Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2016 года N 434-а

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 14.12.2020 N 559-а.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 сентября 2015 года N 318-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период", рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года, администрация Костромской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений аппарата администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года по курируемым сферам деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ






Приложение


Одобрен
постановлением
администрации
Костромской области
от 15 ноября 2016 года N 434-а

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года


Прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года (далее - Прогноз) разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской от 22 сентября 2015 года N 318-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период", с учетом рабочей версии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предоставленной Минэкономразвития России, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.

Раздел I. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


Доля Костромской области в общероссийском объеме валового регионального продукта (далее - ВРП) составляет 0,25%, в ВРП субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) - 0,7%.

С 2011 года объем ВРП Костромской области увеличился на четверть: с 116,6 млрд. рублей до 146,3 млрд. рублей (2014 год - 2-я оценка Росстата).

Развитие Костромской области происходило неравномерно. Кризисные явления 2009 года губительно отразились на экономике региона. Спад ВРП - один из самых глубоких среди субъектов ЦФО - составил 9,8% к уровню 2008 года (ниже только в г. Москве). Экономика региона смогла восстановиться лишь в 2012 году.

В 2012-2013 годах позитивная динамика ВРП (прирост на 4,1% и 2,3% в сопоставимых ценах к предыдущему году соответственно) обеспечила области 10 и 11 места по темпам роста ВРП среди регионов ЦФО, 35 и 36 места в целом по России. В 2014 году ВРП в сопоставимых ценах увеличился на 0,4% к уровню 2013 года, что обеспечило области 13 место в ЦФО и 61 место в России.

За период 2011-2014 годов в структуре производства ВРП произошли изменения, связанные с увеличением вклада видов деятельности, направленных на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальные услуги), на фоне сокращения доли торговли, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи.

По объему ВРП на душу населения область занимала в 2014 году 59 место в целом по Российской Федерации и 16 место среди регионов ЦФО, опережая Брянскую и Ивановскую области.

Невысокий уровень экономического развития региона объясняется структурой экономики:

высокая доля сельского и лесного хозяйства - 9,4% (в среднем по Российской Федерации - 4,8%, в ЦФО - 3,3%);

низкая доля оптовой и розничной торговли - 14,7% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 19,0%, в ЦФО - 28,7%) и рыночных и нерыночных услуг (доля по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг - 7,2% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 11,5%, в ЦФО - 16,2%);

в связи с низкой плотностью населения и обширной территорией высокая доля сфер государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, здравоохранения и образования 20,2% (в среднем по Российской Федерации - 13,4%, в ЦФО - 12,5%).

Промышленность занимает доминирующие позиции в экономике Костромской области (формирует 33% ВРП), поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

В 2013 году динамика промышленного производства Костромской области демонстрировала опережающий рост (104,6% к уровню 2012 года) над среднероссийским уровнем (100,4%) и регионами ЦФО (101,4%). Положительная динамика обеспечена увеличением выпуска продукции деревообработки, машиностроения, прочих обрабатывающих производств.

В 2014 году в результате глобального кризиса, снижения инвестиционной активности в России в целом машиностроение Костромской области сократило выпуск машин и оборудования на 26%, транспортных средств - на 32%. Промышленное производство удалось сохранить на уровне 2013 года преимущественно за счет электроэнергетики и прочих обрабатывающих производств.

В 2015 году спад промышленного производства самый глубокий из регионов ЦФО (8,5% к уровню 2014 года) в основном за счет снижения спроса на ювелирные изделия, продукцию инвестиционного спроса, прекращения производственной деятельности ООО "Стромнефтемаш", низкой загрузки Костромской ГРЭС ООО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация".

Энергоизбыточность в отдельные годы является конкурентным преимуществом региона, в другие - сдерживающим фактором. Костромская ГРЭС - одна из самых крупных и технически совершенных тепловых электростанций России, имеющая рекордные показатели по экономии условного топлива среди предприятий своего класса. Костромская ГРЭС занимает третье место по установленной мощности (3600 МВт) и вырабатывает около 3% от общего объема производимой в России электроэнергии (ежегодный отпуск электроэнергии станцией составляет порядка 15 млрд. кВт. ч). Более 75% вырабатываемой электроэнергии в регионе поставляется на федеральный оптовый рынок. Однако диспетчерский график нагрузки, утвержденный Управляющей компанией ООО "ИНТЕР РАО - Управление электрогенерацией", приводит к снижению загрузки Костромской ГРЭС.

За последние 5 лет доля обрабатывающих производств увеличилась на 1,3 процентных пункта (в 2015 году составила 74,6% в промышленном производстве), добычи полезных ископаемых - на 0,3 процентных пункта (0,5%) при снижении доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 1,6 процентных пункта (24,9%).

Отличительной особенностью отраслевой структуры обрабатывающих производств области является высокий удельный вес деревообработки, прочих производств, металлургического производства.

В 2015 году Костромская область сохранила лидирующие позиции в производстве: ювелирных изделий - 60% от общего объема по Российской Федерации, автокранов - 38%, тканей льняных - 30%, древесноволокнистых плит - 12%, клееной фанеры - 11%, древесностружечных плит - 8%.

В области реализуется план по импортозамещению, предусматривающий меры по снижению импортозависимости регионального промышленного производства и развитию экспортного потенциала.

За период с 2012 по 2015 год в экономику региона инвестировано 97 млрд. рублей. Основной объем инвестиций приходится на обрабатывающие производства (обработка древесины и производство изделий из дерева, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий), транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Приток инвестиций в экономику региона был связан с реализацией крупных инвестиционных проектов предприятий:

ОАО "Газпромтрубинвест" (проект по организации производства труб среднего диаметра - свыше 10 млрд. рублей);

ЗАО "Межрегион Торг Инвест" (проект по реконструкции завода по производству цементно-стружечных плит и строительству новой линии цементно-стружечных плит - свыше 5 млрд. рублей);

ООО "НОВ Кострома" (проект по организации производства буровых установок и внутрискважинного оборудования - 2,7 млрд. рублей);

НАО "СВЕЗА Мантурово" (проект по реконструкции и модернизации производства фанеры и развитию предприятия - 1,7 млрд. рублей).

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал составил 26,2 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 16,9% ниже уровня 2014 года. На фоне снижения общей инвестиционной активности в регионе наметился прирост объема инвестиций в производстве машин и оборудования, деревообработке, производстве электрооборудования.

В 2015 году запущена в эксплуатацию производственная площадка по производству инновационных комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией АО "ТОП Энерго".

В активную инвестиционную фазу реализации проекта по созданию механосборочного производства деталей для гражданской авиации вступил ЗАО "Электромеханический завод "Пегас". Предприятие получило поддержку на федеральном уровне как комплексный инвестиционный проект, реализующийся в гражданских отраслях экономики.

Льготный заем на реализацию проекта по расширению производства изделий цилиндропоршневой группы для двигателей внутреннего сгорания получил АО "Костромской завод автокомпонентов". Инвестиционный проект отобран Межведомственной комиссией при Минэкономразвития России для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.

С 2011 года в Костромской области отмечается рост активности в сфере жилищного строительства. По итогам 2015 года в регионе введено в эксплуатацию 322,4 тыс. кв. м общей площади жилья, из них 134,8 тыс. кв. м - индивидуальное жилищное строительство. В результате обеспеченность населения жильем за период 2011-2015 годы возросла с 25,4 кв. м до 26,6 кв. м соответственно.

В 2015 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, сократился к уровню 2012 года на 5,8% в сопоставимых ценах. Снижение связано с ежегодным сокращением производства продукции животноводства в среднем на 4,4%.

Производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств в 2015 году составило 22,8 млрд. рублей.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции за 3 последних года в сельскохозяйственных организациях снизились на 8,6%, в хозяйствах населения - на 5,6%. Динамичный рост производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в 1,9 раза к 2012 году) позволил увеличить их долю в сельскохозяйственном производстве региона с 1% в 2012 году до 2,2% в 2015 году. Доля производства сельскохозяйственной продукции сельхозорганизациями снизилась с 43,3% в 2012 году до 38,6% в 2015 году при росте хозяйств населения с 55,7% до 59,2%.

Отрицательная динамика сельскохозяйственного производства связана со старением сельского населения, финансовым положением сельскохозяйственных организаций.

Вместе с тем удалось переломить ситуацию ежегодного сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур с 2013 года, производства молока - с 2015 года.

Ситуация в экономике оказала влияние на потребительскую активность населения. Если в 2012-2014 годах отмечался ежегодный рост розничного товарооборота, то по итогам 2015 года сокращение показателя составило 3,1% к предыдущему году. В структуре розничной торговли выросла доля продовольственных товаров (с 48% в 2012 году до 49,2% в 2015 году).

Основной причиной снижения потребительского спроса является высокий уровень инфляции, сложившийся в 2014-2015 годах (11% и 12,9% соответственно).

Важное значение для развития экономики региона имеет малый и средний бизнес. Каждый третий занятый в экономике - представитель малого бизнеса.

Количество малых предприятий, включая микропредприятия, в 2015 году составило 6,6 тыс. единиц. Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, - 111,7 млрд. рублей.

Объем финансовой поддержки малому и среднему бизнесу в 2015 году составил 76,6 млн. рублей.

Среднегодовая численность постоянного населения Костромской области в 2015 году по сравнению с 2011 годом сократилась на 1,7%, или на 11,2 тыс. человек, и составила 652,9 тыс. человек. Доля городского населения увеличилась с 70% в 2011 году до 71,5% в 2015 году.

Основным фактором сокращения численности населения является естественная убыль населения за счет превышения смертности над рождаемостью. Уровень рождаемости вырос с 12,3 родившихся на 1 000 человек населения в 2011 году до 12,5 родившихся на 1 000 человек населения в 2015 году, смертность снизилась с 16,6 умерших на 1 000 человек населения в 2011 году до 16 умерших на 1 000 человек населения - в 2015 году. По уровню рождаемости Костромская область сохраняет лидирующие позиции в ЦФО. Основной причиной смертности остаются болезни системы кровообращения (более 50% всех умерших).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2015 году составила 70,38 лет - максимальная величина за последние 25 лет (в 1990 году - 68,7 лет).

В 2015 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2011 годом выросла в 1,5 раза и составила 21 796 рублей. Опережая среднеобластные темпы, выросли зарплаты в социальной сфере (образовании - в 1,7 раза, здравоохранении - в 1,6 раза, культуре - в 1,9 раза), деревообрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, производстве машин и оборудования.

В 2015 году в Костромской области обеспечено исполнение целевых показателей повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации.

Раздел II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


Показатели Прогноза, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов, разработаны в трех вариантах, отражающих возможные условия социально-экономического развития области, и приведены в приложении N 1 к настоящему Прогнозу.

Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий функционирования экономики Костромской области. Данный вариант предполагает сохранение инерционных трендов в экономике, сложившихся в последний период.

Основные параметры консервативного варианта:

сдержанный рост производства продукции и услуг во всех отраслях экономики после падения в 2015-2016 годах, краткосрочная стагнация в торговле и строительстве в 2017 году;

сохранение существующей экономической модели с доминированием отраслей промежуточного спроса, зависимых от спроса и цен на мировых рынках лесоматериалов, а также энергетики;

недостаточное развитие человеческого капитала, инновационного потенциала трудовых ресурсов, недостаток технологий и ограниченные возможности их применения;

отставание в развитии технологичных и высокотехнологичных видов производств, отраслей, ориентированных на выпуск конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;

ограниченное финансирование государственных программ;

сокращение численности населения за счет усугубления негативных диспропорций в демографической сфере;

старение фондов, невозможность модернизационных преобразований.

Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Костромской области в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный вариант предполагает осуществление мер, направленных на преодоление ресурсных ограничений. Преимущественно реализуются проекты с низким риском реализации в прогнозируемые сроки.

Основные параметры базового варианта:

ускорение темпов развития экономики за счет реализации имеющихся и потенциальных преимуществ, благоприятного инвестиционного климата;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»