ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2005 года N 292

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И УЧАСТИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ КИНОПРОЕКТЕ ПО РОМАНУ НАРОДНОГО ПИСАТЕЛЯ ЯКУТИИ ЛУГИНОВА Н.А. "ПО ВЕЛЕНИЮ ЧИНГИСХАНА"

На основании Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ (с изменениями от 24.12.2002), во исполнение протокола совещания Президента Республики Саха (Якутия) N 180 от 2 февраля 2005 года "Об исполнении персональных заданий Президента Республики Саха (Якутия) членам Правительства Республики Саха (Якутия) на 2004 год и первоочередных задачах Правительства Республики Саха (Якутия) на 2005 год", в целях дальнейшего развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия), поддержки инициативы общественных организаций Российской Федерации по организации съемок кинофильма по роману народного писателя Якутии Лугинова Н.А. "По велению Чингисхана" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Комплексную теорию развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2006-2015 годы (приложение N 1).

2. Как первый этап развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) согласиться с предложениями Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерства образования, культуры и науки Монголии, Министерства культуры Республики Бурятия, а также Министерства культуры и кино Республики Алтай, Министерства культуры Республики Хакасия, Министерства культуры Республики Тыва об участии в финансировании международного кинопроекта по роману народного писателя Якутии Лугинова Н.А. "По велению Чингисхана".

3. Утвердить календарно-постановочный план и смету расходов по реализации международного кинопроекта по роману народного писателя Якутии Лугинова Н.А. "По велению Чингисхана" (приложения N 2, 3).

4. Утвердить:

автором фильма "По велению Чингисхана" - народного писателя Якутии, сопредседателя Союза писателей России Лугинова Николая Алексеевича;

генеральным продюсером и художественным руководителем фильма "По велению Чингисхана" - лауреата Государственных премий СССР, Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Борисова Андрея Саввича.

5. Разрешить Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) создать в пределах штатной численности при Информационно-маркетинговом агентстве Дирекцию международного кинопроекта по роману народного писателя Якутии Лугинова Н.А. "По велению Чингисхана" и утвердить на должность директора Дирекции Дьяконова Михаила Николаевича.

6. Утвердить долевое участие Республики Саха (Якутия) в финансировании 1 серии международного кинопроекта "По велению Чингисхана" на 2005-2006 годы на сумму 60 млн. рублей, в том числе 30 миллионов рублей в срок не позднее 1 сентября 2005 года за счет дополнительных доходов, поступающих в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 2005 года, и 30 миллионов рублей в срок не позднее 1 марта 2006 года за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 2006 года.

7. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.) внести международный кинопроект по роману народного писателя Якутии Лугинова Н.А. "По велению Чингисхана" на рассмотрение Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (А.С. Соколов), Федерального агентства по культуре и кинематографии (М.Е. Швыдкой) для включения в подпрограмму "Кинематография России" федеральной целевой программы "Культура России" (2006-2010 годы) в рамках соглашения между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Правительством Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2005 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ





Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 мая 2005 года N 292

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2006-2015 ГОДЫ

Введение

Кино как вид искусства появилось с возможностью фиксировать на кинопленку образ движущихся объектов, то есть запечатлевать время.

Традиционное определение кинематографа: кино - система фотографического запечатления движущихся объектов и проецирование их на большой экран для просмотра большим количеством зрителей одновременно. Сегодня кинематографическая техника шагнула далеко вперед, поэтому определение кино включает в себя и медиасредства, но суть кино неизменна: это искусство "запечатленного времени".

С момента своего зарождения кино завоевало широчайшую популярность благодаря возможности фиксировать время, создавать иллюзию живого времени - создавать кинообразы, моделируя жизненный опыт человека в процессе, в становлении.

Кино - искусство, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусств: литературы, изобразительного искусства, театра, хореографии, музыки, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии и др.

В эпоху рождения телевидения теоретики пророчили гибель кино, но этого не произошло и не может произойти, поскольку кино, несмотря на схожесть с телевидением, совершенно другой вид творческой деятельности. Телевидение отличает способность транслировать другие виды искусства (театр, живопись, музыка, кино и т.д.) и главной его особенностью является возможность мгновенной аудиовизуальной передачи событий на любые расстояния, возможность в пределах одной программы в единицу "настоящего времени" коммутировать события, происходящие в разных местах земли и космоса. Никакое самое бурное развитие телевидения не может заменить искусство кино.

Более того, телевидение сегодня представляет собой коммерциализированную систему, в которой, к большому сожалению, практически нет места для высокохудожественных произведений искусства. Заполненность эфира поделками массовой культуры требует активного противостояния.

Важен еще один аспект - особенности просмотра фильма. Посещение кинотеатра - своеобразный ритуал, в который входит интеллектуальная и психологическая подготовка зрителя к восприятию фильма. Полной сосредоточенности зрителя на экранном действии способствуют атмосфера темного зала, отсутствие рекламных роликов, непрерывность действия и т.д. В соответствии с этим фильм создается по законам целостного темпоритмического процесса, в котором каждый нюанс изображения и звука играет определенную роль в создании художественного образа.

Коллективный просмотр оставляет более сильное впечатление, так как включает в себя кроме собственного отношения и реакцию зрительного зала, и возможность обменяться мнениями, и вступить в дискуссию после просмотра. Посещение кинотеатра, таким образом, всегда является социально активным действием, чего не скажешь о просмотре фильма по телевизору. Следует помнить и о зависимости просмотра по телевизору от технических параметров передающего и принимающего оборудования, что влечет за собой потери эстетического характера.

Кино является наиболее оправданным историческим явлением, самым ярким проводником государственных идеологий в общественную жизнь, которое участвует в формировании многих социально-культурных процессов.

Кино всегда было предвестником и стимулом социального и экономического развития страны, как, например, в Японии в 60-е годы (Акира Куросава), в Италии в 70-е годы (Федерико Феллини), в США в 40-е (Серджо Леоне), в Гонконге в 70-е (Раймонд Чоу).

В наши дни успешно развивается кинематография Южной Кореи, где кино получает государственную поддержку наряду с финансовыми вложениями крупных финансовых структур, как, например, фирма "Samsung", которая полностью профинансировала первый корейский блокбастер "Шири" бюджетом в 6 (шесть) миллионов долларов, который собрал в мировом прокате, в том числе и в России, около 50 (пятидесяти) миллионов долларов. Сейчас в Южной Корее производство крупнобюджетных фильмов поставлено, что называется, на поток. Но в то же время южно-корейский кинорежиссер Ким Ку-Дук, снимающий малобюджетные фильмы, является "законодателем" киномоды в мире, и его произведения получают призы на самых престижных кинофорумах планеты (Каннский кинофестиваль, Берлинское биеннале, кинофестиваль в Венеции). Его фильмы называют лучшей рекламой Южной Кореи в мире.

Кино, работающее по концепции современной культуры, должно выполнять функцию духовного ориентира в обществе. Сегодня, когда российская культура напрягает все силы для того, чтобы консолидировать духовные устремления регионов, Республика Саха (Якутия) предлагает новую парадигму интеграционной культуры на базе традиционной этнической, творчески воспринимающей все достижения человечества, адаптируя их в соответствии с законами геокультуры.

Реализации этой идеи в огромной мере должно способствовать искусство кино, "самое массовое" из искусств.

Цель выпускаемой кинопродукции Республики Саха (Якутия) - передавать зрителю (не только республиканскому, но и российскому, и зарубежному) новую духовную энергию, почерпнутую из глубин традиционной культуры и высвеченную сквозь призму достижений современного мирового искусства.

Эту цель можно достичь только при создании киноиндустрии, то есть слаженной системы организации творческого процесса (сценарий, режиссура); реализации кинопродукта (актеры, операторы, съемочная аппаратура, оборудование, технические средства обработки носителя изображения и монтажа); прокат фильма.

Творческие возможности


Уникальность арктического региона - неисчерпаемо богатый материал для духовного развития России в целом. Экстремальные климатические условия сформировали человека Арктики, создавшего особую "мерзлотную" культуру. Понять глубинный смысл этой культуры - значит решить жизненно важные задачи взаимоотношения человека и природы. Это почва, на которой должно быть выстроено искусство документального, художественного и анимационного кино Республики Саха (Якутия).

Большие успехи в области театрального искусства обеспечили республику высококвалифицированными кадрами режиссеров, художников и актеров (театра и кино). Уникальные постановки Андрея Борисова и Геннадия Сотникова (около 30-ти) могут стать основой для будущих фильмов.

Широта тематики и богатство эстетической палитры позволяют прогнозировать высокий художественный уровень будущих кинопроизведений.

Масштабность постановок Андрея Борисова, их философская глубина и наполненность нравственной проблематикой высоко оценены мировой театральной общественностью, и это предполагает возможность совместных международных проектов.

Сегодня, даже при отсутствии киностудии международного уровня, Якутия участвует в международном проекте к 800-летию создания империи Чингисхана, где задействованы ведущие творческие силы представителей Республики Саха (Якутия).

В компании "Сахафильм" успешно работают талантливые мастера - операторы, режиссеры, художники, которые создают кино разных направлений и жанров. Многие из фильмов были удостоены российских и международных премий, демонстрировались и отмечались наградами на различных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Таллине, Дьере (Венгрия), Онфлере (Франция), Берлине (Германия), Нью-Йорке (США). На сегодняшний день кинокомпанией снято около 60-ти фильмов.

Дни культуры Республики Саха в Москве и Санкт-Петербурге показали, что якутское кино преодолело начальный период своего развития и готово включиться в мировой кинематографический процесс.

Круг тем для кинопроизведений чрезвычайно широк, назовем некоторые из них:

флора и фауна в зоне вечной мерзлоты;

традиционная культура народов Арктики;

фильмы об исторических личностях: первопроходцах, ученых, знаменитых лекарях, людях уникальных способностей, общественных деятелях, артистах и т.д.;

экранизации произведений писателей арктических народов;

киноинтерпретации мировой классики и другие.

Основой для создания и развития киноиндустрии республики будет следующее:

поэтапная работа по съемкам полнометражного художественного фильма "Рождение империи" по роману народного писателя Якутии Н.А. Лугинова "По велению Чингисхана". В съемках примут участие кинематографисты Якутии, Бурятии, Тувы, Казахстана, Монголии, что позволит данному кинопроекту выйти сразу на международный уровень;

использование в съемках фильма современного оборудования HI-definition;

открытие в г. Якутске кинопарка, включающего комплекс кинотеатр - мультиплекс;

оснащение кинопавильона современным оборудованием, отвечающим мировым стандартам съемок, тиражирования, компьютерной обработки кинопродукции.

Комплексная теория киноиндустрии


Комплексная теория киноиндустрии Республики Саха (Якутия) исходит из представления о характере национального кинематографа:

как одного из видов искусства, играющего важнейшую роль в эпоху стремительного развития аудиовизуальных коммуникаций;

как сферы, требующей технологического совершенствования и технического перевооружения;

как средства социальной политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям, формирования морально-нравственного облика гражданина республики.

Основными целями данной теории являются:

1. Последовательный переход от системы государственного дотационного бюджетного финансирования киноотрасли к системе ее рыночного функционирования, направленной на формирование прибыли, основывающейся на сочетании государственной поддержки, формировании доходов и внебюджетных инвестиций различных форм, в т.ч. на возвратной основе.

2. Возрождение киноотрасли, представляющей в том числе и инвестиционный компонент.

3. Создание национальной киноиндустрии на основе существующей отрасли кинематографии республики, включающей все элементы кинематографии: "производство - прокат - показ - хранение".

Для достижения этих целей законодательной и исполнительной власти республики необходимо принять ряд мер социального, правового и экономического характера, направленных на:

сохранение и поддержание общественного интереса и внимания к национальной кинематографии;

разработку и принятие целевой программы по развитию кино, предполагающей на начальных этапах реализации финансовые средства за счет средств республиканского и муниципального бюджетов и внебюджетных источников;

лицензирование кино-, видеодеятельности, реализацию правовых и экономических механизмов по расширению легального, контролируемого кино-, теле- и видеорынка, борьбу с видеопиратством, подрывающим и ослабляющим материальную базу национальной кинематографии;

развитие материально-технической базы учреждений кинематографии, обеспечение современным производственным кинотехническим оборудованием, реконструкция действующих кинотеатров на уровень современных звукотехнических и проекционных требований, обеспечение перевода сельских киноустановок на видеопоказ, установку и освоение демонстрации фильмов через спутниковую связь;

создание прогрессивной системы многоуровневой подготовки творческого и технического состава, переподготовки кадров киновидеомехаников, руководителей и специалистов киносети на базе курсов киномехаников, путем филиальной формы обучения студентов на базе Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, открытия группы подготовки творческих специалистов в АГИКиИ, подготовки специалистов в учебных заведениях Российской Федерации, систематическое проведение семинаров, способствующих повышению качества кинообслуживания населения республики.

Настоятельной необходимостью становится подготовка для киноучреждений специалистов по менеджменту и маркетингу в области кино.

Современное состояние киноотрасли Республики Саха (Якутия) и необходимость комплексной теории развития киноиндустрии


Необходимость разработки теории вызвана и обусловлена ситуацией, сложившейся в кинематографии России в целом, и перспективой развития киноотрасли в регионах, в частности, в Республике Саха (Якутия).

За истекший период в российской кинематографии в целом наметились положительные позитивные подвижки в области государственной поддержки отрасли, отечественного кинопроизводства и возврата зрителя в кинотеатры.

Активно идет поиск и отработка новых форм и подходов к организации кинопроизводства и проката по регионам России в форме привлечения инвесторов, в том числе и зарубежных, к реализации кинопроектов, организации проката через формируемую сеть Центров российской кинематографии. В практику входит установление прямых контактов кинокомпаний с ведущими кинотеатрами регионов, как, например, "Гемени-фильм", "Парадиз", "Каскад" и др. с кинотеатрами "Лена" и "Центральный" г. Якутска и кинотеатром "Октябрь" г. Нерюнгри.

Изменения в подходах и формах взаимодействия местных органов исполнительной власти к проблеме кинообслуживания населения находят свое отражение в подготовке вопроса организации многофункциональных видеозалов на местах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»