ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2007 года N 930


О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе

(с изменениями на 8 ноября 2019 года)

(в ред. постановления Законодательного Собрания ЯНАО от 08.11.2019 N 1911)


____________________________________________________________________

от 03.03.2008 N 1-ЗАО изложен в новой редакции Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа. Нормы статьи 41 старой редакции Устава соответствуют нормам статьи 24 новой редакции.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________     


Рассмотрев Концепцию мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе, на основании статьи 41 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить Концепцию мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе.


2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель Государственной Думы
автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ



Утверждена
постановлением Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 июня 2007 г. N 930



КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(в ред. постановления Законодательного Собрания ЯНАО от 08.11.2019 N 1911)


1. Перечень понятий, используемых в концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе


Перечень понятий, используемых в концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), составлен в целях обеспечения единства понятийного аппарата в сфере мониторинга правового пространства.


В этот перечень включены основные понятия, используемые в концепции мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, принятой Второй Всероссийской научно-практической конференцией по мониторингу правового пространства и правоприменительной практики, состоявшейся 20 мая 2004 года в г. Москве, а также понятия, введенные в документальный оборот ежегодными докладами Совета Федерации Российской Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации", программных выступлениях его председателя. Учтена в названной концепции терминология Концепции административной реформы в Российской Федерации и положения Закона автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве".


В целом содержащиеся в описываемой концепции определения сгруппированы в следующей таблице.

Единое правовое пространство

сфера формирования и действия системы нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и общеобязательных муниципальных правовых актов

Концепция мониторинга правового пространства в автономном округе

система принципов и приоритетов в сфере мониторинга, теоретических положений о целях, задачах, субъектах мониторинга, его месте в правотворческом процессе и последовательных правотворческих стадиях - от выявления (формулирования) общественной потребности, разрешение которой необходимо осуществить правовыми средствами, до внедрения закрепленного нормативным правовым актом автономного округа нормативного регулятора в общественную практику и оценки его влияния на решение исходной общественной потребности

Мероприятия по осуществлению мониторинга правового пространства в автономном округе

системное наблюдение, сбор информации, оценка и прогноз изменения правового пространства в автономном округе

Методология мониторинга правового пространства в автономном округе

совокупность приемов, методов и способов, обеспечивающих эффективную организацию деятельности субъектов мониторинга по анализу и прогнозу развития законодательства и практики его применения

Мониторинг в сфере правового регулирования общественных отношений

комплексная система выявления и оценки эффективности правового регулирования общественных отношений по определенным показателям и разработка предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений. Состоит из подсистем:

мониторинга законодательства;

мониторинга правового поля;

мониторинга правоприменительной практики

Мониторинг законодательства

постоянная деятельность органов государственной власти автономного округа по сбору, анализу и обобщению информации о состоянии законодательства, осуществляемая с использованием сообщений и документов правоприменительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, общественных объединений, уполномоченных специализированных организаций для разработки мер по повышению эффективности правотворческой деятельности

Мониторинг правового поля

система изучения и оценки заполненности правового поля, опережающего окружного правового регулирования, выявление наличия правовых пробелов и коллизий, а также деятельность по разработке предложений по перспективному планированию правового регулирования общественных отношений и устранению пробелов в законодательстве

Мониторинг реализации права законодательной инициативы

информация об активности субъектов права законодательной инициативы в сфере окружного законотворчества, о концепциях поступивших в Государственную Думу автономного округа законопроектов автономного округа, а также об их непосредственных разработчиках, сроках рассмотрения

Результаты мониторинга

информация об объекте мониторинга, обобщенная по единым показателям

Объекты мониторинга

нормативные правовые акты автономного округа, отрасли, подотрасли, институты и нормы законодательства автономного округа

Досье нормативного правового акта

документ, включающий информацию о разработчике, стадиях разработки и рассмотрения нормативного правового акта и практике применения принятого нормативного правового акта автономного округа

Правовое поле

совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию

Правовое пространство органа государственной власти автономного округа

совокупность нормативных правовых актов и норм, определяющих компетенцию органа государственной власти автономного округа, формы ее реализации, порядок взаимодействия с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и гражданами

Правоприменительная деятельность (применение права)

урегулированная законодательством деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц по рассмотрению на основании федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов автономного округа конкретных вопросов, дел и (или) принятие ими ненормативных (индивидуальных) правовых актов, обязательных для лица или лиц, которым они адресованы

Субъекты мониторинга

орган государственной власти автономного округа, орган местного самоуправления, иной орган или организация, осуществляющие деятельность в пределах вопросов своего ведения и на основании специальных полномочий, которыми они наделены соответствующим нормативным правовым актом

Субъекты доступа к результатам мониторинга

граждане Российской Федерации и организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, подключенные к информационной системе в установленном порядке

Уполномоченная специализированная экспертная организация в сфере мониторинга

образуемая на основании совместного решения органов государственной власти организация, уполномоченная координировать и осуществлять деятельность по мониторингу правового пространства, либо существующая организация, которой органами государственной власти автономного округа придан статус уполномоченной специализированной экспертной организации


2. Понятие мониторинга правового пространства в автономном округе, его цели и задачи


В современных условиях значительного усложнения отношений в правовой, экономической, социальной, политической сферах и повышения роли процессов информатизации организация мониторинга правового пространства в автономном округе приобретает особую актуальность. Управлять развитием региона без точной информации о состоянии нормативной правовой системы автономного округа и правоприменительной практики невозможно.


В связи с этим существует объективная потребность поиска новых критериев оценки эффективности законодательства и практики его применения. Именно критерии соответствия правового регулирования системе гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также полноте и качеству правового обеспечения проводимых реформ становятся основополагающими.


Решение этой задачи достигается путем организации и совершенствования системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики, инвентаризации и систематизации всех нормативных правовых актов автономного округа.


В итоговом документе третьей Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики", состоявшейся 30 июня 2005 года в г. Москве, ее участниками было принято решение одобрить работу органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению анализа и прогноза качества федерального и регионального законодательства, особенно регулирующего отношения в сфере важнейших направлений государственной политики, общественной жизни регионов и страны. Органам законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации было предложено развивать сотрудничество в создании единой системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации. Данная рекомендация актуальна и для органов государственной власти автономного округа.


Предназначением мониторинга правового пространства в автономном округе (далее - мониторинг) является установление качественно новой, устойчивой информативной связи между правотворческой деятельностью и ее конечными результатами.


Мониторинг позволит вырабатывать предложения для формирования планов законопроектных работ, для обращения с законодательными инициативами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также для совершенствования деятельности органов исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе.


Представляется, что мониторинг должен проводиться в режиме постоянного и специально организованного наблюдения за ходом правотворческой деятельности и практикой исполнения нормативных правовых актов автономного округа.


При этом в силу важности поставленных задач мониторинг должен стать обязательной составляющей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа.


В этой связи мониторинг как комплексный, систематический анализ и обобщение информации о состоянии нормативной правовой системы автономного округа и практики правоприменения следует рассматривать как способ выявления и устранения противоречий в законодательстве, заполняемости правового вакуума, а также определения соответствия результатов правового регулирования ожиданиям участников правотворческого процесса.


Целью мониторинга является совершенствование системы принятия и реализации публично-правовых решений и повышение качества принимаемых законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, защита прав и свобод человека и гражданина.


К промежуточным целям мониторинга относятся:


1) систематизация законодательства автономного округа;


2) выявление пробелов и коллизий, противоречий, устаревших и недействующих норм;


3) определение глубины правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметам ведения Российской Федерации, предметам ведения субъектов Российской Федерации;


4) определение глубины правотворческой деятельности органов местного самоуправления по предметам собственного ведения и полномочиям, делегированным от субъектов Российской Федерации и Российской Федерации;


5) проведение правового эксперимента как стадии правотворческого процесса, оценка практики применения законов;


6) создание постоянно действующей системы обратной связи между законодателем и правоприменителями.


Учитывая положения Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, мониторинг должен стать частью деятельности по изучению результативности мероприятий административной реформы, обеспечить своевременную и достоверную оценку выполнения плана мероприятий административной реформы, восприятия обществом административной реформы, ее результатов и проблем в части нормативного правового обеспечения и правоприменения.


Кроме того, в процессе мониторинга будет обеспечиваться целенаправленный сбор информации, необходимой для получения достоверного представления о ходе достижения органами исполнительной власти автономного округа поставленных целей, а также выполнения правотворческих планов.


Под мониторингом нужно понимать систематическую, комплексную деятельность публичных органов власти, институтов гражданского общества, общественных организаций по изучению, обобщению и анализу информации о состоянии законодательства и практики его применения с целью выявления соответствия результатов правового регулирования ожиданиям участников правотворческого процесса. Таким образом, мониторинг позволит осуществлять в масштабах автономного округа комплексный качественный анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа по реализации предоставленных им полномочий, чем обусловлена его ценность как метода совершенствования управленческих процессов.


В соответствии с Уставом (Основным законом) автономного округа нормативную правовую систему автономного округа составляют нормативные правовые акты автономного округа и нормативные правовые акты органов местного самоуправления в автономном округе. Устав (Основной закон) автономного округа, законы автономного округа составляют законодательство автономного округа. Мониторинг позволяет создать комплексный механизм оценки нормативной правовой системы автономного округа, ее адекватности задачам деятельности органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа, что на современном этапе является необходимым условием дальнейшего развития правотворческого процесса в автономном округе.


В связи с этим особую значимость имеет совершенствование всей нормативной правовой системы автономного округа. Растущий массив нормативных правовых актов предъявляет высокие требования к упорядочению связей между ними. Особенно это относится к законам автономного округа, которые служат базой всей нормативной правовой системы автономного округа. Законодательство автономного округа должно представлять собой структурно упорядоченную совокупность систематизированных законов автономного округа, приспособленных для эффективного применения.


Актуальность укрепления системных основ законодательства автономного округа достижима по двум направлениям:


во-первых, посредством обеспечения более четкого соотношения законов и иных нормативных правовых актов автономного округа между собой, имея в виду как их баланс внутри отраслей, так и между ними;


во-вторых, упорядочение законодательства автономного округа и его связь с федеральным законодательством.


Эти направления должны быть строго согласованы между собой, отражая реальные социально-экономические изменения в автономном округе и потребность удовлетворения публичных интересов.


Важнейшим системообразующим элементом в законодательстве автономного округа является его понятийный аппарат. Поэтому одним из эффективных методов оценки состояния законодательства автономного округа может стать системный анализ легальных дефиниций (определений, понятий), содержащихся в нормативных правовых актах автономного округа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»