Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2012 года N 408-а

О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2017 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 21.02.2022 N 58-а.
____________________________________________________________________

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", формирования региональной политики по улучшению положения детей в Костромской области администрация Костромской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах детей Костромской области на 2012-2017 годы.

2. Поручить:

1) департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департаменту образования и науки Костромской области, департаменту здравоохранения Костромской области, департаменту по труду и занятости населения Костромской области, департаменту культуры Костромской области в срок до 1 декабря 2012 года разработать план мероприятий на 2012-2014 годы по реализации положений Региональной стратегии действий в интересах детей Костромской области на 2012-2017 годы;

2) Совету по правам ребенка при губернаторе Костромской области координировать деятельность по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей Костромской области на 2012-2017 годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области руководствоваться положениями Региональной стратегии действий в интересах детей Костромской области на 2012-2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав, законных интересов детей.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной демографической политики.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ





Приложение

Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 10 октября 2012 года N 408-а

Региональная стратегия действий в интересах детей Костромской области на 2012-2017 годы

Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

1. В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия), согласно которой обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России.

В связи с этим актуальным является разработка и принятие Региональной стратегии действий в интересах детей Костромской области на 2012-2017 годы (далее - Региональная стратегия).

Главной целью Региональной стратегии является определение основных направлений политики Костромской области в интересах детей и механизмов ее реализации, базирующихся на общепринятых принципах и нормах международного права.

В Костромской области, как и на всей территории Российской Федерации, основными приоритетами являются семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребенку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства. С этой целью на территории Костромской области учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Костромской области (далее - уполномоченный по правам ребенка), введены представители уполномоченного по правам ребенка на общественных началах во всех муниципальных образованиях Костромской области.

В настоящее время на территории Костромской области при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуются программа по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области на 2011-2014 годы "Семья для каждого ребенка", программа по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике правонарушений несовершеннолетних в Костромской области в 2010-2012 годах, а также проект "Ты не один", направленный на обеспечение эффективной психолого-педагогической, правовой, социальной помощи детям-сиротам с целью их успешной социализации в общество через систему наставничества и добровольческую деятельность.

Ежегодно в Костромской области проводится выставка-форум "Вместе ради детей" для выявления и распространения новых технологий и актуальных социальных практик по сокращению детского и семейного неблагополучия.

Улучшению положения детей в Костромской области способствует реализация законов Костромской области и областных целевых программ, направленных на поддержку и защиту интересов детей, организацию летнего отдыха детей, обеспечивающих доступное и современное качество образования, а также обеспечивающих повышение качества жизни семей с детьми.

2. Начиная с 2000 года, Костромская область занимает лидирующие позиции по рождаемости среди регионов Центрального федерального округа, а с 2003 года находится на первом месте. Общий коэффициент рождаемости (отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения) за период с 2009 по 2012 годы увеличился с 11,8% до 12,4%.

3. За период с 2009 по 2012 годы имеется тенденция к уменьшению количества детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время количество детей, оставшихся без попечения родителей, и усыновленных и переданных под опеку (попечительство), возросло на 3%.

Ежегодно в регионе уменьшается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 2514 детей, в 2010 году - 2447 детей, в 2011 году - 2342 ребенка, в 2012 году - 2270 детей.

4. По состоянию на 1 января 2012 года на территории Костромской области проживают 3 252 семьи, в которых воспитывается 10 674 ребенка.

В соответствии с действующим законодательством в Костромской области меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, денежных пособий и ежегодных компенсаций.

С 1 января 2009 года в Костромской области при рождении третьего или последующего ребенка предусмотрена единовременная социальная выплата семьям, оформившим ипотечный кредит в банке, на приобретение или строительство жилого помещения в размере до 300 тысяч рублей.

В целях улучшения демографической ситуации в регионе устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума на третьего и последующего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года, до достижения им возраста трех лет семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по Костромской области.

Для укрепления авторитета многодетных семей в Костромской области учреждены медали "Материнская слава" трех степеней и "За верность отцовскому долгу". С 2009 года медали получили 79 многодетных матерей Костромской области. В 2010 году один отец награжден медалью "За верность отцовскому долгу".

5. В информационно-коммуникационной сети Интернет создан сайт для обращения к уполномоченному по правам ребенка, детям предоставлена возможность письменного обращения и записи на прием к уполномоченному по правам ребенка. Организована работа службы экстренной психологической помощи "Телефон доверия" для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

6. С 2006 года на территории Костромской области успешно реализуются приоритетные национальные проекты в сфере здравоохранения и образования, способствующие формированию и реализации современной модели образования и здравоохранения, направленные на выявление специалистов, реализующих инновационные программы и технологии, поддержку одаренных детей.

7. С целью обеспечения населения услугами дошкольного образования за последние три года в дошкольных учреждениях Костромской области создано более 3 тысяч дополнительных мест для детей дошкольного возраста.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

8. Несмотря на предпринимаемые меры, в Костромской области сохраняются проблемы в вопросах поддержки семьи, материнства и детства:

1) в регионе отмечается устойчивое снижение показателя младенческой смертности, однако количество случаев младенческой смертности продолжает оставаться высоким. Основными причинами смерти детей в возрасте до 1 года на территории области остаются состояния, возникающие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и заболевания органов дыхания;

2) у значительной части детей дошкольного и школьного возраста выявляются различные заболевания и функциональные отклонения в здоровье. По результатам углубленных медицинских осмотров учащихся общеобразовательных учреждений установлено, что только 23,7% детей имеют I группу здоровья и могут считаться абсолютно здоровыми;

3) с каждым годом растет число детей, ушедших из дома и государственных учреждений. Так, с 2009 по 2011 годы в региональном розыске находились 649 подростков, в розыске на 1 января 2012 года находилось 9 подростков. За первое полугодие 2012 года в розыске находились 116 детей, в том числе совершили побеги из дома - 57 детей;

4) низкий уровень передачи детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья и оставшихся без попечения родителей под опеку (попечительство) и их усыновления;

5) недостаточное развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;

6) в регионе существует проблема предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На 1 января 2012 года в очереди на предоставление жилья состоят 1219 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, основание на предоставление жилого помещения из них наступило у 180 человек;

7) недостаточное оказание всесторонней поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями;

8) сокращение количества учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в том числе снижение количества детей-инвалидов, охваченных отдыхом и оздоровлением;;

9) недостаточная эффективность профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и категории группы риска, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;

10) социальная исключенность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении (далее - уязвимые категории детей);

11) увеличение риска распространения информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, представляющей опасность для детей.

Глава 3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

9. Ключевыми принципами Региональной стратегии являются:

1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Костромской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

2) защита прав каждого ребенка. В Костромской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Костромской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

4) сбережение здоровья каждого ребенка. В Костромской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Костромской области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных решений;

6) особое внимание - уязвимым категориям детей. В Костромской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, способствующие преодолению их социальной исключенности, реабилитации и полноценной интеграции в общество;

7) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Костромской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

8) партнерство во имя ребенка. В Костромской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства и общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием внебюджетных источников финансирования, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

10. Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Раздел II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

Глава 4. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

11. Численность детей в возрасте от рождения до 18 лет в Костромской области по состоянию на 1 сентября 2012 года составляет 124 057 человек, ежегодно количество детей увеличивается на 1,19%, что является сравнительно невысоким показателем для стабилизации демографической ситуации в Костромской области.

12. Показатель младенческой смертности за период с 2009 по 2011 годы снизился с 10,4 до 7,1 на 1000 родившихся, однако количество случаев младенческой смертности увеличивается. В 2010 году было зафиксировано 54 случая младенческой смертности, в 2011 году - 58 случаев, за 1 полугодие 2012 года - 38 случаев.

13. В среднем на 8,5% ежегодно увеличивается количество многодетных семей. На 1 января 2012 года в 3252 многодетных семьях воспитывается 10 674 ребенка.

14. В результате изменения социальных потребностей региона в настоящее время проводится работа по формированию модели единого социально-реабилитационного пространства по работе с семьями, требующими особой защиты со стороны государства.

15. С целью оказания методической помощи по работе с неблагополучными семьями в 2011 году разработан, утвержден Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и направлен во все муниципальные образования Костромской области (далее - муниципальные образования) алгоритм деятельности учреждений системы профилактики по постановке на учет, реабилитации и снятии с учета семей, находящихся в социально опасном положении (далее - Алгоритм).

Алгоритм содержит основные направления деятельности субъектов межведомственного взаимодействия и определяет этапы проведения профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Проведено разграничение понятий детей, находящихся в социально опасном положении и категории "группа риска" и трудной жизненной ситуации, на основе действующего законодательства.

16. С 2011 года на основе данных муниципальных образований ведется и регулярно обновляется региональный персональный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных).

17. По данным банка данных на 1 июля 2012 года на учете в органах социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области состоят 1700 несовершеннолетних из 935 семей, находящихся в социально опасном положении и категории "группа риска", что на 21% меньше, чем в 2009 году (2138 детей из 1256 семей).

18. Доля детей, находящихся в социально опасном положении и семьях категории "группа риска", в общей численности детского населения в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 0,1% и в настоящее время составляет 1,4%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»