РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2016 года N 533-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ, КОМПЛЕКСА МЕР ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК ОТ 09.08.2016 N 376-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2016 - 2019 ГОДОВ"]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 июля 2019 года на основании распоряжения Правительства РК от 03.07.2019 N 244-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить Концепцию создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми на период 2017 - 2019 годов согласно приложению N 1.
2. Утвердить Комплекс мер по созданию и функционированию детских технопарков в Республике Коми на период 2017 - 2019 годов согласно приложению N 2.
3. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детских технопарков в Республике Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
4. Определить региональным оператором детских технопарков в Республике Коми государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования".
5. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Коми от 9 августа 2016 года N 376-р.
6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ
В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства.
В модели "Российское образование до 2020 года для экономики, основанной на знаниях" образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии.
В рамках выполнения задач развития системы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы важно создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, соответствующего стратегическим задачам ее развития.
Учитывая общие тенденции к повышению доли технологий и автоматизации на рынке, повышению доли высокотехнологичных рабочих мест в общей доле рынка занятости, что связано в целом с повышением уровня технологизации промышленного сектора экономики, важными приоритетами социально-экономической политики в Республике Коми сегодня становятся привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми (далее - Концепция) формулирует цели, задачи, определяет направления, описывает механизмы и этапы развития системы технического творчества детей через создание детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми.
В настоящий момент в системе образования Республики Коми функционируют 21 организация дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. В действующих 178 детских объединениях технической и естественнонаучной направленности занимается 7400 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет лишь 8,1% от общей численности обучающихся, занимающихся в организациях дополнительного образования детей республики. При этом объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей, в основном мальчиков, состоящих на различных профилактических учетах. В течение 2015 - 2016 годов отмечалась тенденция увеличения среди обучающихся объединений технического творчества количества детей младшего и среднего школьного возраста. При этом количество обучающихся старших классов было достаточно невелико и составляло менее четверти от общего количества обучающихся.
В учреждениях дополнительного образования детей республики накоплен богатый опыт организации работы по таким видам технического творчества, как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, судомоделирование, техническое моделирование, работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Наряду с развитием традиционных видов технического творчества, в учреждениях дополнительного образования активно развиваются и новые направления, актуальные для современных детей и молодежи, такие как информационные технологии, компьютерный дизайн, компьютерная графика, медиадизайн, проектно-исследовательская деятельность.
При том, что в организациях дополнительного образования детей Республики Коми сформирован достаточно опытный педагогический состав со стажем работы в среднем более 15 лет, исследование показало, что значительная часть педагогических кадров, занимающихся техническим творчеством, нуждается в "специализированных" практико-ориентированных мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации для внедрения новых современных технологий в систему дополнительного образования.
Обеспеченность объединений технической направленности учреждений дополнительного образования детей оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 50% от потребностей. Значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей, что сказывается на подготовке и участии детей в республиканских соревнованиях по техническому творчеству. В настоящее время лишь 1,4% детей и подростков в Республике Коми, занятых различными формами технического творчества, участвуют в республиканском слете юных техников.
Техническое творчество может развиваться и вызывать интерес у детей и подростков только в условиях использования современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, микропроцессорной техники, станочного оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде XXI века, новым задачам модернизации страны и развитию науки и высокотехнологических производств.
Развитие технического творчества требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.
В модернизации нуждаются и дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. Необходимо привлечение педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, повышение квалификации имеющихся педагогических кадров, специалистов, реализующих программы технической направленности.
Техническое творчество детей неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: олимпиад, конкурсов, соревнований, слетов юных техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций и других. Необходима система организации участия обучающихся в региональных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях по техническому творчеству.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества обучающихся в Республике Коми, позволяют обозначить следующие проблемы:
несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;
недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, способных вести интересные и современные программы;
отсутствие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности;
недостаточное количество учебно-производственных площадей и неразвитость сети учреждений и структур технического творчества;
недостаточная популяризация сферы технического творчества, отсутствие заинтересованности субъектов системы технического творчества в развитии.
Перечисленные проблемы убедительно доказывают необходимость модернизации системы технического творчества в Республике Коми.
Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность. Для этого требуется сформулировать цели, задачи и направления развития технического творчества в системе образования Республики Коми.
Цели и задачи Концепции
Цель: создание необходимых условий и механизмов эффективного развития системы технического творчества детей и молодежи в Республике Коми.
Задачи:
научно-методическое и информационное обеспечение процесса развития системы детского технического творчества;
модернизация содержания образовательных программ и технологий в образовательном пространстве технического творчества;
модернизация системы привлечения, подготовки, повышения квалификации кадрового состава педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности;
создание 11 детских технопарков "Кванториум" по распределенной модели в муниципальных образованиях в Республике Коми, открытие новых направлений технической направленности;
развитие системы исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей и учащейся молодежи к изобретательской деятельности.
Механизм реализации Концепции
Важнейшим звеном реализации Концепции развития детского технического творчества в Республике Коми должно стать появление учреждений нового типа - детских технопарков, которые станут основным компонентом комплексной модернизации системы образования в части дополнительного образования детей в рамках внедрения Стандарта кадрового обеспечения промышленного развития региона.
Реализация Концепции предполагается в несколько этапов:
2017 год - 1 этап: создание детского технопарка "Кванториум" на базе площадей государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования" (далее - Центр) как базового регионального исследовательско-конструкторского центра в системе дополнительного образования детей, обеспечивающего распространение лучших моделей и практик в области дополнительного образования детей технической направленности во всех муниципальных образованиях Республики Коми.
2018 - 2019 годы - 2 этап: создание 11 региональных ресурсных лабораторных комплексов по принципу "Мини-Кванториум" на базе республиканских учреждений системы среднего профессионального образования в целях обеспечения инфраструктурной поддержки муниципальных учреждений дополнительного образования.
2017 - 2018 годы - развитие сетевого взаимодействия между организациями дополнительного образования, организациями высшего и среднего профессионального образования, промышленными предприятиями для реализации проекта "Индивидуальная траектория" по персональному ведению одаренных обучающихся технической и естественнонаучной направленности, внедрение в Республике Коми системы нормативно-подушевого финансирования системы дополнительного образования детей.
Данные этапы будут реализованы в рамках реализации Комплекса мер по созданию и функционированию детского технопарка на период 2017 - 2019 годов (приложение N 2 к распоряжению), включающего в себя ряд системных мероприятий на 2017 - 2019 годы по созданию и функционированию сети детских технопарков. Для реализации Комплекса мер будут привлечены средства из республиканского бюджета Республики Коми, а также внебюджетные источники.
Первый детский технопарк создается как структурное подразделение на базе площадей государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования" (далее - Центр) как базовый региональный исследовательско-конструкторский центр в системе дополнительного образования детей, обеспечивающий распространение лучших моделей и практик в области дополнительного образования детей технической направленности во всех муниципальных образованиях в Республике Коми.
Площади детского технопарка и его оборудование будут использоваться:
для образовательного процесса по программам дополнительного образования детей среднего и старшего школьного возраста 10 - 18 лет;
для образовательного процесса и проведения экспериментальной и исследовательской деятельности по программам профессиональной подготовки обучающихся средних профессиональных и высших учебных заведений, располагающихся на территории г. Сыктывкара и его окрестностях;
для организации проектной и образовательной деятельности частных поставщиков услуг дополнительного образования и иных заинтересованных структур.
Образовательный процесс в детском технопарке будет реализовываться в следующих формах: проектная деятельность, семинар, хакатон для программистов, тьюторские курсы, работа скрам-команд по реализации проектов и другие формы.
Программы технической направленности будут реализовываться специалистами Центра, а также специалистами организаций партнеров в рамках сетевых программ.
С целью развития негосударственного сектора услуг дополнительного образования будут заключены договоры между государственными, муниципальными и негосударственными образовательными организациями (индивидуальными предпринимателями) и оператором детского технопарка по аренде помещений и оборудования детского технопарка и предоставления услуг в сфере образования с использованием инженерного оборудования.
На сегодняшний день в Республике Коми осуществляют предоставление услуг дополнительного образования детей более 70 индивидуальных предпринимателей и 10 частных организаций, а также 2 учреждения высшего образования.
Данные организации и индивидуальные предприниматели - потенциальный сектор для сотрудничества по проектам детского технопарка.
Методическая поддержка детского технопарка будет обеспечиваться Центром (ресурсный центр развития технического творчества Республики Коми) и ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова" (региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества).
В соответствии с приоритетами и перспективами промышленного развития Республики Коми и технологического развития Российской Федерации выбрано 6 основных направлений деятельности детских технопарков в Республике Коми:
Геоквантум;
Аэроквантум;
IT-квантум;
Робоквантум;
Автоквантум;
Дополненная и виртуальная реальность.
Данные направления также увязаны с профилями учреждений высшего образования и среднего профессионального образования, действующими на территории Республики Коми, и позволяют осуществлять процесс раннего формирования образовательной и профессиональной траектории ребенка, основанной на кадровой потребности региона.
Предполагается, что дополнительные общеобразовательные программы технической и инженерной направленности, которые будут реализовываться в технопарке, будут интегрированы с программами средних профессиональных и высших образовательных организаций технической направленности.
Базовой площадкой для размещения детского технопарка будут помещения Центра по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, 37а. В помещениях в настоящее время уже реализуются программы технического творчества, так как Центр является республиканским ресурсным центром технического творчества, специалисты которого проводят региональные конкурсные мероприятия по различным видам технического творчества. Помещения располагаются на первом этаже, имеют панорамные окна на восточную и западную стороны света. Площадь помещений для образовательного процесса составляет более 290 квадратных метров, высота потолков - 3,7 метра. При этом помещения технопарка могут быть расширены до 600 квадратных метров, общая площадь помещений технопарка составит более 800 квадратных метров с учетом наличия всех необходимых функциональных зон.