Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 октября 2016 года N 429-р

[ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2017 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2019 ГОДА]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 сентября 2017 года на основании Постановления Правительства РК от 19.09.2017 N 498.
____________________________________________________________________


Во исполнение Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Коми "О стратегическом планировании в Республике Коми", распоряжения Правительства Республики Коми от 5 декабря 2014 года N 410-р:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2017 год и на период до 2019 года согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам разработки и реализации государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Коми, а также прогнозирования экономического и социального развития Республики Коми.


Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА


Одобрен
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 4 октября 2016 года N 429-р
(приложение)

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2017 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2019 ГОДА


Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2017 год и на период до 2019 года (далее - прогноз) разработан в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2015 года N 586 "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Коми на среднесрочный и долгосрочный периоды".

Разработка прогноза осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, рассмотренных на заседании Правительства Российской Федерации 21 апреля 2016 года.

При разработке прогноза учитывались:

статистическая информация о социально-экономическом развитии Республики Коми за 2013 - 2015 годы и отчетный период 2016 года;

параметры Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45;

материалы органов исполнительной власти Республики Коми с учетом производственных и инвестиционных планов развития ведущих предприятий по видам экономической деятельности, а также Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Прогноз разработан в двух вариантах, количественные значения показателей по первому и второму варианту прогноза приводятся через дефис.

Первый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиции в основной капитал, что связано с объективными экономическими и социальными процессами, в том числе с геополитической обстановкой в мире.

Второй вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.


1. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Коми в 2015 году


В Республике Коми в течение 2015 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и падением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.

Имеется следующая положительная динамика важнейших показателей социально-экономического развития:

увеличение объемов промышленного производства в целом;

увеличение объемов добычи угля, нефти, газа;

рост объемов добычи металлических руд;

увеличение объемов производства лесоматериалов, фанеры, бензина автомобильного, производства машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химического производства, производства мебели, электроэнергии;

рост производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных и домашней птицы, пива и спиртных напитков;

рост объемов сельскохозяйственного производства;

увеличение объемов ввода в действие жилых домов;

рост сальдированного финансового результата деятельности предприятий, снижение удельного веса убыточных предприятий;

увеличение поступления налоговых платежей;

сохранение естественного прироста населения.

В числе негативных итогов 2015 года:

снижение выпуска продукции в обрабатывающем производстве в целом;

снижение объемов производства древесноволокнистых и древесностружечных плит, нетканых материалов, бумаги, картона, линолеума, топочного мазута и дизельного топлива, конструкций и деталей сборных железобетонных, цемента, производства резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов;

уменьшение объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции;

снижение объемов лесозаготовительного производства;

уменьшение объемов работ по виду деятельности "Строительство";

снижение объемов инвестиций в основной капитал;

снижение оборота розничной торговли, объема платных услуг населению;

снижение реальной заработной платы;

рост просроченной задолженности по заработной плате;

увеличение уровня безработицы.

Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.


2. Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Коми на период до 2019 года


Основной задачей предстоящего периода является стабилизация макроэкономического климата и социальной обстановки в Республике Коми и активизация факторов экономического роста.

Правительством Республики Коми будет обеспечиваться последовательная реализация мер социально-экономической политики по следующим приоритетным направлениям:

обеспечение макроэкономической стабильности;

обеспечение инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа Республики Коми;

повышение инвестиционной и инновационной активности организаций;

повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой, усиление роли консолидированного бюджета Республики Коми как инструмента государственной экономической политики;

обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала;

повышение конкурентоспособности продукции, производимой в Республике Коми;

развитие транспортной системы, обеспечивающей потребности хозяйствующих субъектов и населения;

создание оптимальной структуры сельскохозяйственного производства и повышение уровня самообеспечения Республики Коми основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики Республики Коми;

рост эффективности межрегионального сотрудничества;

стабилизация демографической ситуации, улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;

повышение культурного и образовательного уровня населения;

подготовка квалифицированных кадров;

рост реальных денежных доходов населения;

рост эффективности программ социальной защиты населения, направленных на преодоление бедности в республике;

обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;

улучшение жилищных условий населения;

повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

улучшение экологической обстановки.


3. Развитие экономики и социальной сферы Республики Коми


По предварительным оценкам, за 2015 год объем валового регионального продукта по Республике Коми составил 491,4 млрд. рублей, или 96,5% к уровню 2014 года.

Определяющее влияние на значение показателя валового регионального продукта оказало снижение валовой добавленной стоимости организациями, занимающимися строительством (на 29,8%), оптовой и розничной торговлей (на 16,0%), обрабатывающим производством (на 11,1%), транспортом и связью (на 0,5%), а также учреждениями государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения (на 1,3%). Данные виды деятельности занимают 41% в структуре валового регионального продукта.

Меньшими темпами роста сложилась валовая добавленная стоимость в здравоохранении и предоставлении социальных услуг.

Различные темпы развития организаций отдельных видов экономической деятельности привели к изменениям в отраслевой структуре валового регионального продукта Республики Коми. По сравнению с уровнем 2014 года снизилась доля организаций, занимающихся строительством (с 10,9% до 8,4%), транспортом и связью (с 8,8% до 7,8%), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (с 6,0% до 5,6%). При этом увеличилась доля организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых (с 33,6% до 36,6%), обрабатывающим производством (с 11,7% до 12,2%).

В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми с 2013 года реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 418. Мероприятия этой программы направлены, в том числе, на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.

Ожидается, что в 2016 году объем валового регионального продукта составит 98,3% к уровню 2015 года. Снижение объема валового регионального продукта обусловлено сокращением объемов по всем видам экономической деятельности, кроме сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, здравоохранения и предоставления социальных услуг. Наибольшее влияние на снижение окажет производство в добыче полезных ископаемых и обрабатывающем производстве.

В 2017 - 2019 годы среднегодовой темп роста валового регионального продукта составит 100,0 - 101,2%. Основное влияние на объемы валового регионального продукта будут оказывать добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь.

3.1. Промышленность


В Республике Коми действует Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 419.

Промышленное производство оказывает наибольшее влияние на общий объем валового регионального продукта (составляет 52,5% от общего объема валового регионального продукта).

В 2015 году индекс промышленного производства к уровню 2014 года составил 101,6%, при этом индекс производства в секторах экономики составил: в добыче полезных ископаемых - 106,0%, обрабатывающих производствах - 88,5%, производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа и воды - 99,5%.

Положительная динамика в течение года сохранялась в основном за счет увеличения добычи угля, нефти и газа. Фактором, сдерживающим промышленный рост, стал спад в целлюлозно-бумажном производстве, деревообработке и производстве нефтепродуктов.

Основными проблемами развития промышленного производства в 2015 году оставались:

высокая степень износа основных фондов;

недостаточный объем инвестиций в модернизацию и обновление производства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»