномоченный по защите прав предпринимателей при главе администрации области в текущем году начнут активно функционировать.

Приоритетным направлением стратегического развития области по-прежнему остаются промышленность и сельское хозяйство, где необходимо наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, внедряя новейшие технологии.

В 2012 году в основные фонды обрабатывающих производств, которые являются основой промышленности области, было направлено 4,2 млрд. рублей инвестиций, из них 1,1 млрд. рублей - на предприятия оборонно-промышленного комплекса. За счет этого производительность труда выросла за год на 14,4 процента, а объем отгруженной продукции приблизился к 100 млрд. рублей. По динамике роста промышленного производства область стала седьмой в Российской Федерации.

Однако надо признать, что для создания новых крупных производств таких средств явно недостаточно. Необходимо их кратное увеличение и концентрация в традиционных для области отраслях: машиностроении, химии, оборонно-промышленном комплексе и легкой промышленности.

В этих отраслях мы сохранили профессиональные кадры, а для инвесторов их наличие становится не менее важным фактором, чем возможность привлечения кредитных финансовых ресурсов. Только в промышленности в текущем году должно быть создано не менее 1500 современных высокооплачиваемых рабочих мест.

Перспективным для нас может стать вхождение в федеральные программы по "биоэкономике". До конца года должно быть запущено в эксплуатацию достаточно крупное по российским меркам производство ферментов в Первомайском районе.

Активно ведутся переговоры с крупными российскими и международными компаниями по производству биополимеров, созданию совместных предприятий в легкой промышленности.

Стало уже традиционным ежегодное обсуждение на заседании Ассоциации промышленников и предпринимателей темы земельного налогообложения. Но сегодня на существующих предприятиях не используются обширные территории, которые можно было бы задействовать для развития малого производственного бизнеса.

Оборот хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства области вырос в 2012 году на 10 процентов и достиг 169,5 млрд. рублей, что составляет 53 процента от оборота всей экономики области. Вместе с тем, большая часть предприятий малого бизнеса по-прежнему сосредоточена в сфере услуг. Такое положение необходимо менять. Основные меры государственной поддержки, а они в 2012 году составили 134 млн. рублей, следует переадресовать на развитие малого бизнеса в производственной сфере, социальному предпринимательству, а также на дальнейшее совершенствование работы индустриальных парков - таких как "Тамбов" на ООО "Пигмент", транспортный логистический центр и наукоемкие малые производства на заводе "Ревтруд" и других.

Вызывает озабоченность проявившаяся тенденция снижения числа зарегистрированных в налоговой службе индивидуальных предпринимателей. Их количество сократилось за год на 10 процентов. Подобная ситуация сложилась и в целом по России. В первую очередь это обусловлено ростом социальных платежей для этой категории налогоплательщиков. По этому поводу есть поручение Президента Правительству РФ. Но также необходимо и дополнительное реагирование со стороны органов исполнительной и законодательной власти.

В 2013 году продолжится реализация более 80 инвестиционных проектов в АПК. Прежде всего будет продолжена реализация третьей очереди Программы развития агропромышленного комплекса общей стоимостью 20,8 млрд. рублей. Согласно этой программе, в текущем году должны быть введены в эксплуатацию элеватор и комбикормовый завод, свинокомплексы производственной мощностью более 100 тыс. тонн мяса в год в Жердевском, Сампурском и Знаменском районах. Начато строительство забойного производства в Тамбовском районе на 1,5 млн. свиней в год, а также другие объекты.

Кроме того, строители приступили к возведению первой очереди комплекса по производству индюшатины мощностью 33 тыс. тонн мяса птицы в год в Первомайском районе. Планируется в нынешнем году начало строительства крупного объекта по глубокой переработке зерна в Никифоровском районе, а также ряда других объектов. Их общая стоимость более 40 млрд. рублей.

Но, чтобы все это выполнить, нам нужно дополнительно изыскать не менее 4 млрд. рублей бюджетных средств на строительство объектов инфраструктуры, согласовать с Минсельхозом РФ субсидирование процентной ставки банковского кредита, пройти конкурсный отбор в министерстве среди экономически значимых региональных программ.

Прорывом в птицеводстве может стать новое строительство бройлерной птицефабрики на 100 тыс. тонн мяса в год. Такое производство, как показала практика, имеет высокий запас прочности при ценовых колебаниях на продукцию, а также создает рабочие места более чем для 3-х тысяч человек.

Для получения кредита депутатам областной Думы внесено предложение по формированию уставного капитала за счет бюджетных средств с последующей продажей акций после завершения строительства. Таких проектов может быть несколько. В результате чего область может стать крупнейшим производителем мяса и целенаправленно использовать фуражное зерно внутри области.

Конечно, для получения кредита на этот проект потребуются гарантии федерального бюджета и соответствующие меры поддержки Минсельхоза, Минрегиона и Минфина России. Необходимым условием для реализации инвестиционных проектов является доступность коммуникаций.

Газификация городов по итогам прошлого года практически завершена. Поэтому строительство газовых сетей будет продолжено в основном в сельской местности и в зонах новостроек. В текущем году планируется построить 370 км газопроводов, газифицировать 11 тыс. квартир и домовладений, перевести на газ порядка 250 котельных и топочных разных форм собственности. К началу 2014 года уровень газификации жилищного фонда, подлежащего газификации, повысится до 92 процентов. То есть соглашение с Газпромом о газификации нашей области за четыре года действует.

Также по программе капитального строительства должно быть построено более 81 км водопроводных сетей, 28 водонапорных башен, 35 водозаборных скважин, канализационные сети и объекты очистки воды.

Хотелось бы высказать слова благодарности членам Совета муниципальных образований, совместно с которыми были определены принципиально новые подходы к проектированию и строительству объектов водоснабжения. Это позволило снизить удельные затраты областного бюджета на их строительство в полтора раза по сравнению с предыдущими годами.

Возведение объектов коммунальной инфраструктуры, как и в прошлом году, будет осуществляться в рамках программ: "Социальное развитие села", "Стимулирование развития жилищного строительства", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", а также программ развития водоснабжения и водоотведения.

Особо хотелось бы сказать о мероприятиях по предотвращению последствий весеннего паводка. Этот год необычный, но из случившегося необходимо сделать выводы на будущее. Не откладывая в долгий ящик, надо будет сделать проекты по очистке малых рек и ручьев и обеспечить их надлежащее содержание. Проинвентаризировать содержание всех водоемов, независимо от принадлежности, и реализовать жесткий график водосброса перед весенним паводком.

И, конечно, долг властей всех уровней - обеспечить безопасность проживания населения в подтопляемых зонах и оказать содействие в ликвидации последствий подтопления жилых помещений.

Вхождение в федеральные инфраструктурные программы и их софинансирование из областного бюджета дало возможность развивать жилищное строительство. В прошлом году на строительство жилья пришлась четвертая часть всех капитальных вложений в основные фонды - 20,2 млрд. рублей.

В текущем году по жилью стоит задача приблизиться к вводу 700 тыс.кв. метров, или ввести 0,65 кв. метра в расчете на одного жителя. Около 70 процентов общего объема составят объекты индивидуального малоэтажного домостроения усадебного типа.

Стимулирование индивидуального строительства будет осуществляться путем предоставления жителям области земельных участков. Для многодетных семей инженерные сети к участкам должны быть подведены за счет государственных средств. В настоящее время на территории области проживает 5395 многодетных семей, из них 624 семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для сведения: за последние полтора года земельные участки под индивидуальное строительство получили более 1300 подавших заявления в муниципальные органы власти семей, которые воспитывают трех и более детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»