ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2017 года N 130
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2030 ГОДЫ
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2014 N 316 (в редакции от 29.12.2016) и Государственной программой Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации области от 24.09.2013 N 1057 (в редакции от 26.12.2016), администрация области постановляет:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Мичуринска Тамбовской области на 2016 - 2030 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) и в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области А.Н.Ганова.
Глава администрации области
А.В.Никитин
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2030 ГОДЫ
Настоящая Стратегия определяет цели и основные задачи социально-экономического развития города Мичуринска, описывает роль муниципального образования как наукограда в развитии Тамбовской области и Российской Федерации в целом, устанавливает приоритетные направления и механизмы реализации муниципальной политики, а также ее результаты, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное социально-экономическое развитие территории в долгосрочном периоде.
Стратегия социально-экономического развития города Мичуринска Тамбовской области на 2016 - 2030 годы (далее по тексту - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом Российской Федерации от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации", законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года", законом Тамбовской области от 25.04.2003 N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области" (в редакции от 25.07.2012 N 179-З), Постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013 N 1057 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2020 годы".
Стратегия учитывает положения:
стратегии национальной безопасности Российской Федерации;
доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;
стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года;
основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;
концепции региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года;
государственной политики в сфере здравоохранения;
мер по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства;
стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года;
основ государственной культурной политики.
Стратегия разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обеспечение подготовки Стратегии осуществлялось управлением экономики и внутреннего финансового контроля администрации города Мичуринска. Формирование информационной базы Стратегии и ее обсуждение проходило при участии: федеральных и региональных органов исполнительной власти, Научно-технического совета Мичуринска-наукограда Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения "Дирекция по реализации Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мичуринский государственный аграрный университет", Всесоюзного научно-исследовательского института генетики и селекции плодовых растений им. И.В.Мичурина, Всероссийского научно-исследовательского института садоводства им. И.В.Мичурина (сейчас - Федеральный научный центр им. И.В.Мичурина), Ассоциации садоводов России, хозяйствующих субъектов и общественных организаций города Мичуринска.
Реализация разработанной Стратегии требует консолидации усилий органов власти, научного, образовательного и предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества и жителей города Мичуринска по созданию благоприятных условий для социально-экономического, научного, научно-технологического, инновационного развития территории муниципального образования.
Мичуринск - второй по величине по экономическому и культурному развитию город Тамбовской области. Он был и остается одним из крупнейших железнодорожных узлов в России. Мичуринск имеет выгодное транспортное положение, город размещен на экономических осях федерального значения: железной дороге Москва - Мичуринск - Тамбов - Волгоград, автомагистрали Москва - Волгоград, а также автомагистралях регионального значения: Мичуринск - Липецк, Мичуринск - Староюрьево, Мичуринск - Грязи.
Мичуринск - общероссийский центр садоводства, в городе расположены Всесоюзный научно-исследовательский институт садоводства имени И.В.Мичурина (далее - ВНИИ садоводства им. И.В.Мичурина), Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений имени И.В.Мичурина (бывшая Центральная генетическая лаборатория имени И.В.Мичурина (ЦГЛ), которые в 2016 году совместно с Тамбовским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства объединены в Федеральный научный центр имени И.В.Мичурина (далее - ФНЦ им. И.В.Мичурина), и реализуют ряд приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации. В настоящее время учреждения наукограда.
Мичуринск по праву считают городом учащейся молодежи, высшее и послевузовское образование можно получить в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Мичуринский государственный аграрный университет" (далее - ФГБОУ ВО "МичГАУ"). В 2012 году в состав ФГБОУ ВО "МичГАУ" вошли разнопрофильные учебные заведения: педагогический институт, колледж пищевой промышленности и аграрный колледж. В городе находится также филиал Российского университета кооперации.
Принимая во внимание все достижения и научные разработки, Указом Президента Российской Федерации от 04.11.2003 N 1306 городу Мичуринску Тамбовской области был присвоен статус наукограда Российской Федерации, первого и единственного наукограда в агропромышленной сфере. Сочетание научной, образовательной, промышленной и социальной базы, наличие ряда специализированных садоводческих хозяйств обуславливает уникальность Мичуринска как наукограда с агропромышленной направленностью.
Научно-производственный комплекс (далее - НПК) Мичуринска-наукограда Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется с одной стороны многопрофильностью, с другой - высокой концентрацией академической и вузовской науки. Город давно известен в мире как научный центр российского садоводства благодаря работам И.В.Мичурина, его учеников и последователей, действующим современным школам научного садоводства, овощеводства, логистики растениеводческой продукции и конструирования продуктов питания функционального назначения
Научные разработки в области функционального питания в городе Мичуринске имеют свою историю. Данное направление получило начало в 70-х годах ХХ столетия, когда на Экспериментальном центре "М-Конс-1" стартовала разработка и специализированная поставка продуктов питания в IV Главное управление Минздрава СССР.
В настоящее время в городе занимаются разработкой экологически безопасных технологий производства, хранения, транспортировки и переработки плодоовощной продукции, в том числе функционального, специализированного, лечебно-профилактического назначения. Отраслевая структура промышленного производства в основном состоит из производства пищевых продуктов, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства транспортных средств и оборудования.
Общая характеристика развития города представлена в приложении 1.
В городе выпускается только 7,5% общего объема произведенной в Тамбовской области продукции, из них 3,4% научно-технической и инновационной продукции НПК наукограда, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Это связано с тем, что производство инновационной продукции по технологиям, разработанным в г. Мичуринске, осуществляется на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих малым и средним крестьянским и фермерским хозяйствам, крупным агрохолдингам, перерабатывающим предприятиям, расположенным за пределами города. Территориально объемы производства распределяются следующим образом: Тамбовская область - 20%, другие субъекты Центрального федерального округа - 22%, ЮФО, СКФО, Крымский, Приволжский ФО - 58%.
В период с 2003 по 2015 годы главными целями социально-экономического развития города являлись развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Так, за период с 2003 по 2015 годы:
осуществлена газификация города с 55% до 85%;
капитально отремонтировано более 30% дорог. В настоящее время 78% дорог наукограда отвечают нормативным требованиям (это один из лучших показателей по Тамбовской области);
общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, увеличилась в 1,4 раза.
Экономическое развитие Мичуринска в этот период характеризовалось следующими показателями:
объем научно-технической продукции, выпускаемой НПК наукограда, увеличился в 4,7 раза;
доходы местного бюджета увеличились в 3,2 раза;
розничный товарооборот увеличился в 9,7 раза.
В рамках реализации Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации с 2003 по 2015 годы:
на развитие и поддержку социальной инфраструктуры было затрачено свыше 322,0 млн.руб., в том числе на капитальный ремонт и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования (дошкольного, общего, дополнительного), культуры, муниципального жилищного фонда, на развитие системы уличных детских спортивных площадок;
на развитие и поддержку инженерной инфраструктуры в размере 444,0 млн.руб., в том числе на модернизацию систем газо-, тепло-, водоснабжения, благоустройство территории города;
на развитие и поддержку инновационной инфраструктуры в размере 93,8 млн.руб., в том числе на создание и оснащение соответствующих объектов.
В ходе реализации Программы социально-экономического развития города Мичуринска на 2013-2015 годы, в том числе как наукограда Российской Федерации, общий объем произведенной в научно-производственном комплексе продукции составил 4866,2 млн.руб. Мониторинг научной, научно-технической, инновационной и производственной деятельности предприятий НПК по основным показателям подтверждает соответствие статусу наукограда, в частности в 2015 году:
численность работающих в организациях НПК составила 26,9% от численности работников всех индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенных на территории города, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда (оценка 2016 года - 27,3%);
объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет 53,2% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования (оценка 2016 года - 57,5%);
стоимость основных фондов НПК, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составила 52,5% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы (оценка 2016 года - 52,6%).
Основу социально-экономического развития города Мичуринска составляет многопрофильный научно-производственный комплекс наукограда, состав которого в свете Федерального закона Российской Федерации от 20.04.2015 N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" был пересмотрен в 2016 году. В его состав вошли как крупные промышленные предприятия авиационного приборостроения, локомотиворемонтные предприятия, предприятия, выпускающие оборудование для нефтепромысловой техники, которые работают в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, так и научные, образовательные, промышленные предприятия, работающие в рамках направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющихся приоритетными для г. Мичуринска как наукограда Российской Федерации с 2004 года.
Предприятия (организации, учреждения) НПК наукограда работают по следующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:
науки о жизни;
перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
рациональное природопользование;
энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;
критическим технологиям Российской Федерации:
базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники;
биотехнологии;
технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
Место города Мичуринска в социально-экономическом развитии Тамбовской области, Центрального Федерального региона и России в целом определяется следующими аспектами его экономико-географического положения:
наукоград расположен в динамично развивающемся аграрном регионе с благоприятными природно-климатическими, почвенными условиями;
наличие многопрофильного научно-производственного комплекса;
современное состояние экономики Мичуринска основано на развитии города с 2003 года в статусе наукограда Российской Федерации, занятии ниши в сегменте разработок технологий в области конструирования продуктов здорового питания, в том числе функциональной, специализированной, лечебно-профилактической направленности на федеральном уровне;
ближайшими соседями, которые оказывают влияние на развитие различных сфер города, являются крупные промышленные и аграрные регионы: Липецкая, Рязанская, Воронежская области;
наукоград относительно близко расположен к столице России (394 км по автодороге федерального значения);
город является одним из крупнейших железнодорожных узлов в европейской части России.
Анализ состояния и тенденций развития отраслей экономики и инфраструктуры определил общие итоги развития экономики города в 2015 году в сравнении с областными, окружными и общероссийскими показателями:
по индексу промышленного производства значение показателя развития города выше, чем по России и ЦФО (на 3,5% и 2,9% соответственно), но отстает от регионального на 4,4%;