Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июля 2008 года N 288-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2009 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 09.01.2018 N 4.
____________________________________________________________________

В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края":

1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года (далее - "Сценарные условия").

2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке прогнозов, целевых программ и корректировке комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края руководствоваться Сценарными условиями.

3. Предложить органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и корректировке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться Сценарными условиями.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН

     




Утверждены
Распоряжением
Администрации края
от 21 июля 2008 года N 288-р



 СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2009 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА


Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу, стратегических направлений и приоритетов, обозначенных в комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края, одобренной постановлением Администрации края от 28.12.2007 N 622, а также с учетом итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2007 году и в первом квартале 2008 года. Сценарные условия определяют основные факторы и параметры развития края на ближайшие три года (приложение).


Характеристика вариантов развития Алтайского края на период до 2010 года


Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края в 2009 - 2011 годах выполнены в двух вариантах. Различия в вариантах базируются на изменении динамики конкурентоспособности бизнеса; эффективности реализации мер Правительства Российской Федерации и Администрации края по усилению инновационного характера экономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие экономики в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, снижения ценовой и технологической конкурентоспособности продукции; предполагает реализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабные проекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпы прироста валового регионального продукта снизятся с 10,5% в 2008 году до 6 - 8% в 2010 - 2011 годах, инвестиций - с 24,5% до 14 - 16%, реальных располагаемых доходов населения - с 11% до 9,2 - 10%.

Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшение конкурентоспособности экономики на основе динамичного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов и территориально-производственных кластеров, а также на создание новой, более эффективной технологической базы, которая бы позволила в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах деятельности и секторах услуг региона. Инновационный вариант предусматривает сохранение высокой инвестиционной активности и реализацию в полном объеме важнейших проектов и программ развития секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства.

Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средние темпы прироста ВРП в прогнозном периоде на уровне 9,6% в год, инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% в год.

Инновационный сценарий развития Алтайского края в полной мере будет способствовать достижению среднесрочной цели социально-экономического развития Алтайского края, обозначенной в комплексной программе: создание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения края и условий для перехода экономики на инновационный путь развития.

В качестве основного для разработки параметров краевого бюджета на 2009 - 2011 годы предлагается второй вариант прогноза.

Сценарии социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов).

Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, являются параметры инфляции, уровень цен и тарифов на услуги естественных монополий, рост мировых цен на продовольствие, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика, а также меры Правительства Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработной платы работников бюджетной сферы, улучшение пенсионного обеспечения граждан и социального обслуживания. Кроме того, к внешним факторам воздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края можно отнести меры Правительства Российской Федерации по реформированию межбюджетных отношений в рамках совершенствования региональной политики.

В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, создание системы подготовки кадров, эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационной политики органов исполнительной власти Алтайского края, скорость создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, игорной зоны, реализации крупных инвестиционных проектов и осуществление мероприятий по реформированию социальной сферы Алтайского края, реализации федеральных и региональных целевых программ. Существенные изменения могут произойти в социально-экономическом развитии Алтайского края в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о создании на территории края особой аграрной зоны.


Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края


Наиболее важным внешним фактором прогнозов социально-экономического развития края являются показатели инфляции. Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции к опережающему росту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары может превратиться в долгосрочную тенденцию. В 2008 году ожидаемый уровень инфляции в Алтайском крае оценивается не менее 113% по отношению к декабрю 2007 года, что на 2,5 - 4 процентных пункта выше показателя, предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109 - 110,5%).

На последующие годы прогнозируется снижение темпов инфляции: в 2009 году до 107,5%, в 2010 году - до 107% (по обоим вариантам). В 2011 году тенденция снижения продолжится только по 2 варианту - 106,8%), первый вариант не исключает ускорения инфляции до 108,5% в связи со слабой результативностью мер по развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а также недостатком инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях их дерегулирования.

Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий на 2009 - 2011 годы является одновременное повышение регулируемых тарифов и свободных цен в либерализуемых секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка.

Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий в течение прогнозируемого периода в связи с принятым решением о доведении их до уровня экономически обоснованных затрат будут превышать установленный Правительством Российской Федерации уровень инфляции.

(в % к уровню декабря предыдущего года)

 Товары (услуги)
 естественных монополий

 Темпы роста цен            

 2008 год

2009 год

 2010 год

 2011 год

 1            

 2    

 3     

 4      

 5     

Электроэнергия          

 110   

 112    

 112,5    

 113,5  

доля свободного рынка   

 22   

 44    

 73      

 77,5  

для всех категорий
потребителей            


 116,7


 126    


 122      


 118    

доля регулируемого рынка

 78   

 56    

 27      

 22,5  

регулируемые тарифы в
среднем для конечных
потребителей            



 112   



 111,3  



 113 - 114



 116    

регулируемые тарифы для
населения               


 114   


 117    


 120      


 125    

Природный газ           

в том числе для всех
категорий потребителей  


 128,6


 119,9  


 128      


 140    

для населения           

 125   

 125    

 130      

 140    

Железнодорожные
перевозки грузов        


 116,3

 117,1 -
 118,7  

 109,7 -
 113,7    

 110 -
 114    

Железнодорожные
перевозки пассажиров    


 114   


 113    


 112      


 114    

Тепловая энергия        

 118   

 118,5  

 118      

 120    


Решения Правительства Российской Федерации о реализации реформы электроэнергетики являются основными предпосылками для роста цен и тарифов на электроэнергию, начиная с текущего года. В целом в 2009 - 2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию на свободном рынке в 1,8 раза. При этом доля электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, повысится с 22% (от всей отпущенной электроэнергии) в 2008 году до 78% в 2011 году. В регулируемом секторе рост тарифов на электроэнергию в Алтайском крае прогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009 году для конечных потребителей и 125% - для населения.

Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов на электроэнергию по сравнению с предыдущим прогнозом планируется пересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и заключение ими уточненных соглашений с Минпромэнерго России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня.

Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения о необходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО "Газпром" на внутренний и внешний рынки, в среднесрочной перспективе планируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составит в 2009 - 2011 годах 2,1 раза.

В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию тарифы на тепловую энергию увеличатся в пределах, необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и на реализацию инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в субъектах Российской Федерации, ориентированных на сокращение значительных потерь в теплосетях, создание новой инженерной инфраструктуры.

С 2010 года предусмотрена отмена регулирования на федеральном уровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги (кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5 - 20% в год. Такая динамика тарифов предполагает реализацию новых подходов к регулированию поставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами по стимулированию повышения их эффективности. Дополнительный рост расходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышенной динамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будет компенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной в параметры федерального бюджета на 2009 - 2011 годы.

Темпы роста тарифов на услуги железнодорожного транспорта установлены, прежде всего, с учетом роста реальной заработной платы работников железнодорожного транспорта, а также включения в тариф грузовых перевозок части инвестиционных расходов, необходимых для реализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целом за 2009 - 2011 годы тарифы на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе возрастут в 1,4 - 1,5 раза, на пассажирские перевозки - в 1,4 раза.

Прогноз изменения тарифов на услуги связи учитывает доведение их до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфной связи - 25% ежегодно; на услуги почтовой связи в 2009 - 2010 годах - 20%, в 2011 году - 15%.

В соответствии с основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов изменения налоговых условий будут направлены на ускорение технологического обновления и развитие малого бизнеса, стимулирование частных расходов на образование, здравоохранение и жилье:

внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизации основных средств и, прежде всего, технологического оборудования;

упрощение и совершенствование налогообложения и налогового администрирования малого бизнеса;

включение в затраты компаний расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;

увеличение объема вычетов из подоходного налога, связанных с расходами физических лиц на образование и здравоохранение, добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам.

Приоритетным направлением таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе является стимулирование импорта производств (вместо импорта товаров) на территорию России путем диверсификации ставок таможенных пошлин. Будут установлены минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие и максимальные - на готовые изделия, что создает более привлекательные условия для изготовления товаров на таможенных территориях по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на российские территории. Кроме того, усилится регулирующая функция таможенного тарифа для защиты внутренних рынков, а также стимулирование развития производственно-технологической кооперации путем развития "таможенных режимов переработки".

Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в 2009 - 2011 годах будет строиться на реализации следующих мер:

доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 года до 4330 рублей;

введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, направленных на стимулирование высоких конечных результатов деятельности.

Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, а также другие дополнительные меры будут способствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан. К 2011 году средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера по первому и второму вариантам прогноза соответственно на 36 и 55% (в 2007 году - на 3,4%).

Будет продолжена ежегодная индексация пособий семьям с детьми, рассчитываемая исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете, а также реализация мер поощрения семей, воспитывающих детей. Кроме того, предполагается разработка и осуществление дополнительных адресных мер по поддержке незащищенных слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен (тарифов) на услуги естественных монополий.


Внутренние условия для формирования вариантов социально-экономического развития


В 2009 - 2011 годах социально-экономическое развитие Алтайского края будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:

усиление инфляционной угрозы в условиях продолжающего роста тарифов на товары и услуги естественных монополий, цен на продовольствие;

начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках;

необходимостью модернизации основных фондов реального сектора экономики;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

усилением потребности в активизации инновационно-инвестиционного компонента роста.

Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата в крае и экономической политики, проводимой Администрацией края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»