Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2016 года N 553


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДО 2020 ГОДА, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 25.10.2011 N 700

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.03.2020 N 145.
____________________________________________________________________


В целях актуализации положений Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года в соответствии со значительными изменениями внутренних и внешних условий социально-экономического развития республики Правительство Республики Хакасия постановляет:

     Внести в Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года
, утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 (с последующими изменениями), изменение, изложив ее в следующей редакции:

"СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года


 Введение


Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - N 602, 606), Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 14.05.2015, Законом Республики Хакасия от 10.06.2015 N 48-ЗРХ "О стратегическом планировании в Республике Хакасия", с целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в республике.

Стратегия является основой для разработки государственных программ Республики Хакасия, схемы территориального планирования Республики Хакасия и плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года.

Основные направления Стратегии определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития республики, основанную на ресурсном потенциале региона и возможностях его использования в современных условиях.


1. Цель и задачи Стратегии


1.1. Главной целью Стратегии является определение основных направлений развития Республики Хакасия, обеспечивающих достойный уровень и качество жизни населения республики, на основе динамично развивающейся экономики.

Это должно выразиться:

в финансовой сфере - обеспечение устойчивости бюджетной системы, повышение эффективности бюджетных расходов;

в экономике - обеспечение устойчивого экономического роста;

в социальной сфере - развитие человеческого капитала.

1.2. Основные задачи Стратегии:

1) увеличение объема привлеченных инвестиций в экономику региона;

2) повышение объемов валового регионального продукта (ВРП) Республики Хакасия на основе роста производительности труда, интенсивного и сбалансированного использования всех видов ресурсов, технологического перевооружения отраслей, становления и развития новых производств;

3) реализация конкурентных преимуществ региона на основе усиления инвестиционной активности и развития приоритетных видов экономической деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере.


2. Анализ рисков и ресурсных возможностей региона


Для раскрытия и оценки рисков и ресурсных возможностей региона применяется традиционный SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон, возможности и угрозы в экономике и социальной сфере по приоритетным направлениям выбранного сценария. Движение от угрозы (T) к возможности (O) и нейтрализация ее через преодоление слабых сторон (W) позволит расширить сильные стороны (S) в указанных сферах и, соответственно, достичь стратегических целей. Итогом анализа будут аналитические выводы, раскрывающие возможные способы и меры достижения стратегических целей для органов государственной власти Республики Хакасия.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия предполагает два варианта сценарных условий исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.

Развитые промышленный потенциал и социальная сфера, значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами республики - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития республики.

Инерционный сценарий предполагает сохранение существующих тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры. Развитие Республики Хакасия опирается на действующие организационно-экономические механизмы. Деятельность хозяйствующих субъектов региона нацелена преимущественно на экстенсивное развитие, ориентацию на стихийно складывающиеся закономерности в экономике Российской Федерации. Инерционный сценарий может обеспечить Республике Хакасия небольшой, но стабильный экономический рост (прирост ВРП 2 - 3% в год), прежде всего, в таких видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, обрабатывающие производства.

Инвестиционный сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе населения). Инвестиционный сценарий социально-экономического развития принят в качестве оптимального.

Задачей развития Республики Хакасия является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.

В результате экспертного и индикативного анализа установлено следующее.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Хакасия являются:

значительный ресурсный потенциал;

высокий промышленный потенциал;

высокий уровень энергообеспеченности региона;

политическая стабильность в республике, низкий уровень социальной конфликтности населения;

эффективная бюджетная политика, высокая кредитоспособность бюджета республики по результатам рейтингов Fitch;

проведение политики информационной открытости;

высокий уровень образования населения;

уникальный этнокультурный потенциал;

уникальность и разнообразие ландшафта, наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

развитая региональная транспортная инфраструктура;

наличие современных средств связи и телекоммуникаций.

К слабым сторонам социально-экономического развития Республики Хакасия относятся:

низкая инвестиционная активность;

сырьевая направленность экономики;

значительный износ основных фондов в ведущих отраслях экономики;

низкий удельный вес производств с высокой долей добавленной стоимости;

высокая степень дифференциации муниципальных образований республики по уровню социально-экономического развития;

низкий уровень инновационной активности;

высокий уровень монопрофильности экономики;

низкий уровень рождаемости, с трудом обеспечивающий простое воспроизводство населения;

недостаточные темпы снижения уровня бедности, особенно в сельской местности;

высокий уровень износа жилищного фонда;

недостаточное развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей;

устойчиво высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями;

отток высокообразованных профессиональных кадров;

приток низкоквалифицированных рабочих кадров;

высокая демографическая нагрузка за счет притока населения пенсионного возраста из северных районов других регионов России;

высокие издержки в сельскохозяйственном комплексе, вызванные как природно-географическими особенностями, так и сформировавшейся структурой агропромышленного комплекса;

удаленное расположение республики относительно основных экономических центров России и относительно столицы;

резко континентальный климат с холодной и продолжительной зимой и коротким теплым летом.

Исходя из анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон развития территории, можно выделить следующие приоритетные направления развития Республики Хакасия:

повышение эффективности государственного и муниципального управления;

создание условий для расширения имеющихся и становления и развития новых производств, прежде всего за счет создания зон территориального развития, реализации межмуниципальных инвестиционных проектов агропромышленного и промышленного типов, внедрения механизмов государственно-частного партнерства в приоритетных отраслях экономики;

вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, развитие интеграции агропромышленного комплекса (далее - АПК) и переработки;

создание благоприятной экономической и правовой среды для развития предпринимательской и фермерской деятельности;

первоочередная реализация региональных инфраструктурных проектов;

снижение уровня монопрофильности муниципальных образований республики;

организация туристских и рекреационных региональных зон с целью эффективного использования природно-климатического и этнокультурного потенциала республики;

развитие жилищного строительства, в том числе за счет комплексного многоэтажного и малоэтажного строительства. Развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья.

При реализации политики, направленной на социально-экономическое развитие Республики Хакасия, необходимо учитывать следующие угрозы развития территории:

наличие потенциальных источников чрезвычайных ситуаций;

миграция капиталов за пределы республики и сокращение налоговых платежей в бюджет республики в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями;

старение населения республики, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население;

миграция высокообразованных квалифицированных кадров;

высокий уровень заболеваемости социально значимыми болезнями;

загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.

Комплексный анализ конкурентных позиций Республики Хакасия, ее конкурентных преимуществ с точки зрения их реализации в долгосрочной перспективе позволяет выбрать стратегию развития региона, способную обеспечить устойчивый экономический рост территории. Основываясь на результатах SWOT-анализа, определены основные рекомендации по разработке мер государственного управления для решения задач по достижению стратегических целевых показателей.

Основные проблемы социально-экономического развития Республики Хакасия:

1) низкий уровень валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. В 2010 году ВРП на душу населения в республике составил 170,7 тыс. рублей, или 54% от среднероссийского показателя (316,6 тыс. рублей). Удельный вес республики в производстве валового внутреннего продукта Российской Федерации (далее - РФ) и Сибирского федерального округа (далее - СФО) составляет 0,26% и 2,5% соответственно;

2) низкий уровень инвестиций на душу населения - 51 место среди субъектов Российской Федерации. В 2010 году инвестиции на душу населения составили 37,6 тыс. рублей (РФ - 64,5 тыс. рублей, СФО - 45,5 тыс. рублей). Это позволяет сделать вывод о низкой инвестиционной активности субъектов экономики региона;

3) недостаточно высокий уровень среднедушевых денежных доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2010 году составляли 13741,6 рубля (РФ - 18552,6 рубля, СФО - 14876,8 рубля). По этому показателю республика занимает 55 место в РФ и 9 место в СФО;

4) относительно высокий износ основных фондов в добыче полезных ископаемых (38,2%), обрабатывающих производствах (37,5%), сельском хозяйстве (49,1%), строительстве (47,9%), транспорте и связи (43,9%), образовании (56,4%), здравоохранении (41,8%). В Республике Хакасия моральный и физический износ основных фондов препятствует росту количества и качества производимой продукции, что требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости для производства конкурентоспособной продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»