ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2016 года N 471


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Социальная поддержка граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы"

(с изменениями на 29 июля 2021 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 14.02.2017 N 35, от 23.08.2017 N 369, от 26.01.2018 N 23, от 27.06.2018 N 329, от 31.01.2019 N 57, от 08.11.2019 N 532, от 31.01.2020 N 29, от 29.07.2021 N 385)




В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. N 259 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Социальная поддержка граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы".


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2019 N 532)


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.


3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовать в газетах "Тувинская правда" и "Шын".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Натсак О.Д.



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 11 ноября 2016 г. N 471



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА 2017 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 14.02.2017 N 35, от 23.08.2017 N 369, от 26.01.2018 N 23, от 27.06.2018 N 329, от 31.01.2019 N 57, от 08.11.2019 N 532, от 31.01.2020 N 29, от 29.07.2021 N 385)


ПАСПОРТ государственной программы Республики Тыва "Социальная поддержка граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы"

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2019 N 532)

Наименование

-

государственная программа Республики Тыва "Социальная поддержка граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы" (далее - Программа)

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2019 N 532)

Государственный заказчик Программы

-

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания населения Республики Тыва, органы социальной защиты населения кожуунов и гг. Кызыла и Ак-Довурака (по согласованию)

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 31.01.2019 N 57)

Участники Программы

-

социально ориентированные некоммерческие организации, действующие на территории Республики Тыва (по согласованию)

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма 1 "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы";

подпрограмма 2 "Социальная поддержка и обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы";

подпрограмма 3 "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, на 2017 - 2020 годы";

подпрограмма 4 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы"

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2019 N 532)

Цели Программы

-

формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества;

социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, направленная на восстановление утраченных общественных связей;

формирование организационных, правовых, финансовых и социально-экономических условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на решение актуальных социальных проблем, развитие человеческого капитала, повышение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг

Задачи Программы

-

обеспечение адресного предоставления отдельным категориям граждан социальной помощи, услуг социального характера в соответствии с региональным законодательством;

обеспечение граждан пожилого возраста информацией о принимаемых мерах по улучшению их правового, социально-экономического положения, о предоставляемых социальных услугах организациями социального обслуживания;

улучшение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста, повышение престижа профессии социальных работников;

обеспечение финансово-хозяйственной деятельности стационарных организаций социального обслуживания;

реализация комплекса мероприятий по социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, направленная на восстановление утраченных общественных связей;

формирование благоприятных условий для осуществления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

привлечение (через проведение конкурсных процедур) большего количества социально ориентированных некоммерческих организаций к решению задач социально-экономического и культурного развития региона;

повышение гражданской активности жителей Республики Тыва через участие в реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций;

развитие практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также стимулирование и распространение добровольческой деятельности (волонтерства)

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

отсутствие жалоб от получателей социальных выплат на качество их предоставления;

охват пожилых людей, принявших участие в социально значимых мероприятиях;

удовлетворенность качеством предоставления социальных услуг их получателями в стационарных учреждениях социального обслуживания;

участие негосударственных учреждений, некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего бизнеса в предоставлении социальных услуг в сфере социального обслуживания;

численность лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества и получивших государственные услуги по содействию в поиске работы, организации общественных и временных работ и временного трудоустройства;

количество социально ориентированных некоммерческих организаций, принявших участие в конкурсе на получение государственной поддержки;

доля законопроектов, в экспертизе которых приняли участие представители социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем количестве разработанных законопроектов;

снижение уровня бедности;

поступление налогов в консолидированный бюджет Республики Тыва:

2017 год - 16181,75 тыс. рублей, в том числе:

НДФЛ - 13724,94 тыс. рублей;

налог на имущество - 2116,2 тыс. рублей;

транспортный налог - 55,41 тыс. рублей;

земельный налог - 285,2 тыс. рублей;

2018 год - 17493,86 тыс. рублей, в том числе:

НДФЛ - 14334,16 тыс. рублей;

налог на имущество - 2658,2 тыс. рублей;

транспортный налог - 90,9 тыс. рублей;

земельный налог - 410,6 тыс. рублей;

2019 год - 17093,52 тыс. рублей, в том числе:

НДФЛ - 14334,16 тыс. рублей;

налог на имущество - 2300,0 тыс. рублей;

транспортный налог - 79,16 тыс. рублей;

земельный налог - 380,2 тыс. рублей

     (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 14.02.2017 N 35, от 26.01.2018 N 23, от 31.01.2020 N 29)

Этапы и сроки реализации Программы

-

2017 - 2020 годы

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08.11.2019 N 532)

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общие затраты за счет всех источников финансирования составляют 5264607,7 тыс. рублей:

в 2017 г. - 1022089,0 тыс. рублей;

в 2018 г. - 1170073,6 тыс. рублей;

в 2019 г. - 1259275,3 тыс. рублей;

в 2020 г. - 1813169,8 тыс. рублей,

в том числе за счет средств федерального бюджета - 1453258,2 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 198605,4 тыс. рублей;

в 2018 г. - 218674,3 тыс. рублей;

в 2019 г. - 278290,5 тыс. рублей;

в 2020 г. - 757688,0 тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Тыва - 3425976,5 тыс. рублей:

в 2017 г. - 733645,5 тыс. рублей;

в 2018 г. - 855712,6 тыс. рублей;

в 2019 г. - 885536,6 тыс. рублей;

в 2020 г. - 951081,8 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 385373,0 тыс. рублей:

в 2017 г. - 89838,1 тыс. рублей;

в 2018 г. - 95686,7 тыс. рублей;

в 2019 г. - 95448,2 тыс. рублей;

в 2020 г. - 104400,0 тыс. рублей.

Финансирование по подпрограммам:

Подпрограмма 1 "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы" - общие затраты за счет всех источников финансирования составляют 3144117,7 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 700202,6 тыс. рублей;

в 2018 г. - 722724,9 тыс. рублей;

в 2019 г. - 715311,5 тыс. рублей;

в 2020 г. - 1005878,7 тыс. рублей,

из них:

за счет средств федерального бюджета - 1125478,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 198605,4 тыс. рублей;

в 2018 г. - 208639,6 тыс. рублей;

в 2019 г. - 213695,7 тыс. рублей;

в 2020 г. - 504537,9 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва - 2018639,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 501597,2 тыс. рублей;

в 2018 г. - 514085,3 тыс. рублей;

в 2019 г. - 501615,8 тыс. рублей;

в 2020 г. - 501340,8 тыс. рублей.

Подпрограмма 2 "Социальная поддержка и обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы" - общие затраты за счет всех источников финансирования составляют 2115690,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 320886,4 тыс. рублей;

в 2018 г. - 446348,7 тыс. рублей;

в 2019 г. - 542513,8 тыс. рублей;

в 2020 г. - 805941,1 тыс. рублей,

из них:

за счет средств федерального бюджета - 327779,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 0 рублей;

в 2018 г. - 10034,7 тыс. рублей;

в 2019 г. - 64594,8 тыс. рублей;

в 2020 г. - 253150,1 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва - 1402537,4 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 231048,3 тыс. рублей;

в 2018 г. - 340627,3 тыс. рублей;

в 2019 г. - 382470,8 тыс. рублей;

в 2020 г. - 448391,0 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников - 385373,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 89838,1 тыс. рублей;

в 2018 г. - 95686,7 тыс. рублей;

в 2019 г. - 95448,2 тыс. рублей;

в 2020 г. - 104400,0 тыс. рублей.

Подпрограмма 3 "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, на 2017 - 2020 годы" - финансирование расходов на реализацию мероприятий подпрограммы не предусмотрено.

Подпрограмма 4 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы" - общие затраты за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва составляют 4800,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2017 г. - 1000,0 тыс. рублей;

в 2018 г. - 1000,0 тыс. рублей;

в 2019 г. - 1450,0 тыс. рублей;

в 2020 г. - 1350,0 тыс. рублей.

В качестве внебюджетных источников предполагается привлечь внебюджетные средства (пенсионные средства) организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, подведомственных Министерству труда и социальной политики Республики Тыва. Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующий год

(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.07.2021 N 385)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

в результате реализации Программы к концу 2019 года ожидается:

обеспечение в полном объеме гарантированных государством социальных выплат отдельным категориям граждан;

совершенствование региональной нормативной правовой базы, направленной на усиление адресности при предоставлении мер социальной поддержки, оптимизация бюджетных расходов;

улучшение жилищных условий 5 членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, около 30 ветеранов боевых действий и инвалидов;

обеспечение оперативного получения гражданами пожилого возраста необходимой информации в полном объеме о принимаемых мерах по улучшению их правового, социально-экономического положения, о предоставляемых социальных услугах организациями социального обслуживания через средства массовой информации и социальные сети;

оказание санаторно-курортного лечения ежегодно не менее 10 ветеранам войны и труда;

оказание материальной помощи ветеранам войны и труда ежегодно не менее 5 чел.;

увеличение охвата пожилых людей, принявших участие в социально значимых мероприятиях, с 500 до 1500 чел.;

повышение удовлетворенности качеством предоставления социальных услуг их получателями в стационарных организациях социального обслуживания от 92 до 100 процентов;

увеличение числа негосударственных учреждений, некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, участвующих в предоставлении социальных услуг в сфере социального обслуживания, до 3 ед.;

достижение численности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, получивших государственные услуги по содействию в поиске работы, организации общественных и временных работ и временного трудоустройства, 112 чел. против 92 в 2016 году;

увеличение роста количества социально ориентированных некоммерческих организаций, принявших участие в конкурсе для получения государственной поддержки (35,3 процента или 23 ед.);

увеличение доли законопроектов, в экспертизе которых приняли участие представители социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем количестве разработанных законопроектов от 60 до 100 процентов.



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Программа разработана во исполнение постановления Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. N 259 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва".


Цели государственной политики в сфере социальной поддержки граждан Республики Тыва определены:


Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р;


Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 31.01.2019 N 57)


Одним из основных направлений социальной политики в Республике Тыва является обеспечение мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в виде различных социальных выплат.


В настоящее время 13256 жителей Республики Тыва, удостоенных звания "Ветеран труда", 311 тружеников тыла, 147 лиц, пострадавших от политических репрессий, и члены их семей получают ежемесячные денежные выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва. Ежегодно около 1000 человек получают социальное пособие на погребение умерших не работавших близких родственников. Осуществляются компенсационные выплаты лицам, пострадавшим от воздействия радиации, а также инвалидам - часть страховых премий по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.


Показателем эффективности принимаемых в республике за последние 10 лет мер по социальной поддержке граждан является своевременность и полнота осуществляемых социальных выплат вне зависимости от внешних обстоятельств и трудностей.


Особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Проводится мониторинг социально-бытового положения ветеранов войны, по итогам которого определяется потребность в оказании социальных услуг и оказывается необходимая помощь. В первом полугодии 2016 года социальное обслуживание на дому предоставлено 8 ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла и 13 вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающимся в указанных социальных услугах. Оказано 744 социальных услуги, в том числе 595 - социально-бытовых, 52 - социально психологических, 48 - социально-медицинских и 49 - социально-правовых.


Традиционно проводится чествование и поздравление ветеранов войны и тружеников тыла, для них организуются различные акции и мероприятия. Успешно реализуется проект "Кнопка жизни", позволяющий оперативно следить за состоянием здоровья ветеранов, принимаются меры по организации их санаторно-курортного лечения, их обеспечению техническими средствами реабилитации. Проводится капитальный и текущий ремонт жилья ветеранов ВОВ, оказывается адресная социальная помощь. В 2016 году на улучшение жилищных условий 9 членов семей погибших ветеранов Великой Отечественной войны и 28 инвалидов по общему заболеванию выделено около 30,0 млн. рублей.


Другим не менее важным направлением политики государства в социальной сфере является социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и предоставление им социальных услуг.


Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в республике осуществляют организации социального обслуживания, которые призваны удовлетворять потребности граждан пожилого возраста (в силу ограниченных возможностей для полноценной жизнедеятельности) в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и других видах социальных услуг.


В домах-интернатах (5 - общего типа, 1 - специальный и 2 - психоневрологических) предоставляются услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.


Общая численность развернутых коек в стационарных организациях социального обслуживания (в том числе в Республиканском комплексном центре социального обслуживания населения "Поддержка") составляет 992 ед. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается потребность в надомном социальном обслуживании одиноко проживающих граждан пожилого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 31.01.2019 N 57)


Существует острая необходимость развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных населенных пунктах Республики Тыва. Для них актуальна проблема недоступности широкого спектра социальных услуг. Причины возникновения данной ситуации обусловлены слабо развитой материально-технической базой нестационарных социальных организаций, в частности, недостаточной социальной инфраструктурой населенного пункта, а также сокращением и удорожанием автоперевозок. Подобные неблагоприятные последствия влияют на качество жизни пожилых людей. Данные обстоятельства требуют развития мобильных форм социального обслуживания, обеспечивающих равную доступность социальных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов Республики Тыва.


Решению данной проблемы в значительной мере способствовало бы развитие государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания. Это также повлияет на демонополизацию рынка услуг в сфере социального обслуживания населения, что отразилось бы на качестве и доступности социальных услуг в указанной сфере.


В целях повышения эффективности оказываемых мер социальной поддержки и обслуживания граждан, опираясь на имеющийся положительный опыт применения программно-целевого метода в решении этих задач, необходимо совершенствовать региональную нормативную правовую базу, регулирующую вопросы предоставления мер социальной поддержки и обслуживания граждан исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости. Это бы позволило не только оптимизировать бюджетные расходы, но и обеспечить государственной поддержкой именно тех граждан, которые действительно в ней нуждаются.


Дальнейшее совершенствование механизмов и форм социального обслуживания приведет к динамичному увеличению численности обслуженных граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги, удовлетворению их спроса на получение качественных и комплексных социальных услуг, обеспечит им соответствующие современные стандарты качества и уровня жизни.


Разработка данной Программы обусловлена также необходимостью создания эффективной системы реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы либо без изоляции от общества.


Количество таких лиц, по данным Министерства внутренних дел по Республике Тыва, остается высоким и сохраняется на протяжении последних 10 лет на уровне 1800 - 2200 чел.


По состоянию на 1 января 2016 г. на профилактическом учете состояло 4783 освободившихся из мест лишения свободы, 562 условно досрочно освободившихся из мест лишения свободы, 2311 осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.


Необходимо указать, что, как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.


В поисках подходящей работы в органы службы занятости с 2013 по 2016 год обратилось 1402 чел., из них трудоустроено 452 чел. из категории лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц, осужденных без изоляции от общества.


Большинство осужденных по отбытии сроков лишения свободы возвращаются в совсем иное, чем до осуждения, общество, в связи с чем утрачивают социально полезные связи, оказываются не готовы решать проблемы в изменившемся обществе. У многих существуют жилищные проблемы, утрачены связи с родственниками, отсутствуют документы, из-за чего они не могут зарегистрироваться по месту жительства, устроиться на работу, решить иные необходимые социальные вопросы.


Социальная адаптация данной категории граждан невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны органов социальной поддержки, службы занятости населения, общественных организаций. Прежде всего, необходимо, чтобы осужденные после освобождения имели соответствующий правовой и социальный статус, который обеспечил бы им нормальный, с точки зрения общества, образ жизни.


Необходим комплекс мер, способствующих нормальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, оказанию им помощи в бытовом и трудовом устройстве, получению профессии, налаживанию социально позитивных связей, коррекции психики, а также, при необходимости, оказанию медицинской и правовой помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»