ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2003 года N 718

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)


В целях формирования высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, развития внутреннего и въездного туризма Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития туризма в Республике Саха (Якутия).

2. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.) разработать "Государственную целевую Программу развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2010 года" в срок до 1 апреля 2004 года и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Власова.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     




Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 ноября 2003 года N 718

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Преамбула


Туризм необходимо рассматривать не только как межотраслевую экономическую систему, но и как социальное явление, доступное любому потребителю. Туризм увязывает потребности в человеческих контактах, развитии личности и мышления с критериями социальной справедливости, охраны окружающей среды, возрождения исторического наследия, культуры и искусства. Развитие туризма стимулирует сохранение культурных традиций, возрождение традиционных ремесел, изучение истории, экономическое развитие отдаленных сельскохозяйственных территорий, занятость местного населения в сфере услуг и производстве экологически чистых продуктов питания.

За прошедшие десятилетия в Республике Саха (Якутия) сложились необходимые условия для развития туризма на основе эффективного использования богатейшего природного потенциала, распространения знаний об уникальной истории и культуре народов, населяющих ее территорию, формирования привлекательного имиджа региона.

Туризм Якутии еще не приступил к реализации своих потенциальных возможностей, существуют значительные резервы в его количественном и качественном развитии. При должном внимании к назревшим проблемам, применении комплексных подходов в реализации государственной политики, туризм может стать одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики Республики Саха (Якутия).

1. Мировые тенденции развития туризма

Современная индустрия туризма является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. В настоящее время количество рабочих мест в данной сфере достигло 192 млн. или 8% от общих показателей занятости в мире.

По данным ВТО и Международного валютного фонда, начиная с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9%). Доходы от туризма будут расти опережающими темпами и рост составит 4,2 раза.

Базисной тенденцией является перераспределение туристских потоков между регионами мира. К 2010 году на мировом рынке туристских услуг прогнозируется относительный рост доли Восточной Азии и азиатско-тихоокеанского региона при снижении удельного веса европейского и американского регионов. Перемещение основных зон мирового туризма будет соответствовать росту сектора воздушного транспорта. Риск экономического спада, иные политические и гуманитарные риски во все меньшей степени будут сказываться на росте туризма, так как спрос на услуги данной сферы имеет свои собственные детерминанты. Основные пропорции туризма останутся стабильными: одна четверть будет приходиться на межрегиональный туризм и три четверти - на внутрирегиональный. Наибольший рост числа туристов среди туристогенерирующих стран до 2010 года будет в Японии - с годовым уровнем 7%.

По прогнозам ВТО перспективными направлениями развития туризма в 21 веке являются:

Приключенческий туризм. Наличие развитой, комфортабельной инфраструктуры туризма в регионах, традиционно специализирующихся на этом виде услуг, предопределяет рост заинтересованности в путешествиях в не освоенные или ранее не доступные территории, развитие приключенческого и экстремального туризма.

Круизы. Круизный сектор туризма развивается феноменальными темпами благодаря сочетанию ряда факторов, стимулирующих стабильный спрос потребителей: комфортабельность, информативность, престижность.

Экологический туризм. Данный вид туризма основан на посещении и ознакомлении туристов с объектами и явлениями экологически чистой природы.

Культурно-познавательный туризм. Туристские потоки данного типа сосредоточены в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Организуются образовательные туры для небольших групп и однодневные экскурсии с посещением культурных памятников отдыхающими. В связи с этим большое значение приобретает проведение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению потоками туристов.

Тематический туризм. Данный вид предусматривает повышенный интерес к какому-то явлению (например, климатическим особенностям, флоре или фауне местности), который превалирует над обычными мотивами отдыха.

Одной из основных тенденций является сокращение времени, которое люди смогут выделять на свой отдых, особенно на основных рынках - поставщиках туристов. Путешественники будут "богаты деньгами, но бедны временем". Следовательно, повышенным спросом будут пользоваться туристские продукты, предусматривающие максимум удовольствий и впечатлений за минимум времени.

2. Современное состояние инфраструктуры туризма в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия)

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около процента мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей составляет всего 7,4 млн. человек. Аналитические и статистические данные показывают, что средняя продолжительность пребывания составляет 6,5 суток, большинство туристов пользуется услугами национальных российских перевозчиков, в 2000 году расходы по поездкам в Россию составили 374 млн. долл. США.

Активное развитие туризма в Республике Саха (Якутия) тормозят следующие факторы:

неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств, острый дефицит гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта и обслуживания;

низкий уровень инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

невысокое качество обслуживания во всех секторах из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики;

слабая сбытовая деятельность, ограниченность выхода на внешние рынки из-за отсутствия целенаправленной имиджевой рекламы республики, ярко выраженной сезонности приема туристских потоков, большой доли транспортной составляющей в стоимости туров, резко удорожающей цену услуг.

Эти проблемы характерны не только для республики, но и для других регионов России, они имеют системный характер.

Тем не менее за последние годы, благодаря активной государственной поддержке туризма и сферы предпринимательства, в регионе созданы предпосылки для привлечения въездных туристских потоков. Накоплен необходимый опыт в обслуживании иностранных туристов, на территории республики действуют 12 туроператорских компаний, охватывающих практически все основные направления туристской деятельности, разработаны десятки новых туристских маршрутов, наметились позитивные сдвиги в развитии инфраструктуры туризма.

Также к положительным факторам развития туризма в Республике Саха (Якутия) можно отнести развитие страховых услуг и наличие разветвленной инфраструктуры спасательных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия).

В настоящее время гостиничная база и другие места размещения в г. Якутске позволяют обслужить одновременно 1 200 гостей. Основными потребителями услуг гостиничного сектора являются российские граждане, осуществляющие поездки с деловыми целями. Согласно данных гостиниц, деловые визитеры составляют 70% годовой загрузки гостиничной базы г. Якутска. Соответственно емкость гостиничного сектора основного транспортного узла республики недостаточна для приема даже небольших туристских потоков.

В городах Якутск, Мирный, Нерюнгри ресторанный бизнес достиг достаточного уровня, чтобы с приемлемым качеством обслуживать туристские потоки, во многих муниципальных образованиях созданы условия для развития предпринимательства в сфере общественного питания.

Сувенирная торговля на местах развита слабо, а в ряде улусов и местностей просто отсутствует. Не используются возможности продажи продукции местных производителей.

Остро стоит вопрос внутренних перевозок в связи с неадекватным ростом их стоимости относительно доходов населения. Это существенно ограничивает географию туристских маршрутов и путешествий, в особенности в отдаленных улусах республики. Объемы перевозок значительно сократились в связи с физическим и моральным износом транспортных средств, что отражается на привлекательности туристского продукта.

Низкая транспортная доступность северных районов республики, неразвитость сети автомобильных дорог являются фактором, тормозящим развитие туризма в данной зоне. Транспортировка туристских групп возможна лишь воздушным (вертолетным), либо водным транспортом. Таким образом, расширение масштабов туризма в Якутии напрямую зависит от развития авиации и речного флота на внутренних линиях.

Современный аэропорт в г. Якутске, отвечающий международным стандартам, способствует организации прямых зарубежных авиаперелетов для больших групп туристов и позволяет надеяться на значительное повышение потока из Европы и стран Юго-Восточной Азии уже в среднесрочной перспективе.

В эксплуатации АСК "ЛОРП" и АК "АЛРОСА" находятся 2 круизных судна - "Демьян Бедный" и "Михаил Светлов", соответствующие международным стандартам, что является предпосылкой для развития круизного туризма в республике.

Современные средства связи, особенно Интернет-технологии, в настоящее время значительно упростили обмен деловой информации и приблизили нас к мировым рынкам.

Анализ различных сегментов рынка туристских услуг Республики Саха (Якутия) показывает, что в 1990 - 2002 годах наиболее интенсивно развивался выездной туризм, как деятельность, не требующая капиталовложений в туристскую индустрию и создание туристского продукта. Экономический кризис 1998 года несколько ослабил платежеспособный спрос и стабилизировал выездной поток до 5 тысяч человек в год.

В настоящее время наблюдается активизация внутреннего туризма, но потребление услуг размещения и обслуживания пока характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса, адекватно минимизации цены тура. Отмечается тенденция роста туристско-этнографических комплексов, программ выходного дня. Доля загородных туристских спортивно-оздоровительных баз круглогодичного действия очень невелика. Достаточно сказать, что столица Республики город Якутск таких баз не имеет вовсе. Специализированные стационарные туристско-оздоровительные, молодежные и детские лагеря отсутствуют.

Въездной туризм в Якутию получил развитие в начале перестроечного процесса. На начальном этапе реформ отмечалось до 1 800 прибытий в год, в дальнейшем объем приезжающих туристов сократился до 60. В 2002 году наметился рост интереса к туристскому потенциалу региона, республику посетило 530 въездных туристов. Основные маршруты въездного туризма в 2002 году: культурно-познавательная программа "Якутск", включая окрестности города; круизы; экспедиция на "Полюс Холода"; туры на оленьих упряжках; охотничьи и рыболовные туры; сплавные и пешеходные маршруты, наблюдение за дикой природой. Распределение туристских потоков по сезонам: 70% годовой загрузки - в летние месяцы, по 10% - весной, осенью и в зимний период. Наибольший интерес к республике отмечается со стороны таких стран, как Япония, Германия, США, Швейцария, Франция.

3. Основные положения Концепции

Богатейшие туристско-рекреационные ресурсы Республики Саха (Якутия) являются предпосылкой становления и эффективного развития туризма как приоритетной отрасли экономики, мощного разветвленного межотраслевого комплекса, обеспечивающего социальные, политические и экономические выгоды региона.

Выделяются следующие базисные положения:

Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональных уровнях.

Национальный туристский продукт состоит не только из продукта деятельности организаторов туризма, которые являются посредниками в этом процессе. Это - широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются в смежных с туризмом отраслях хозяйства (перевозки, размещение, питание, аттракции, торговля, банковские, финансовые, страховые и иные сопутствующие услуги и работы). Гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта является основной задачей процесса регулирования деятельности в сфере туризма. Комплексный подход к координации и регулированию деятельности туристской индустрии и смежных отраслей, образующих инфраструктуру туризма способен качественно изменить положение туристской отрасли в экономике региона, обеспечить дополнительные доходы бюджетной системы.

Целевая функция развития туризма заключается в повышении качества и уровня жизни населения республики, обеспечении занятости, духовного и физического оздоровления населения, повышения доходов граждан и бюджетов всех уровней, что является реальным претворением в жизнь основополагающих принципов Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

4. Цели и задачи Концепции

Главной целью развития туризма в Республике Саха (Якутия), как приоритетной отрасли экономики, является превращение туристской отрасли в доходообразующую, призванную обеспечить устойчивое динамичное развитие туризма, достойный уровень жизни населения республики, обеспечение занятости населения, социальную поддержку, повышение доходов граждан и бюджетов всех уровней, рациональное использование туристских ресурсов.

Для достижения намеченной цели необходимо обеспечить решение следующих поставленных задач:

создание и формирование экологически и социально ориентированного, высокорентабельного и конкурентоспособного межотраслевого туристского комплекса, основанного на рациональном использовании туристских ресурсов, культурного и природного наследия, способного обеспечивать широкие потребности клиентов в туристских услугах;

сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов и наследия;

разработка маркетинговой стратегии продвижения национального, регионального и местного туристского продукта на внутреннем и международном рынках и создания благоприятного имиджа республики как туристского региона;

создание нормативно-правовой базы для эффективного и динамичного развития предпринимательства в сфере туризма, формирования благоприятного инвестиционного климата в туристской отрасли, качественного воспроизводства материальной базы туризма (объектов размещения и инфраструктуры) посредством привлечения инвестиций;

обеспечение индустрии туризма профессиональными кадрами, создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с международными стандартами и требованиями;

обеспечение доступности туристских и лечебно-оздоровительных ресурсов для местного населения, всех социальных групп, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах, создание санаторно-курортной базы;

совершенствование системы обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов.

Государственное регулирование туристской деятельности должно быть нацелено на осуществление следующих мер:

обеспечение эффективного уровня координации и взаимодействия между государственным, муниципальным и частным секторами;

поддержка туристской отрасли административным ресурсом;

формирование источников бюджетного и внебюджетного финансирования для поддержки приоритетных направлений деятельности туристской отрасли (внутреннего и въездного туризма);

определение приоритетных мероприятий по маркетингу и продвижению туристских продуктов республики, организация местных туристских выставок, участие в отечественных и зарубежных туристских выставках, других специализированных мероприятиях;

создание важнейших базовых компонентов инфраструктуры туризма (мест размещения и питания, дорожной сети, систем транспорта, контрольно-спасательных служб и прочее);

формирование и обеспечение законодательной и нормативно-правовой базы, направленной на упорядочение и совершенствование легитимных отношений в сфере туристской индустрии;

обеспечение защиты и безопасности туристов как неотъемлемой части качественного туристского продукта и прав потребителей;

совершенствование учета и статистики, развитие научно-исследовательской деятельности в сфере планирования и стимулирования туризма, развития новых видов и форм туристской деятельности, а также гармоничного развития туристского комплекса;

профессиональная подготовка и переподготовка кадров для туристской отрасли, включая разработку образовательных и учебных стандартов с учетом особенностей национальной культуры для всех сегментов сферы услуг, задействованных в туристском обслуживании;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»