ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 1998 года N 808

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД


Во исполнение постановления Губернатора области от 12.01.1996 N 15 "О приоритетах государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года и основных направлениях государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1996 год"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить "Основные направления государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1999 год" (приложение).

2. Поручить Правительству области (Ковалев В.А.) в месячный срок разработать и принять план конкретных мероприятий по реализации "Основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1999 год".

3. Правительству области (Ковалев В.А.) представлять Губернатору области отчет о ходе реализации "Основных направлений государственной социально-экономической политики Ярославской области на 1999 год" к 15 июля 1999 г. и 15 января 2000 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.




Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 28.12.1998 N 808

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД


Основные направления государственной социально-экономической политики Ярославской области составлены в соответствии с требованиями Устава Ярославской области (ст. 86). Настоящий документ разработан на основе стратегических приоритетов государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года и конкретизирует с учетом негативных проявлений кризиса, поразившего экономику страны, задачи Администрации области на 1999 год.

Непременным условием преодоления экономического кризиса и оздоровления экономики в Ярославской области, как и в России в целом, должны стать консолидированные действия всех уровней исполнительной власти. В связи с этим, основные усилия Администрации Ярославской области в 1999 году в первую очередь должны быть сосредоточены на четырех приоритетных направлениях, обозначенных в документе "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране", одобренном на заседании Правительства Российской Федерации 31 октября 1998 года: нормализации условий жизни населения; создании условий устойчивого функционирования экономики; восстановлении и развитии реального сектора экономики; укреплении единой системы исполнительной власти, как ресурса повышения эффективности экономики.


1. НОРМАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Социально-экономическая политика Администрации области в данном направлении предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на решение задач по защите сферы жизнеобеспечения, поддержанию доходов населения и смягчению последствий финансового кризиса для населения.

Удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, достижение надежного функционирования коммуникаций жизнеобеспечения, сокращение издержек и повышение экономической эффективности - являются основными целями развития инфраструктуры области, для достижения которых необходимо:

обеспечить реализацию программы строительства областных объектов социальной сферы на 1999 год в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете области, осуществлять государственную поддержку жилищного строительства;

способствовать внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, стимулировать более экономичное пользование жилищно-коммунальными услугами со стороны потребителей,

использовать механизм льготного налогообложения в отношении организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства,

разработать программу мер по привлечению средне- и долгосрочных кредитов на развитие и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры;

осуществлять меры антимонопольного регулирования деятельности естественных и локальных монополий в сфере ЖКХ и пассажирских перевозок.

В части социальной защиты населения необходимо усилить адресную направленность социальной поддержки; сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на оказании помощи наиболее социально уязвимым группам населения; принять меры по обеспечению своевременной выплаты ежемесячных пособий на детей, выполнению на территории области федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; расширить виды социальных услуг, оказываемых населению центрами социального обслуживания. Необходимо оказать помощь молодым семьям в части охраны здоровья, получения образования и воспитания детей, культурного развития и организации отдыха. Услуги учреждении образования и культуры должны быть доступны всем категориям населения.

Первоочередные действия Администрации области в сфере здравоохранения должны быть направлены на обеспечение устойчивого функционирования учреждений здравоохранения, усиление борьбы с социально значимыми заболеваниями, проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и угроз возникновения эпидемий. В 1999 году необходимо осуществить комплекс мер по улучшению лекарственного обеспечения населения. Особое внимание должно уделяться здоровью детей. Обеспечение полноценного питания в детских учреждениях, развитие спорта среди детей и подростков, организация отдыха - должны быть в полной мере использованы для снижения уровня детской заболеваемости.

Повышение эффективности использования имеющейся базы и финансовых ресурсов здравоохранения должно быть достигнуто за счет применения новых технологий в профилактике заболеваний; оптимизации структуры учреждений здравоохранения, внедрения практики одновременного утверждения бюджетов здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского страхования и программ обязательного медицинского страхования.

В рамках работы по решению задач в сфере занятости населения предстоит усилить сотрудничество с работодателями, в т.ч. малым и средним бизнесом, по выявлению вакансий, квотированию рабочих мест, шире применять доступные формы государственной поддержки предприятий, увеличивающих число рабочих мест. Эффективное решение проблемы занятости населения невозможно без адекватного развития частного предпринимательства, сельской самозанятости, активного привлечения граждан к общественным работам. В 1999 году крайне необходимо принять действенные меры по сокращению просроченной задолженности в фонд занятости населения, погашению долгов по пособиям по безработице.


2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Нормальное функционирование экономики подразумевает прежде всею наличие определенных условий, обеспечивающих устойчивость государственной финансовой системы и финансов отдельных хозяйствующих субъектов.

За счет совершенствования регионального налогового законодательства предполагается принять меры к снижению налоговой нагрузки на товаропроизводителей, созданию равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов. Работу по совершенствованию нормативной базы бюджетного устройства и бюджетного процесса необходимо провести до начала разработки бюджетного послания Губернатора области на 2000 год. Формирование проекта государственного бюджета Ярославской области на 2000 год должно осуществляться в строгом соответствии с изменениями и дополнениями в федеральном и областном бюджетном законодательстве.

На ближайшую перспективу ставятся задачи достижения бездефицитности государственного бюджета Ярославской области.

Создание сбалансированной системы взаимных прав и ответственности Российской Федерации и Ярославской области, а также Ярославской области и органов местного самоуправления является основной целью нового этапа реформы межбюджетных отношений, на котором предстоит решить проблемы сокращения уровня дотационности и количества дотационных территорий, повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территорий, минимизации встречных финансовых потоков, повышении эффективности использования финансовой помощи из областного бюджета.

Предстоит укрепить налоговую дисциплину, перекрыть каналы ухода от налогообложения, ограничить доступ неплательщиков к бюджетным ассигнованиям и государственным инвестиционным ресурсам, добиваться постепенного сокращения недоимки по платежам в бюджет области. Одним из основных механизмов разрешения проблемы задолженности должна стать активная политика финансового оздоровления предприятий. Вместе с тем, на ближайшую перспективу представляется целесообразным продолжение на ряде предприятий области эксперимента по резервированию 30% поступивших на счета средств для выплаты заработной платы и финансирования иных неотложных расходов.

Необходимо принять меры к увеличению денежных поступлений в бюджет. Увеличение доли денежных расчетов в противовес бартерным операциям, а также существенное снижение удельного веса зачетов и векселей в общей сумме доходов должно стать ключевым направлением бюджетной политики области.

Сокращение государственных расходов предполагается осуществлять путем оптимизации затрат на содержание учреждений, финансируемых из государственного бюджета области, контроля за целевым использованием средств; установления и контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления энергоресурсов; поэтапного снижения расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на основе реализации региональной программы реформирования ЖКХ; дальнейшего развития и распространения конкурсных принципов при осуществлении государственных закупок; поэтапного снижения уровня бюджетных расходов на дотационное финансирование отраслей материального производства.


3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Достижение устойчивой стабилизации, рассматриваемое как необходимое условие перехода к социально ориентированному экономическому росту невозможно без решения проблем реального сектора экономики. Упор должен быть сделан на развитие некапиталоемких отраслей с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка.

Основные направления промышленной политики на 1999 год вытекают из Закона Ярославской области "О Концепции промышленной политики Ярославской области на 1998 - 2001 годы", в рамках реализации которых предстоит осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих: содействие восстановлению и расширению экономических и технологических связей между предприятиями Ярославской области и их партнерами, в том числе в СНГ и странах дальнего зарубежья; определение мер поддержки и разработку межотраслевой программы реформирования предприятий, содействие развитию лизинга как основы обновления основных фондов; поддержку и стимулирование предприятий области, эффективно работающих по международным стандартам качества и в области проведения сертификации; разработку механизма капитализации задолженности предприятий, организацию продажи их долгов.

Целями политики в аграрной сфере являются повышение эффективности сельскохозяйственного производства, развитие отраслей переработки сельхозпродукции и максимальное самообеспечение области продуктами питания и сырьем для перерабатывающих предприятий. Для достижения поставленных целей в 1999 году необходимо:

с учетом сложившихся экономических условий хозяйствования произвести уточнение программы стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996 - 2000 годы, подготовить расчеты оптимальной потребности в средствах, необходимых для развития АПК области на 1999 год;

продолжить работу по созданию благоприятных экономических условий хозяйствования для крупных свиноводческих и птицеводческих комплексов, организации машинотехнологических станций, развитию информационно-консультационной службы, совершенствованию мер экономической поддержки сельских товаропроизводителей;

расширить масштабы обеспечения хозяйств техникой по лизингу, способствовать увеличению племенного ядра крупного рогатого скота и использованию в производстве семян высших репродукций;

продолжить подготовку в области специалистов сельского хозяйства, организовать подготовку антикризисных управляющих для предприятий АПК;

обеспечить максимально возможную передачу объектов социальной сферы с балансов сельхозпредприятий администрациям местных муниципальных образований.

Создание конкурентной среды, решение проблемы занятости населения в немалой степени связаны с развитием малого и среднего бизнеса, и это должно стать заботой всех подразделений Администрации области. Этим предприятиям необходимо содействие в части обучения и получения консультаций по вопросам сертификации товаров и услуг, лицензирования, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты прав потребителей.

Предстоит продолжить работу по совершенствованию системы ценообразования и регулированию себестоимости, цен и тарифов на продукцию естественных и локальных монополий, имея в виду сохранение их на предельно низком уровне, обеспечивающем тем не менее устойчивое функционирование указанных отраслей и необходимую норму накоплений.

Достижение высокой эффективности региональных инвестиционных проектов и программ; уменьшение инвестиционных региональных рисков; повышение инвестиционной и деловой активности хозяйствующих субъектов, увеличение объема внебюджетных капиталообразующих инвестиций в экономику области с преимущественной ориентацией на прямые инвестиции, в том числе, путем создания совместных производств - основные цели инвестиционной политики области.

Для постижения этих целей предполагается:

осуществлять отбор и государственную поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов и программ в рамках Государственной инвестиционной программы Ярославской области, контролировать ход ее реализации;

содействовать включению инвестиционных проектов Ярославской области в федеральные инвестиционные программы, а также продвижению инвестиционных проектов в рамках конкурса по размещению средств Бюджета развития РФ и предоставлению государственных гарантий за счет средств Бюджета развития Российской Федерации;

содействовать заключению соглашений с инвесторами, вносящими значительные объемы собственного капитала в основные фонды предприятий Ярославской области, а также предоставляющими в значительных объемах оборотные средства с длительной рассрочкой платежа;

продолжить работу по совершенствованию концепции, механизмов и инструментов обеспечения региональных гарантий, созданию региональной гарантийно-залоговой системы;

содействовать деятельности консультационных, страховых, юридических, финансовых и других компаний, образующих инвестиционную и общую инфраструктуру региона;

участвовать в работе инвестиционных форумов, в том числе международных.

Повышению эффективности, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств как основы реального расширения деятельности не только непосредственных экспортеров, но и технологически связанных с ними предприятий, должна способствовать реализация комплекса мероприятий в сфере: внешнеэкономической деятельности. В рамках работы по данному направлению предполагается: разработать и утвердить программу развития внешнеэкономической деятельности области; рассматривать как перспективное направление увеличение экспорта различных видов услуг, в том числе в области международного (прежде всего въездного) туризма, обучения иностранных граждан, осуществления транзитных перевозок, а также развертывание сети сервисного обслуживания Ярославской машиностроительной продукции за рубежом, укреплять связи экспортеров с официальными загранучреждениями и представительствами, как РФ, так и Ярославской области за границей в интересах обеспечения организационной, информационно - консультационной, дипломатической и иной поддержки Ярославских участников ВЭД.

Важным элементом областной политики стимулирования экспорта является организация рекламно-пропагандистских компаний в поддержку ярославских экспортеров, включая награждение лучших из них. С этой целью необходимо разработать порядок присуждения областных премий ярославским субъектам ВЭД, учредить систему морального поощрения тех, кто вносит наибольший вклад в развитие экспортного потенциала Ярославской области.

Мировая практика указывает на необходимость создания на территории области объединений участников ВЭС, которые могли бы выполнять функции координаторов деятельности ярославских участников ВЭС на внешних рынках и согласования условий выхода на рынки между заинтересованными членами объединения в интересах оптимального использования конъюнктуры.

По мере роста и совершенствования структуры экспорта последний будет все в большей степени затрагивать чувствительные сектора экономики зарубежных стран, а следовательно подвергаться мерам торгово-политического воздействия. В этой связи большое значение будет приобретать деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в рамках которых можно рассматривать долгосрочные перспективы динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих нареканий у сторон.

Необходимо повысить экономическую и социальную эффективность процесса приватизации, усилить контроль за управлением и использованием государственной собственности. В 1999 году предстоит организационно оформить полномочия, переданные органам государственной власти Ярославской области Мингосимуществом России; сформировать реестр недвижимости областной и федеральной собственности, расположенной на территории Ярославской области; продолжить работу по созданию нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в вопросах учета и использования природных ресурсов; кардинально изменить существующее положение, при котором в доходную часть бюджета области практически не отчисляется в виде дивидендов прибыль (или часть прибыли), адекватная доле государственного участия в собственности предприятий.


4. УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК РЕСУРСА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Основными целями в сфере государственного строительства на 1999 год являются: совершенствование системы управления областью путем дальнейшего разграничения полномочий и ответственности между федеральными органами, органами государственной власти Ярославской области и местным самоуправлением; совершенствование процесса принятия правовых актов органами государственной власти области, совершенствование системы органов исполнительной власти Ярославской области; определение статуса выборных должностных лиц области и местного самоуправления муниципальных образований.

В рамках достижения поставленных целей предстоит:

Продолжать работу по контролю за реализацией Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области и соглашений к нему, осуществить ревизию указанных Договора и соглашений, в случае необходимости внести в них соответствующие дополнения и изменения.

Отработать механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с Уставом Ярославской области необходимо разработать и принять закон Ярославской области "О нормативно-правовых актах Ярославской области", в котором предусмотреть порядок принятия и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области. Вопросы, касающиеся процедур, прав и обязанностей сторон законодательного процесса, подлежат исключению из внутреннего регламента Государственной Думы Ярославской области.

Необходимо разработать и принять закон Ярославской области "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления", в котором предусмотреть обязанности, права, гарантии деятельности и ответственность указанных лиц перед населением соответствующего муниципального образования, муниципальным образованием и государством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»