ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2016 года N 371-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 452-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 452-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим в связи с формированием областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ




Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 10.11.2016 N 371-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 452-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


 1. Паспорт государственной программы Ивановской области

Наименование программы

Охрана окружающей среды Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2020 годы

Перечень подпрограмм

1. Регулирование качества окружающей среды, обращение с отходами производства и потребления.

2. Государственная экологическая экспертиза.

3. Красная книга Ивановской области.

4. Воспроизводство и использование биологических ресурсов Ивановской области.

5. Организация проведения мероприятий по содержанию сибиреязвенных скотомогильников.

6. Сокращение негативного антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории

Администратор программы

Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области

Ответственные исполнители

1. Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Служба ветеринарии Ивановской области

Исполнители

1. Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.

2. Служба ветеринарии Ивановской области

Цель (цели) программы

Улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности, сохранение малонарушенных природных комплексов

Целевые индикаторы (показатели) программы

1. Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового регионального продукта Ивановской области.

2. Объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта Ивановской области.

3. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников.

4. Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I - IV классов опасности.

5. Выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников.

6. Объем образованных отходов I - IV классов опасности.

7. Количество видов охотничьих ресурсов, обитающих в Ивановской области

Объемы ресурсного обеспечения программы

Программа, всего:

2014 год - 156593600,00 руб.,

2015 год - 171297765,12 руб.,

2016 год - 27464154,35 руб.,

2017 год - 16719939,14 руб.,

2018 год - 16504213,44 руб.,

2019 год - 16483877,44 руб.,

2020 год - 37960093,65 руб.

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 21593600,00 руб.,

2015 год - 16297765,12 руб.,

2016 год - 12464154,35 руб.,

2017 год - 1719939,14 руб.,

2018 год - 1504213,44 руб.,

2019 год - 1483877,44 руб.,

2020 год - 22960093,65 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 14209700,00 руб.,

2015 год - 10548465,12 руб.,

2016 год - 4103754,35 руб.,

2017 год - 1719939,14 руб.,

2018 год - 1504213,44 руб.,

2019 год - 1483877,44 руб.,

2020 год - 22960093,65 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 7383900,00 руб.,

2015 год - 5749300,00 руб.,

2016 год - 8360400,00 руб.,

2017 год - 0,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - -.

Внебюджетное финансирование:

2014 год - 135000000,00 руб.,

2015 год - 155000000,00 руб.,

2016 год - 15000000,00 руб.,

2017 год - 15000000,00 руб.,

2018 год - 15000000,00 руб.,

2019 год - 15000000,00 руб.,

2020 год - 15000000,00 руб.,

- средства некоммерческого партнерства "Ассоциация предприятий сферы управления отходами Ивановской области":

2014 год - 135000000,00 руб.,

2015 год - 155000000,00 руб.,

2016 год - 15000000,00 руб.,

2017 год - 15000000,00 руб.,

2018 год - 15000000,00 руб.,

2019 год - 15000000,00 руб.,

2020 год - 15000000,00 руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит:

1. Создать эффективную систему государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Улучшить состояние окружающей среды, снизить экологические риски, обусловленные прошлой и текущей хозяйственной деятельностью.

3. Сохранить биологическое разнообразие и рост численности биоресурсов Ивановской области.

4. Создать условия для повышения эффективности рыболовства


 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области  

2.1. Атмосферный воздух и поверхностные водные объекты

В последние годы Ивановская область представляется как экологически благополучный регион. Вместе с тем, общая антропогенная нагрузка на окружающую среду в Ивановской области характеризуется значительным ростом воздействия на ее компоненты: атмосферный воздух, поверхностные воды, почву, естественные природные ландшафты. Высокий уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду связан с негативным воздействием объектов размещения отходов вследствие нарушений на них технологии по захоронению отходов, с возрастающим уровнем загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, высокой степенью износа оборудования по очистке сточных вод в жилищно-коммунальном хозяйстве, наличием объектов и территорий с накопленным экологическим ущербом.

Объем выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на протяжении последнего времени остается стабильным с тенденцией уменьшения и оценивается на уровне 40 тысяч тонн. Вместе с тем, рост парка автомобильного транспорта и значительная загруженность основных магистралей и улиц городов Ивановской области является основным фактором ухудшения качества атмосферного воздуха. Ежегодно примерно на 5% увеличивается объем выбросов вредных веществ, характерных для автотранспорта: бенз(а)пирен, формальдегид и взвешенные вещества. Их доля в общем загрязнении атмосферного воздуха составляет более 70% на уровне 120 тысяч тонн ежегодно. Эта ситуация не осталась незамеченной: по итогам 2012 года город Иваново был включен в список 27 городов России с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2012 году).

Общий объем сброса сточных вод оценивается на уровне 170 миллионов кубических метров, сброс загрязненных вод остается на стабильном уровне в пределах от 123 до 139 миллионов кубических метров. Без очистки сбрасывается около 10% сточных вод. Загрязненность рек Ивановской области характеризуется следующими значениями:

- Горьковское водохранилище (р. Волга) и р. Теза - "слабо загрязненные - загрязненные";

- р. Мера - "слабо загрязненная";

- р. Елнать, Сунжа и Кинешемка - "загрязненные";

- р. Казоха - "очень загрязненная".

Характерными загрязняющими веществами Горьковского водохранилища являются соединения меди, железа и в меньшей степени - фенолы; их среднегодовые концентрации по акватории водохранилища составляют, как правило, 1 - 2 ПДК. Для всех притоков Горьковского водохранилища характерно повышенное содержание в воде соединений железа - до 4 - 10 ПДК, в реках Мера и Немда - до 14 - 18 ПДК.

Наиболее острой проблемой в области охраны поверхностных водных объектов является неудовлетворительное состояние очистных сооружений на объектах жилищно-коммунального хозяйства небольших городов и поселков. Так, фактически отсутствует очистка канализационных стоков в Юрьевце, Лухе и Палехе, неэффективно работают очистные сооружения в поселке Ильинское-Хованское и Гавриловом Посаде, отсутствует биологическая очистка сточных вод в Кинешме. В Родниках городские очистные сооружения не справляются с очисткой промышленных стоков, объем которых увеличился в связи с развитием индустриального парка.

Стоит отметить, что за последнее время на мероприятия, непосредственно связанные с охраной атмосферного воздуха и охраной поверхностных вод, в областном бюджете не предусматривалось финансирование, и, как следствие, роль региональных органов свелась к роли наблюдателя. Вместе с тем, экологический мониторинг относится к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов исполнительной власти, но фактически осуществляется только федеральным государственным бюджетным учреждением "Ивановский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Так, состояние атмосферного воздуха оценивается на 3 стационарных постах (2 из которых расположены в городе Иванове, 1 - в городе Приволжске). В 2013 году за счет средств областного бюджета приобретен стационарный пост наблюдений за состоянием атмосферного воздуха для г. Шуя. Наблюдение за загрязнением поверхностных водных объектов проводится на 7 водных объектах (в 8 пунктах на 14 створах гидрохимических наблюдений). Однако этой сети наблюдательных пунктов крайне недостаточно:

- отсутствуют посты наблюдения состояния атмосферного воздуха в таких крупных городах, как Кинешма, Вичуга, Тейково;

- в отношении водных объектов - не ведется наблюдение за гидрохимическим состоянием Уводьского водохранилища, являющегося источником водоснабжения города Иванова.

Таблица 1


 Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере охраны атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011 год

2012 год

2013 год

1

Объем выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

тыс. тонн

36,7

29,45

36,0

2

Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников

%

39,5

82,0

83

3

Количество стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха

ед.

3

3

4

Объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты

млн. куб. м

98,58

96,9

95,0


 2.2. Обращение с отходами производства и потребления

Сфера обращения с отходами производства и потребления в последние годы находится под особым вниманием природоохранных органов Ивановской области. Негативное воздействие на окружающую среду объектов размещения твердых бытовых отходов на фоне отсутствия необходимого уровня организации сбора, вывоза, захоронения и переработки отходов представляет в настоящее время и в среднесрочной перспективе наибольшую угрозу экологической безопасности региона.

Отсутствие на территории Ивановской области крупных промышленных предприятий, образующих специфические и особо опасные промышленные отходы, делает основной проблематику обращения с твердыми бытовыми отходами.

На территории Ивановской области ежегодно образуется около 350 - 370 тысяч тонн твердых бытовых и приравненных к ним отходов IV - V классов опасности. Практически все собираемые отходы вывозятся на захоронение на полигоны и санкционированные свалки. Количество мест организованного захоронения (утилизации) отходов на территории региона составляет 31. Суммарная площадь, занимаемая местами организованного захоронения (утилизации) отходов, составляет 113 га. Допустимый срок эксплуатации некоторых объектов истек. На многих объектах не организован учет отходов, принимаемых на захоронение, не ведется охрана в ночное время, не соблюдается технология захоронения отходов: не ведется их уплотнение и пересыпка инертными материалами. Многие объекты размещения отходов не имеют противофильтрационных экранов, позволяющих защищать грунтовые воды и прилегающую территорию от воздействия токсичных продуктов разложения отходов. Фильтрат является источником загрязнения вод железом, нитратами, аммонием, хлором от 2 до 100 предельно допустимых концентраций. Нарушение технологии захоронения отходов приводит к возгоранию объектов размещения отходов в сухую и жаркую погоду. Горение твердых бытовых отходов происходит при температуре 800 - 900 °C. Поэтому в отходящих газах присутствуют высокотоксичные органические соединения - альдегиды, фенолы, хлорорганические соединения (диоксины, фураны). В образующейся золе содержатся токсичные минеральные соединения. По решению суда по состоянию на 01.07.2013 закрыто и подлежит рекультивации 9 объектов размещения отходов (Палехский, Пучежский, Гаврилово-Посадский, Лежневский, Лухский, Верхнеландеховский, Южский, Юрьевецкий, Фурмановский районы), однако на некоторые объекты отходы продолжают поступать на захоронение.

Недостаточное количество объектов размещения и обезвреживания отходов, отвечающих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, является основной проблемой в сфере обращения с отходами и сдерживает процесс создания эффективной региональной системы управления потоками отходов внутри региона.

Второй характерной экологической проблемой в сфере обращения с отходами является ненадлежащее состояние и содержание контейнерных площадок, а также низкий уровень обеспеченности ими населенных пунктов региона. Эта проблема является следствием недостаточно эффективной организации сбора и вывоза отходов со стороны органов местного самоуправления, отсутствием единого подхода (регионального стандарта) к вопросам организации сбора отходов. В большинстве случаев контейнерные площадки, используемые жителями многоквартирных домов, расположены на территории общего пользования населенных пунктов. Лица, ответственные за состояние и содержание контейнерных площадок, не определены. Не решен вопрос организации сбора отходов с территории частного сектора населенных пунктов и садоводческих товариществ.

Третьей экологической проблемой в сфере обращения с отходами является проблема образования несанкционированных свалок, которая является следствием первых двух проблем.

Актуальность и нерешаемость на протяжении многих лет проблем в сфере обращения с отходами связаны: 1) с несовершенством федерального законодательства об отходах производства и потребления (в части отсутствия механизмов стимулирования деятельности по обращению с отходами, наличия излишних административных барьеров); 2) отсутствием бюджетного финансирования для решения застарелых проблем (рекультивация закрытых свалок, строительство новых объектов размещения отходов).


Таблица 2


Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере обращения с отходами производства и потребления

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2011 год

2012 год

2013 год

1

Общий объем образования твердых отходов производства и потребления

тыс. тонн

369,0

388,4

389,9

1.1

- отходы 1-го класса опасности

тыс. тонн

0,1

0,342

0,342

1.2

- отходы 2-го класса опасности

тыс. тонн

0,042

0,054

0,054

1.3

- отходы 3-го класса опасности

тыс. тонн

25,6

16,56

16,5

1.4

- отходы 4-го класса опасности

тыс. тонн

68,3

69,41

70,0

1.5

- отходы 5-го класса опасности

тыс. тонн

275,0

302,0

303,0

2

Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов

%

55,6

55,3

56,3

3

Число действующих мест захоронения твердых бытовых отходов

единиц

52

30

28

4

Площадь мест захоронения твердых бытовых отходов

га

316

220

213


В 2009 - 2012 годах в сфере обращения с отходами производства и потребления были реализованы важные для региона мероприятия в рамках инвестиционного проекта "Создание комплексной системы управления отходами в Ивановской области" (инвестором является некоммерческое партнерство "Ассоциация предприятий сферы управления отходами Ивановской области"): построен и введен в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс 2-й очереди полигона ТБО "Кочнево" в Шуйском муниципальном районе; сформирован парк спецтехники для работы на находящихся под управлением компаний - участников некоммерческого партнерства полигонах ТБО "Кочнево", г.о. Кинешма, Кинешемского, Ивановского муниципальных районов; разрабатывается проектная документация по строительству мусороперерабатывающего завода для г. Иваново и мусороперерабатывающих цехов для г. Кинешма и г. Шуя.


 2.3. Объекты и территории с накопленным экологическим ущербом

Интенсивное развитие в Ивановской области химической промышленности в прошлые периоды, значительное количество бесхозяйных объектов, характеризующихся высокой степенью загрязнения, стали основными причинами возникновения объектов и территорий с накопленным экологическим ущербом. Для таких объектов характерно наличие в высокой степени загрязнения земель и (или) поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимых концентраций, в первую очередь, тяжелых металлов, органических соединений, нефтепродуктов.

На территории Ивановской области находится ряд экологически опасных объектов и территорий с накопленным экологическим ущербом:

- бардяные пруды, п. Петровский Гаврилово-Посадского района;

- пруды-отстойники химических отходов бывшего ОАО "Дмитриевский химический завод", г. Кинешма;

- территория санитарно-защитной зоны бывшего ОАО "Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе", г. Заволжск, в границах которой выявлено в 2013 году 8 объектов накопленного экологического ущерба;

- шламонакопители у д. Михайловская Заволжского района;

- территория бывшего Горкинского химзавода у д. Юдинка Родниковского района и другие.

Продолжение работ по инвентаризации территорий и объектов накопленного экологического ущерба, безусловно, расширит этот перечень.

Негативное воздействие на окружающую среду территорий и объектов накопленного экологического ущерба имеет тенденцию к росту и без принятия незамедлительных мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий воздействие может достигнуть неконтролируемых последствий в будущем.


Таблица 3


Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере ликвидации объектов и рекультивации территории с накопленным экологическим ущербом

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»