Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 сентября 2012 года N 383-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2013 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 09.01.2018 N 4.
____________________________________________________________________


В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:

1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2013 год и на период до 2015 года (далее - "Сценарные условия").

2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН




Утверждены
Распоряжением
Администрации края
от 17 сентября 2012 года N 383-р

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2013 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА


Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2013 год и на период до 2015 года (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2011 году и в январе - июне 2012 года.

Сценарные условия учитывают цели и приоритеты социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период, обозначенные в программных документах, а также определяют прогнозные параметры развития на ближайшие три года (приложение).


Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края в январе - июне и оценка параметров 2012 года


В I полугодии 2012 года продолжается устойчивый рост основных макроэкономических показателей. В промышленности с начала текущего года индекс производства составил 108,5%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 114,7 млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах обрабатывающих производств: производстве кокса (122,2%), химическом производстве (121,5%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (116,5%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (115,3%). В течение года положительная динамика отмечается в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака: в январе - июне 2012 года индекс производства составил 110,7%. В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы производства увеличились на 8,5%.

Индекс производства в сфере добычи полезных ископаемых сложился на уровне 103,9%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 109,2%.

В целом по 2012 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 105,6%, в том числе в обрабатывающих производствах - 105,7%.

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в I полугодии 2012 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 33 млрд. рублей, индекс производства - 101,2%. Посевные площади сельскохозяйственных культур составили 5,4 млн. га, в том числе посевные площади подсолнечника и картофеля в текущем году увеличены в целом на 32,7 тыс. га. Наблюдается увеличение объемов производства основных видов животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий: скота и птицы на убой - на 4,7%, молока - на 0,8%, яиц - на 1,9%.

В растениеводстве сбор зерновых культур в целом по году ожидается ниже уровня 2011 года, что обусловлено неблагоприятными погодными условиями (низкая норма выпадения осадков): в первоначально оприходованном весе - около 2,2 млн. тонн, вследствие чего в целом по отрасли индекс производства в 2012 году оценивается на уровне 80,1%.

Тенденция высокой инвестиционной активности, сложившаяся в 2011 году (115,4%), в текущем году продолжает нарастать. За шесть месяцев 2012 года прирост инвестиций составил 18,8%. На развитие экономики и социальной сферы края направлено 27,4 млрд. рублей инвестиций. В целом по году ожидается рост на уровне 112,5%, а объем инвестиционных вложений оценивается в пределах 86 млрд. рублей. Ожидаемый ввод жилья в 2012 году может составить 680 тыс. кв. м.

В 2012 году продолжается улучшение показателей уровня жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в I полугодии среднедушевые денежные доходы жителей края возросли на 6%, в реальном выражении - на 2,7%. Их прирост в целом по году составит не менее 3%.

Реальная заработная плата за январь - июнь 2012 года составила 114,7%. В номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 18,4% относительно аналогичного периода 2011 года. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: здравоохранение и предоставление социальных услуг (129,6%), образование (126,7%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений в целом по 2012 году ожидается прирост заработной платы на 16,8%, в реальном выражении - на 11,6%.

Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит увеличение оборота розничной торговли в 2012 году в сопоставимых ценах на 12% (I полугодие - 12,8%), платных услуг - на 3,2% (I полугодие - 1,9%).

В 2012 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная потребность работодателей в работниках возросла на 2,7% относительно аналогичного периода 2011 года. За I полугодие трудоустроено по направлению службы занятости населения 41,9 тыс. человек, что на 20% выше аналогичного периода прошлого года. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 16,1%. По предварительной оценке уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2012 года не превысит 2,6%.

Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за I полугодие составил 103,4%, что на 0,9 процентного пункта ниже, чем в аналогичном периоде 2011 года. В целом в 2012 году уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 7%.

Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2012 года примерно на 1,4% к уровню 2011 года. Его объем может составить более 373,5 млрд. рублей.


Характеристика вариантов прогноза социально-экономического развития Алтайского края в 2013 - 2015 годах


Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза предложены 2 его основных варианта - консервативный и умеренно-оптимистичный.

Сценарии различаются эффективностью реализации государственной политики, возможностями повышения конкурентоспособности частного бизнеса и поддержания инвестиционного спроса.

Базовый вариант развития экономики - умеренно-оптимистичный. Он отражает рост экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации производства, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Умеренно-оптимистичный вариант является инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в области человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта за 2013 - 2015 годы составит 5,7%, инвестиций - 14,7%, промышленного производства - 5%, продукции сельского хозяйства - 5,7%, реальных располагаемых доходов населения - 7,4%.

Консервативный вариант предполагает возникновение рисков снижения инвестиционного спроса, в том числе государственного, более низкие темпы роста заработной платы в бюджетной сфере, доходов населения, потребительского спроса. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта за 2013 - 2015 годы составит 3,4%, инвестиций - 8,4%, промышленного производства - 3,5%, продукции сельского хозяйства - 3%, реальных располагаемых доходов населения - 4,8%.

Другие прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при разработке проекта краевого бюджета на 2013 - 2015 годы, рассчитаны по базовому варианту развития экономики.

Параметры социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство, вступление России в ВТО. В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, эффективность реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.


Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края


Наиболее значимым внешним фактором прогноза социально-экономического развития края, который сказывается на всех без исключения его параметрах, является инфляция.

За январь - июнь 2012 года рост потребительских цен составил 103,4%, в том числе на продовольственные товары - 104,7%, на непродовольственные - 102,9%, на платные услуги - 101,9%.

В текущем году инфляционная динамика в первом полугодии сложилась ниже уровня 2011 года на 0,9 процентных пункта вследствие переноса повышения регулируемых на местах тарифов на платные услуги населению с января на июль. Вклад в замедление инфляции вносит также укрепление курса рубля и ряд других факторов по сдерживанию роста цен (например, меры по сдерживанию роста цен на бензин).

Вместе с тем ожидается, что после проведения индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) в июле, инфляция во втором полугодии 2012 г. будет выше обычной на 1,2 - 1,3 процентного пункта. В целом за год инфляция оценивается на уровне 7%. В 2013 - 2015 годах ее размер будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, изменения цен и тарифов субъектов естественных монополий, а также от ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках. В 2013 году инфляция прогнозируется в пределах 5,5%, в 2014 и 2015 годах - 5% и 4,9% соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по Российской Федерации.

Приоритетной задачей тарифной политики в 2013 - 2015 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме, за исключением объемов электрической энергии для поставки населению, поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.

В составе конечной цены на электрическую энергию для прочих потребителей подлежат государственному регулированию: тарифы на услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, плата за услуги инфраструктурных организаций оптового рынка.

Для территориальных сетевых организаций Алтайского края тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования их деятельности. Переход к регулированию тарифов с применением долгосрочных параметров будет осуществлен при выполнении следующих условий:

наличие утвержденных инвестиционных программ, объем которых не должен превышать 12% от необходимой валовой выручки каждого года долгосрочного периода;

наличие утвержденных в установленном порядке показателей надежности и качества;

увеличение среднего одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по Алтайскому краю с 1 июля 2012 года до уровня, не превышающего 111% по отношению к уровню соответствующего тарифа по состоянию на 1 января 2012 года.

При недостижении установленных показателей надежности и качества долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Алтайского края подлежат корректировке в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в 2013 - 2015 годах в среднем по Алтайскому краю (в среднем за год к предыдущему году, %)

 Показатель       

 2012 г.
 оценка  

 Прогноз                

 2013 г.   

 2014 г.   

 2015 г.  

 1           

 2    

 3      

 4      

 5     

 Электрическая энергия                          

Доля потребления по
нерегулируемым ценам   

 64,9   

 65,7     

 66,1     

 66,1    

Регулируемые тарифы в
среднем для населения  

 103   

109,1 - 110,6

 112 - 115  

112 - 115  

Регулируемые тарифы для
сетевых организаций    

 106   

 110     

 109 - 110  

109 - 110  

Рост конечных цен в
среднем для всех
категорий потребителей

106 - 107

 110 - 112  

 110 - 112  

111 - 113  

 Тепловая энергия                             

Тепловая энергия
(регулируемые цены)    

 104,8  

 111 - 112  

109,5 - 110,5

110 - 111  

 Природный газ                              

Регулируемые цены для
всех категорий
потребителей           

 107,5  

 115     

 115     

114,6 - 115

Регулируемые тарифы для
всех категорий
потребителей, кроме
населения              

 107,1  

 115     

 115     

114,5 - 115

Регулируемые тарифы для
населения              

 110,4  

 115     

 115     

 115    

 Железнодорожные перевозки                        

Железнодорожные
перевозки грузов       

 106   

 105,5    

 105     

 105,5   

Пассажирские перевозки
железнодорожным
транспортом в
регулируемом секторе   

 110   

 110     

 110     

 110    


Для населения в 2013 году рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) составит 109,1 - 110,6%, в 2014 - 2015 годах - 112 - 115%.

Рост регулируемых тарифов сетевых организаций (определяется, исходя из необходимой валовой выручки) в 2013 году составит не менее 110%, в 2014 - 2015 гг. - 109 - 110%. Индексация регулируемых тарифов на услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций будет производиться ежегодно с июля.

В целом рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей Алтайского края в 2013 году составит 110 - 112%, в 2014 году - 110 - 112%, в 2015 году - 111 - 113%.

В 2013 году среднегодовой рост тарифов на тепловую энергию в Алтайском крае будет находиться в интервале 11 - 12%. В 2014 году индексация тарифов на тепловую энергию предусматривается на уровне 12%, в среднем за год рост тарифов составит 9,5 - 10,5%.

В 2015 году среднегодовой рост тарифов на тепловую энергию (при индексации в июле на 10%) составит 10 - 11%. Такое увеличение цен в полном объеме покрывает рост затрат, в том числе на топливо, при том что рост цен на нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) прогнозируется существенно ниже, чем в 2014 году, и обеспечивает рост прибыли.

Увеличение цен на природный газ в период 2013 - 2015 гг. для всех категорий потребителей предусмотрено ежегодно, с 1 июля, на 15%.

Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки будет ограничиваться прогнозируемым уровнем инфляции. На пассажирские перевозки предусматривается рост на 10% ежегодно при сохранении практики применения графика гибкого тарифного регулирования. В 2013 году регулируемые тарифы будут увеличены - на 5,5%, в 2014 году - на 5%, в 2015 году - на 5,5%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»