АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2001 года N 465-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Постановляю:

1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Рабочей группе, образованной в соответствии с Распоряжением от 23.07.99 N 868-р, организовать разработку Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года (далее - Программа) в соответствии с приоритетами, определенными в Концепции.

3. Контроль за выполнением Постановления оставляю за собой.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания.


Губернатор края
А.И.ЛЕБЕДЬ




Утверждена
Постановлением
администрации края
от 27 июня 2001 года N 465-П

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ


Красноярский край - субъект Российской Федерации, активный участник межрегиональной, внешнеэкономической и международной деятельности. Он действует в правовых рамках, которые определены российским и краевым законодательством, международными договорами.

Занимая особое геополитическое положение, Красноярский край обладает не только уникальными природными особенностями, но и культурно-историческими традициями, что предполагает создание особой системы защиты и реализации его территориальных, в том числе социально-экономических интересов.

Концепция, как система представлений о стратегических целях и задачах края, является первым шагом в формировании государственной идеологии, направленной на обеспечение интересов Красноярского края.

Концепция призвана предложить:

социально-экономические ориентиры и параметры сбалансированного, устойчивого развития и функционирования социально-экономического комплекса Красноярского края;

рекомендации по учету особенностей реформирования и структурной перестройки экономики края в условиях переходного периода, регулирования формирующихся рыночных отношений;

пути и методы достижения основных целей социально-экономического развития края в среднесрочной перспективе при различных вариантах развития социально-экономической ситуации в Российской Федерации;

подходы к укреплению интеграционных межрегиональных и внешнеэкономических связей края;

меры, намечаемые краевыми органами власти и управления по решению важнейших проблем социально-экономического развития края.

Концепция разработана в соответствии с Распоряжением Губернатора Красноярского края от 17.04.2000 N 455-р. Документ создавался гласно и открыто под эгидой общественного движения "Союз красноярцев".

Концепция представляет собой систему принципов, механизмов и мер преодоления кризиса и его последствий, создания предпосылок для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Исходные положения Концепции:

В социально-экономическом положении Красноярского края, сложившемся в ходе реформ (1991 - 2000 гг.), преобладают негативные явления, вызванные выбором не лучших вариантов экономических реформ, ошибками и просчетами в социально-экономической политике на федеральном и краевом уровне.

На современном этапе рыночных преобразований, когда созидательный потенциал их низок, преобладают разрушительные тенденции, многие процессы в социально-экономическом развитии края носят неустойчивый, непредсказуемый характер.

Имеющиеся в крае природные ресурсы, производственный, интеллектуальный, трудовой потенциал при рациональном использовании позволят, опираясь в значительной степени на собственные силы, преодолеть состояние глубокого социально-экономического кризиса и создать необходимые предпосылки для подъема экономики, повышения ее эффективности, роста благосостояния всех слоев населения Красноярского края.

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В 1991 - 2000 ГГ. И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ


Анализ социально-экономических процессов в 1991 - 2000 гг. позволяет определить следующие основные черты социально-экономического положения края:

структурный кризис экономики, усугубляющийся низкой эффективностью производства и неконкурентоспособностью многих видов производимой продукции, отсутствием инвестиций;

слабое развитие рыночной инфраструктуры;

снижение государственного влияния на деятельность предприятий и развитие отраслей экономики;

тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов;

ухудшение демографической ситуации;

наличие большого числа поселений с единственным градообразующим предприятием и низким уровнем развития социальной сферы;

ухудшающиеся условия для эксплуатации основных природных ресурсов - минерального сырья, лесных ресурсов - в связи с экстенсивным истощительным природопользованием;

высокий уровень преступности, необходимость создания условий и эффективных мер для его снижения, значительный удельный вес теневой экономики и скрытых доходов;

отсутствие системы развития и поддержки среднего и малого бизнеса;

иждивенческая психология большинства даже успешно работающих производств;

медленная адаптация крупных и средних предприятий к рыночным условиям, отсутствие высококвалифицированных руководителей, кадров и современных технологий управления;

рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.

Основными проблемами региона, требующими скорейшего разрешения, являются:

1. Низкое качество жизни основной массы населения.

2. Сокращение сельскохозяйственного потенциала и надежности продовольственного обеспечения региона.

3. Исчерпание резервов развития топливно-энергетического комплекса и ослабление топливно-энергетической безопасности региона.

4. Неустойчивость налоговой базы бюджета и ее недостаточность для решения задач социально-экономического развития края.

5. Узкий спектр инвестиционной привлекательности сфер деятельности, обусловленный высокой капиталоемкостью крупномасштабных проектов, их низкой конкурентоспособностью в сочетании с плохим инвестиционным климатом.

6. Высокий уровень рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ


Край обладает необходимыми предпосылками, которые могут стать основой его развития. К ним относятся:

Природно-ресурсные:

топливно-энергетические ресурсы - основа для: развития в регионе энергоемких отраслей промышленности; надежного тепло- и энергоснабжения экономики и социальной сферы края; эффективных поставок энергоресурсов и топлива за пределы региона;

минерально-сырьевые ресурсы - база для создания современного горнопромышленного комплекса;

лесные ресурсы - основа для развития лесопромышленного комплекса с высоким уровнем глубокой переработки древесины;

сельскохозяйственные земли;

водные, рекреационные и биологические ресурсы рек и озер;

уникальные природно-ландшафтные и историко-архитектурные территории и объекты - база для развития внутреннего и международного туризма.

Экономико-географические:

многоотраслевое производство с большим потенциалом неиспользованных мощностей, в том числе переработка природных ресурсов;

сравнительно развитая транспортная и коммуникационная внешнеэкономическая инфраструктура центральных и южных районов края;

значительный потенциал строительной индустрии;

потенциальные возможности сельскохозяйственного производства;

особое географическое положение, позволяющее реализовывать геополитические и оборонные интересы России;

экологическая чистота.

Социальные:

наличие постоянного населения, адаптированного к местным достаточно суровым условиям жизнедеятельности;

наличие собственного трудового потенциала с высоким уровнем образования и культуры;

развитая система общего среднего профессионального и высшего образования и науки;

особая культура, отражающая своеобразие края, многовековой опыт и традиции жизни и деятельности населяющих край народов и народностей;

наличие незначительного, но постоянно увеличивающегося слоя населения, готового к предпринимательской деятельности, адаптированного к условиям формирующейся рыночной экономики.

Институционные:

конституционно определено разграничение предметов ведения между краем и Российской Федерации, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

в результате приватизации, акционирования создана смешанная экономика с преобладанием негосударственного сектора с многообразными организационно-правовыми формами;

заложены основы рыночных институтов и присущих им механизмов;

развивается малый бизнес и предпринимательство;

произошла либерализация экономики и внешнеэкономической деятельности.

Красноярский край, являясь срединным регионом Российской Федерации, имеет исключительно важное значение для страны в качестве точки опоры для развития внутреннего рынка и усиления интеграционных связей.

Вместе с тем уникальность современной ситуации для Красноярского края заключается в том, что территория региона оказалась на "перекрестке" транспортных коридоров и интересов трех крупнейших полюсов роста мировой экономики: Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Это создает благоприятные возможности для укрепления роли края в российской и мировой транспортной системе, расширения внешнеэкономической деятельности региона.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЯЕМОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА


Проводимая в настоящее время в Красноярском крае социально-экономическая политика направлена на защиту краевой экономики и социальной сферы региона от неблагоприятных воздействий рыночной стихии, преодоление кризисных явлений и стабилизацию социально-экономических процессов. Такая политика способна решать лишь текущие задачи, задачи выживания. Ее сохранение в качестве ведущей приведет к одностороннему развитию экономики региона без необходимого научно-технического прогресса, совершенствования техники и технологии производства, роста объемов конкурентоспособной, качественной продукции.

Альтернативой является политика управляемого социально-экономического роста. Она предполагает осуществление принципиально новых направлений, путей и способов решения приоритетных социальных, экономических, технико-технологических, экологических проблем формирования модели устойчивого развития Красноярского края с учетом тенденций мировой цивилизации в XXI веке.

Основной целевой установкой для администрации Красноярского края является повышение благосостояния жителей края, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.

Повышение уровня и качества жизни основной массы населения необходимо, с одной стороны,

для сохранения "человеческого капитала", демографического, образовательного и культурного потенциала края; создания благоприятной социальной среды для мотивации к труду и предпринимательской деятельности;

с другой стороны -

для экономического оживления, которое невозможно без создания эффективного платежеспособного спроса на массовую потребительскую продукцию местных товаропроизводителей.

В соответствии с этим стратегической целью развития экономики края выступает формирование высокоразвитой социально ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста и решение социально-экономических задач в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений и повышения качества жизни населения края.

Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих ключевых задач:

обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве, межрегиональных и внешнеэкономических связях региона, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»