ГУБЕРНАТОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 мая 2011 года N 305-р
О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА"
В целях формирования социальной инфраструктуры общества, активизации участия граждан в созидательном процессе в интересах области:
1. Утвердить Концепцию программы "Формирование регионального солидарного общества" (прилагается).
2. Первому заместителю Губернатора области - руководителю Администрации Губернатора области О.Н.Полухину сформировать рабочую группу по разработке проекта областной программы "Формирование регионального солидарного общества" и в срок до 17 октября 2011 года представить проект программы на рассмотрение правительства области.
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Об исполнении распоряжения информировать к 30 ноября 2011 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА"
Основным вектором стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию (2009 год) подчеркнул, что "это будет первый в истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям".
Модернизация, рассматриваемая как системное преобразование российского общества, обретение им нового качества, может быть успешной при условии мобилизации и эффективного использования имеющегося социального потенциала, развития созидательных человеческих духовно-нравственных основ.
Социальный потенциал - это реальные и потенциальные возможности людей, используемые ими для повышения качества собственной жизни и жизни всего общества и формирующиеся как следствие включения человека в прочные коллективистские связи, установления и выполнения взаимных обязательств между людьми, укрепления между ними отношений ответственности и солидарности. Размер социального потенциала общества прямо зависит от степени единства, взаимной поддержки, сотрудничества и доверия его граждан друг к другу, созидательности идеалов и мотиваций социального потенциала. Чем этот уровень выше, тем большими ресурсами обладают страна и государство.
Социальный потенциал не возникает стихийно, но целенаправленно формируется на основе позитивных национальных духовно-ценностных и культурно-исторических традиций, коллективного творчества и управления большими массами людей. Он выступает как сознательно созданный и постоянно развивающийся ресурс гармонизации человеческих отношений, ведущий к повышению уровня жизни, улучшению качества жизни людей, стабильности и процветанию страны и государства.
В любом социальном коллективе в той или иной мере присутствуют центробежные и центростремительные процессы. Устойчивое позитивное развитие общества, его солидарность зависят от соотношения, защищенности и притягательности идеалов, целей, мотиваций, направляющих указанные противоположные процессы и, тем самым, реально воздействующих на социальный потенциал.
Значительный опыт формирования социального потенциала накоплен к настоящему времени в Белгородской области. В регионе в течение семи лет реализуется Программа улучшения качества жизни населения. В процессе ее осуществления заметно улучшились многие социальные характеристики населения региона. Увеличилась численность населения области - она достигла 1 млн. 532 тысячи 497 человек. По сравнению с годом, предшествующим утверждению Программы (2002), в 1,7 раза увеличилось число детей, рожденных вторыми, в 1,9 раза - третьими и последующими. Продолжительность жизни на Белгородчине - 71,07 года, что выше среднероссийского значения на 2,4 года (68,67 года), и показателя в Центральном федеральном округе на 1,72 года (69,35 года). В 2010 году в Белгородской области коэффициент смертности составил 14,4 на 1000 населения, что практически сопоставимо с данными по России (14,3) и значительно ниже аналогичного показателя в Центральном федеральном округе (15,8).
В результате принимаемых мер по увеличению денежных доходов населения, социальных гарантий жителям региона с 2005 года в области отмечается снижение численности лиц со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2005 году их доля составляла 18,1 процента, то в 2010 году она составила 8,6 процента населения области.
Ускоренное развитие реального сектора способствовало увеличению в последние годы численности занятых в экономике. С 2007 года в области начата реализация мероприятий по созданию новых рабочих мест. В результате уровень регистрируемой безработицы в целом по области на конец 2010 года не превысил 1,4 процента экономически активного населения, что на 0,7 процента ниже общероссийского показателя (2,1 процента).
В области в 1993 - 2010 годах продолжалась реализация областных целевых программ социальной направленности в здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физкультуре и спорте, социальной защите населения. Особое внимание уделяется реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье". В 2010 году Белгородская область заняла первое место среди субъектов Российской Федерации по эффективности участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, опередив такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург. Повысился статус многих учебных заведений, продолжен курс на создание крупных специализированных медицинских центров, современных социальных учреждений, ведется активная работа по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и совершенствованию оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями. В 2010 году завершено строительство областного кардиологического центра на базе областной клинической больницы Святителя Иоасафа, открылся современный многопрофильный медицинский центр "Поколение". Особо можно выделить исполнение обязательств по обеспечению жильем детей-сирот. Впервые для этих целей в 2010 году построено более 330 квартир или индивидуальных домов.
Заметное положительное влияние оказывают мероприятия по обеспечению духовной безопасности, а также духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи на территории Белгородской области. По развитию волонтерского движения регион находится в числе лидеров.
Социально-экономическая ситуация, в которой принималась Программа улучшения качества жизни населения, требовала ориентации ее, прежде всего, на материальную составляющую жизнедеятельности людей, на обеспечение их экономического благополучия. В то же время подчеркивалось, что по мере изменения экономических условий стратегия качества жизни может корректироваться и видоизменяться. Такие условия сложились к настоящему времени в виде глобального экономического кризиса, изначальная причина которого, как утверждают ученые, находится не в сфере финансовых и экономических отношений, а значительно глубже, определяясь духовно-нравственной, психической, эмоциональной и культурной деградацией общества. Выход из кризиса требует инновационных решений и эффективного использования ресурсов, обеспечивающих развитие региона, несмотря на многочисленные угрозы и риски, обусловленные глобальными процессами. В сложившейся обстановке наиболее востребованным становится ресурс позитивных человеческих отношений. Суть его заключается в создании между людьми атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, которые объединяют граждан в единое целое, существенно улучшают ситуацию в обществе, снижают социальную напряженность, тем самым формируя благоприятную среду для экономической, социально-политической активности, а также для укрепления института семьи и морали граждан, мотивируя их к созидательной деятельности.
Данное обстоятельство потребовало подключения к экономическим механизмам влияния на качество жизни еще и целенаправленных усилий по гармонизации человеческих отношений. В свою очередь, качество человеческих отношений определяется степенью единства и уровнем солидарности граждан, достигнутыми в рамках существующего правового поля, при главном условии - наличии духовного здоровья и соблюдения позитивных традиционных нравственных норм. Перенос центра тяжести в региональной политике на улучшение человеческих отношений позволит скорректировать отношения между людьми, существенно деформированные в 1990-е годы из-за образовавшегося духовного и идеологического вакуума, который стал наполняться гедонистическими ценностями, культом наживы и насилия. Тогда в социальных отношениях начали активно утверждаться недоверие и повышенная агрессивность, усилились межличностные и межгрупповые конфликты, существенно вырос уровень преступности, в том числе связанной с обманом и спекуляцией на доверии. Многие из перечисленных тенденций сохраняются и в настоящее время, более или менее отчетливо проявляясь в Белгородской области.
В частности, в ходе мониторинга оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области в 2009 году выяснилось, что 22 процента белгородцев убеждены в том, что в обществе стало меньше доверия; 33 процента - меньше справедливости; 31 процент - больше жестокости; 45 процентов - больше безразличия. При этом 39 процентов постоянно сталкиваются с безразличием по отношению к себе, 33 процента - с проявлениями лжи.
Мониторинг, проведенный в 2010 году, фактически подтвердил это. В ходе его 37 процентов белгородцев заявили, что постоянно сталкиваются с проявлениями безразличия по отношению к себе. Результаты мониторинга дают основание утверждать: в последние годы в обществе резко обострилась проблема социальной справедливости. С проявлениями несправедливости в настоящее время постоянно сталкиваются 40 процентов белгородцев.
Существенно дискредитированными оказались в настоящее время коллективистские ценности (дружба, солидарность, взаимная поддержка), они все чаще рассматриваются как устаревшие понятия. В течение последних десятилетий ослабла консолидирующая роль семьи и снизилось значение семейных ценностей, что негативно влияет на демографические показатели.
Низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе, на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации социально-экономических проектов и программ. Они, в свою очередь, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами.
Настоятельным вызовом времени становится восстановление региональной солидарности как следствие осознания людьми общности своих интересов с интересами региона, страны, сограждан, коллег, близких людей, готовность их к коллективным действиям, систематической взаимопомощи и взаимной поддержке. Региональная солидарность опирается на духовно-нравственное здоровье личности и коллективов, взаимное доверие (лояльность) сограждан и их взаимную ответственность и должна стать одним из основных принципов организации общественной жизни. Она является важнейшей предпосылкой патриотизма, представляющего собой идеалы, идеологию, внутреннее состояние любого здорового общества.
Таким образом, в сложившихся ныне экономических условиях главной задачей улучшения качества человеческих отношений становится формирование регионального солидарного общества.
Региональное солидарное общество выступает как система межличностных и межгрупповых отношений субъекта Российской Федерации, основанная на осознании их участниками общности идеологии, интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей.
Таким образом, солидарное общество базируется на духовности и нравственности, доверии и солидарности. Духовность рассматривается как определенное внутреннее состояние человека и общности (например, присутствие духа, боевой дух, духовная стойкость); как деятельность сознания, направленная на понимание того или иного смысла жизни и своего места в ней; как склад личности, предполагающий сочетание нематериальных и материальных интересов, способность к самоизменению; возрождение в человеке утерянного образа Идеала. Нравственность представляет собой систему правил, норм, оценок, требований, которыми реально руководствуется личность в соответствии со своими внутренними установками, внутренние самопринуждение, самоосознание и самовыражение личности, проявляющиеся в ее выборе (принятии, развитии или отвержении) своих мыслей, желаний и поступков, формировании своих привычек, способностей и характера. Доверие выражается в установке людей на открытые, конструктивные взаимоотношения, основанные на позитивном жизненном опыте, реализации ожиданий в отношении других людей, социальных институтов, организаций. Солидарность рассматривается как деятельное сочувствие интересам, мнениям сограждан, коллег, близких людей, единодушие с ними. Предлагаемая Концепция не направлена на достижение тотальной социальной солидарности, предполагающей декларирование общности ценностей и интересов работодателя и наемного рабочего, олигарха и безработного, отмену социальных противоречий и конфликтов. Концепция предполагает утверждение принципов гражданской и национальной солидарности, в соответствии с которыми каждый человек должен обладать способностью и готовностью откликнуться на вызовы, сформулированные от имени общества, нации и государства. И эти способность и готовность должны быть целенаправленно сформированы.
В культурно-историческом отношении идея регионального солидарного общества является продолжением и развитием разработанных в свое время в русской философской и общественно-политической мысли концепции соборности (А.Хомяков и славянофилы) и учения почвенников (Ф.М.Достоевский). Своеобразную формулу солидарного общества, основанную на христианских ценностях, озвучил более 100 лет назад великий русский философ Николай Федорович Федоров, который сказал: "Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех".
Необходимыми характеристиками регионального солидарного общества в современных условиях являются:
- формулировка и принятие идей, идеалов, общей цели развития, ценностей и смыслов, которые являются безусловными для абсолютного большинства населения области и основаны на позитивных духовно-нравственных и культурно-исторических традициях;
- обеспечение открытого, честного диалога между органами власти и населением;
- формирование духовного и психического здоровья, высокой позитивной нравственности, патриотизма, гражданственности, правосознания, оптимизма, позитивно ориентированного мышления;
- формирование ответственности власти за эффективность, законность и безопасность своей деятельности;
- утверждение идеи социального единства, справедливости и милосердия как ведущих принципов взаимоотношений между людьми;
- наличие четкой позитивной общественной морали и норм во взаимоотношениях между людьми и социальными институтами, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях;
- социальная активность, созидательность, готовность и способность граждан участвовать в решении государственных и общественных проблем, вопросов местного значения, в том числе жертвуя собственными интересами;
- акцент на взаимной ответственности (власти и граждан, граждан по отношению друг к другу);
- постоянный и конструктивный диалог государственной власти и гражданского общества;
- консенсусный язык общения, то есть язык, использующий одинаково воспринимаемые участниками диалога понятия, ориентированный на поиск общих смыслов, понимание друг друга.
Основными составляющими регионального солидарного общества являются:
1. Главная идея и стратегическая цель. Солидарное общество не может существовать без единой идеи и цели, на которых люди могут сконцентрировать свои усилия в общем направлении деятельности. В основе любой идеи лежит мировоззрение, непосредственно связанное с особенностями и характеристиками человеческой веры, духовности, ценностей, традиции и знаний. Чем более высокими качествами обладает личность, тем больше оснований для появления, осознания и принятия глобальной идеи, благодаря которой рождается в обществе главная цель, направленная на развитие и процветание региона и страны в целом. Общество должно определить для себя главную идею и стратегическую цель, вокруг которых будет происходить солидаризация.
2. Ценности. Региональное солидарное общество - это общество, в котором имеется ясное представление о наиболее значимых (базисных) ценностях и смыслах.
Ценности как любые материальные или идеальные объекты, реальные или воображаемые, если они желательны и рассматриваются в качестве важного условия или компонента жизнедеятельности людей и соответствующим образом ими оцениваются. Они образуют иерархическую систему, в которой выступают ориентирами жизнедеятельности людей и характеризуют общую направленность личности.
При этом базисные ценности и смыслы должны быть приняты большинством населения, преобразовываться в цели социального развития и выражаться в доступной для населения символической форме. Конкретным воплощением ценностей регионального общества выступает стратегия развития региона с учетом уровня и качества жизни населения, разрабатываемая при активном участии общества.
Тем не менее, солидарное общество не представляет собой тоталитарного, абсолютно монолитного в ценностном отношении образования. Оно многообразно, готово к дискуссиям, но при этом абсолютное большинство его сограждан признает, что некоторые базисные ценности не подлежат сомнению, в отношении их достигнуто социальное согласие. Согласно христианскому принципу, для того, чтобы общество было солидарно, оно должно быть едино в главном и многообразно в частностях.
3. Нормы. Для регионального солидарного общества должна быть типична четкая формулировка личностных и социальных норм. И граждане, и власть признают их необходимость и следуют этим нормам, формируют и обеспечивают механизмы их защиты. В региональном солидарном сообществе должны эффективно действовать различные формы нормативной регуляции. Во-первых, духовно-нравственные нормы, подкрепляющиеся позитивной исторической традицией и органически включенные в антропологию и аксиологию традиционных мировых религий, действующих на территории региона и внесших значительный позитивный вклад в духовность, государственность, культуру, язык и самосознание народа. Во-вторых, морально-политические нормы, обеспечивающие формирование духовно и психически здоровых граждан и направленные на их единение. В-третьих, нормы права, зафиксированные в Конституции Российской Федерации и законах. В-четвертых, нормы профессиональной этики, определяющие ясные правила повседневного взаимодействия людей в процессе их трудовой деятельности и при решении их жизненных проблем.
4. Коллективы. Они составляют организационную (институциональную) структуру регионального солидарного общества, которая является многоуровневой.
Существует четыре уровня, на которых формируются отношения доверия и взаимной поддержки: семейно-родственный и соседский; уровень коллектива (трудовой ассоциации); местное сообщество; региональное общество в целом.
На каждом из этих уровней процесс формирования солидарного общества требует решения специфических задач:
уровень семейно-родственных и соседских отношений - на этом уровне необходимо создавать условия для достижения согласия и взаимопонимания между родственниками и близкими, возрождать практику родственной и соседской взаимной поддержки, особенно в трудных жизненных ситуациях, типичных для кризисных периодов. Семья как основной элемент (ядро) системы региональной солидарности предполагает четкое определение статусов ее членов и соответствующих им семейных добродетелей;
уровень коллектива (трудовой ассоциации, учебного коллектива, общественного объединения) - на этом уровне должна решаться задача формирования благоприятного внутриорганизационного климата, социально ориентированной корпоративной культуры предприятий, учреждений и организаций. Солидарность на уровне коллектива означает, что его руководитель рассматривает своих подчиненных как соратников в достижении общих целей, выражает и защищает их интересы. В свою очередь, сотрудники коллектива сознают меру своей ответственности за результаты общей деятельности, которая должна быть направлена на благо всего общества;
уровень местного сообщества (муниципального образования) - на этом уровне формируется корпоративная модель развития муниципальных образований, для которой характерна ориентация на долговременные цели и традиции; использование преимущественно внутренних ресурсов, связанных с развитием человеческого потенциала; активное участие населения в решении местных проблем, в принятии управленческих решений;
уровень региона в целом - на этом уровне складывается система равноправных и уважительных отношений между государством и институтами гражданского общества, опирающаяся на следующие принципы: наличие строго очерченных границ государственного управления; предоставление субъектам социального развития возможности выбора; обеспечение участия граждан в управлении; поддержка общественных институтов и инициатив (решение широкого круга вопросов только при участии общественных формирований; предоставление общественным формированиям ряда прерогатив государственных структур; обеспечение возможности выдвигать альтернативные решения; создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов); опора на интеллектуальную элиту; наличие юридической базы, гарантий безопасности и защиты; развитие альтернативных каналов информации.
Задача формирования солидарного общества предполагает достижение высокого уровня лояльности граждан не только по отношению друг к другу, но и взаимного доверия между гражданами и коллективами, а также между коллективами. Этот процесс не может быть лишь саморегулирующимся, осуществление его повышает требования к качеству государственного, муниципального и общественного управления.