РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 сентября 2009 года N 1205-р/адм
О КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ НА 2011 - 2020 ГОДЫ КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И СОКРАЩЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ НА 2011 - 2020 ГОДЫ
Концепция повышения энергетической эффективности экономики Смоленской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 - 2020 годы разработана в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р (далее также - Энергетическая стратегия), в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации, данных им по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года, решения расширенного совещания руководителей органов исполнительной власти Смоленской области, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области от 3 февраля 2009 года.
Главная цель Концепции - снижение энергоемкости валового регионального продукта на 40 процентов как необходимое условие реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- создание предпосылок для роста энерговооруженности производства и жилищно-коммунального хозяйства без введения дополнительных энергетических мощностей;
- внедрение энергосберегающих технологий на промышленных предприятиях Смоленской области и в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- увеличение доли местных видов топливно-энергетических ресурсов на региональном рынке топливно-энергетических ресурсов;
- снижение затрат населения на оплату потребленных топливно-энергетических ресурсов, позволяющее облегчить переход к экономически обоснованным ставкам и тарифам на предоставленные услуги и энергетические ресурсы;
- снижение бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и бюджетной сферы.
Реализовать поставленные задачи предполагается посредством разработки правовой, организационной, информационной базы в сфере энергосбережения, принятия технических мер, направленных на сокращение затрат и потерь при производстве, передаче и потреблении топливно-энергетических ресурсов, при поддержании стандартов качества предоставляемых ресурсов и услуг.
При подготовке Концепции использована информация:
- Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области;
- Регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу;
- Федерального агентства лесного хозяйства;
- органов исполнительной власти Смоленской области.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
энергетические ресурсы - совокупность природных и произведенных носителей энергии, запасенная энергия которых используется в настоящее время или может быть использована в перспективе в хозяйственной и иных видах деятельности, а также все виды энергии (атомная, электрическая, химическая, электромагнитная, тепловая и другие виды энергии);
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производственного процесса или использования объектов, функциональное назначение которых не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
энергосбережение - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на снижение потребления (использования) энергетических ресурсов при сохранении полезного эффекта от их использования;
энергетическая эффективность - отношение полезного эффекта (результата), в том числе объема произведенной продукции, полученного от использования энергетического ресурса (ресурсов), к затратам соответствующего ресурса (ресурсов), обусловившим получение данного эффекта (результата);
повышение энергетической эффективности - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на увеличение полезного эффекта от потребления (использования) энергетических ресурсов с учетом соблюдения требований к охране окружающей природной среды, санитарно-гигиенических и иных норм законодательства Российской Федерации;
энергетическое обследование (аудит) - сбор и обработка данных о потреблении (использовании), передаче, производстве энергетических ресурсов организаций и (или) объектов, а также технологических процессов с целью получения объективных данных об объемах потребляемых (используемых), производимых, передаваемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и выявления потенциала энергосбережения, повышения энергетической эффективности организаций, объектов, технологических процессов;
энергосервисное соглашение (контракт) - соглашение (контракт), по которому исполнитель осуществляет действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности потребления (использования), производства, передачи энергетических ресурсов заказчиком, а заказчик оплачивает согласованную цену и выполняет иные согласованные действия.
Повышение эффективности использования топлива и энергетических ресурсов в настоящее время относится к числу основных приоритетов в государственной энергетической политике.
Стратегическими целями государственной энергетической политики являются максимально рациональное использование энергетических ресурсов на стадии их производства, передачи и потребления, повышение собственной энергетической эффективности и инвестирование в эту сферу на основе обеспечения заинтересованности в энергосбережении.
Капиталоемкость затрат на повышение эффективности использования энергетических ресурсов (энергосбережение) в 2 раза ниже капиталоемкости создания объектов, производящих топливно-энергетические ресурсы. Для реализации энергосберегающих мероприятий при потреблении энергетических ресурсов требуется в 3 - 4 раза меньше инвестиций, чем для соответствующего увеличения производства энергии.
В рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной.
В целях реализации потенциала энергосбережения и повышения эффективности энергопотребления на федеральном уровне разрабатывается программа энергосбережения, предусматривающая внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике.
Планируется принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство.
Топливно-энергетический комплекс является одной из важнейших сфер экономики Смоленской области. Он включает в себя производственные и иные имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи и сбыта электрической и тепловой энергии, газоснабжения, добычи топлива.
Это стратегическая, жизнеобеспечивающая отрасль, от работы которой во многом зависит состояние социальной сферы, развитие промышленности и сельского хозяйства региона.
Производство электрической энергии на территории региона осуществляется:
- филиалом ОАО "Концерн Энергоатом" "Смоленская АЭС" с установленной мощностью 3000 мВт;
- двумя тепловыми станциями - Смоленской ТЭЦ-2 с установленной мощностью 275 мВт и Дорогобужской ТЭЦ мощностью 137 мВт филиала ОАО "ТГК-4" "Смоленская региональная генерация";
- электрической станцией - Смоленской ГРЭС с установленной мощностью 630 мВт, входящей на правах филиала в состав ОАО "ОГК-4".
Суммарная установленная мощность всех электрических станций, расположенных на территории региона, - 4033 мВт.
Сетевой комплекс представлен 55 сетевыми распределительными организациями, наиболее крупные из которых ОАО "МРСК Центра" (на территории Смоленской области) и ОАО "ЭлС".
Теплоснабжение городов и районов Смоленской области осуществляется вышеперечисленными электростанциями, муниципальными котельными, котельными промышленных предприятий и индивидуальными системами теплоснабжения.
Газовая отрасль представлена газораспределительной организацией ОАО "Смоленскоблгаз" и поставщиком газа - ОАО "Смоленскмежрегионгаз".
Смоленская энергосистема является избыточной в части производства электроэнергии. Обладая резервом мощности, энергетический комплекс имеет возможность поставлять излишки электрической энергии на оптовый рынок. Ежегодно смоленская энергосистема производит свыше 20 млрд. кВт.ч электроэнергии. До 80 процентов вырабатываемой электроэнергии поставляется за пределы Смоленской области. В 2008 году потребление электрической энергии в Смоленской области составило 6,024 миллиарда киловатт-часов при выработке в размере 25,28 миллиарда киловатт-часов. То есть производство превышает потребление почти в 4 раза.
Топливные ресурсы в основном поступают из других регионов России. Топливные ресурсы собственного производства - это торф, дрова и древесные отходы. Доминирующими видами топлива, используемого для производства энергии, являются природный газ и каменный уголь.
Наименование топливно-энергетического ресурса | 2007 год | 2008 год |
Электрическая энергия | 736,3 | 761 |
Тепловая энергия | 952,8 | 937,2 |
Всего | 1689,1 | 1698,2 |
2007 год | 2008 год | |
Электрическая энергия | 44 | 45 |
Тепловая энергия | 56 | 55 |
Суммарное потребление электрической и тепловой энергии на территории Смоленской области составило в 2008 году около 1700 тыс. т у.т.
Вид топлива | 2007 год | 2008 год |
Топливо, всего | 1101,4 | 1075,7 |
в том числе: | ||
газ природный | 1027,2 | 1006,9 |
нефтепродукты | 13,9 | 9,1 |
уголь | 48,3 | 47,5 |
торф топливный | 0,5 | 0,5 |
дрова | 17,9 | 8,2 |
прочие | 3,7 | 3,5 |
2007 год | 2008 год | |
Газ природный | 93,26 | 93,6 |
Нефтепродукты | 1,26 | 0,85 |
Уголь | 4,39 | 4,42 |
Торф топливный | 0,05 | 0,05 |
Дрова | 0,72 | 0,76 |
Прочие | 0,34 | 0,33 |