Методологическую основу Концепции составили фундаментальные положения дошкольного образования:
- о дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни человека, в котором закладываются основы личностной культуры;
- о ценности образования и культуры как важнейших факторов развития личности, общества и государства;
- о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием;
- об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования;
- о ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и поведения, активно входящем в культуру и социум, целостности его развития;
- об игре как ведущем виде деятельности ребенка, в котором закладывается фундамент будущих социальных отношений;
- о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;
- о психолого-педагогическом феномене "готовность ребенка к обучению в школе";
- об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;
- о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса;
- о семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка;
- о педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования.
Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.
Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:
- институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации
- оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;
- формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;
- развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;
- развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.
Инновационное развитие системы дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами жизнедеятельности Чувашской Республики:
со сферой экономики: развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов - интеллектуальных, материальных, финансовых и др.;
со сферой строительства: разработка проектных решений новых типов зданий (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья) и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности; строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования;
с производственной сферой: развитие современных технологий обеспечения инфраструктуры дошкольного образования в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями к материалам и конструкциям, детской мебели, спортивному инвентарю, игрушкам и другому специальному оборудованию с целью создания безопасной и адекватной среды образовательного учреждения и домашнего интерьера для детей;
со сферой транспортной инфраструктуры: обеспечение адаптивными транспортными средствами детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в образовательное и культурное пространство; организация специальных маршрутов с целью создания условий по обеспечению доступности образования для всех детей, независимо от места проживания;
со сферой здравоохранения и социального развития: осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального электронного паспорта для последующего психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.
со сферой информатизации: разработка и внедрение информационных технологий специального назначения; создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;
со сферой культуры: обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и его семьи;