Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 июня 2010 года N 339-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения правительства Воронежской области от 26.08.2021 N 876-р.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

2. Назначить департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - программа).

3. Государственному заказчику программы в срок до 16 августа 2010 года внести проект программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ганова А.Н.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ





Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 08.06.2010 N 339-р

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Концепция долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу";

- Законом Воронежской области от 12.03.2008 N 4-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области";

- постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации";

- с учетом положений стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (до 2012 года).

Областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" должна стать продолжением реализации государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в рамках завершенных и действующих программ развития и поддержки малого предпринимательства в Воронежской области, и будет сформирована на следующих принципах:

- приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации программ социально-экономического развития области;

- соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития области;

- обеспечение комплексного подхода при предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки и возможности получения ее одновременно в нескольких формах, предусмотренных действующим законодательством;

- обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов областной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;

- полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области;

- участие субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и общественных объединений, выражающих их интересы, в формировании и реализации государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие и условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ответственность исполнительных органов государственной власти области за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области


В соответствие с Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 114-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" в числе основных стратегических направлений социально-экономического развития Воронежской области определены:

- модернизация системы государственного и муниципального управления;

- развитие человеческого потенциала Воронежской области;

- повышение конкурентоспособности экономики региона в условиях перехода к новой экономике, в том числе создание инфраструктуры инновационной деятельности, новой промышленной и аграрной политики.

В целом малый бизнес региона является достаточно успешным, однако имеется ряд характерных для российского предпринимательства проблем, среди которых следует особо отметить следующие:

- нехватка нежилых помещений;

- высокие налоги, ненадлежащее качество процедур налогового администрирования;

- рост цен на энергоносители и сырье;

- недостаточность финансирования;

- нехватка квалифицированных кадров;

- административные барьеры (подключение малых и средних предприятий к объектам инженерной инфраструктуры).

Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль малый бизнес сможет лишь при наличии благоприятных условий для его деятельности, что в конечном итоге определяет задачи органов государственной власти и управления в отношении предпринимательства.

Проблемы в сфере малого и среднего предпринимательства планируется решить в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа), которой будет предусмотрено оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, что также является одной из приоритетных государственных задач.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Программно-целевой метод обеспечит комплексное решение проблемных вопросов предпринимательства, а также определит приоритеты в развитии предпринимательства Воронежской области.

Использование программно-целевого метода позволит:

1) проводить единую политику по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) консолидировать и эффективно управлять бюджетными и привлекаемыми из внебюджетных источников средствами;

3) обеспечить высокую бюджетную эффективность расходов на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства за счет:

- координации деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства с мероприятиями, реализуемыми органами государственной власти Воронежской области в рамках иных программ;

- координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- снижения издержек при взаимодействии органов государственной власти области и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства при реализации Программы;

- использования единых принципов управления на всех направлениях и этапах проектирования и реализации Программы;

- повышения качества и обоснованности управленческих решений за счет создания и использования единого научно-методического обеспечения;

4) обеспечить объективный контроль реализации Программы в соответствии с целевыми индикаторами выполнения Программы;

5) получить значительный мультипликативный эффект не только в охватываемых Программой сферах, но и в других секторах экономической деятельности и в экономике в целом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем и превосходит сумму результатов отдельных мероприятий Программы.

Вместе с тем к числу потенциальных рисков при использовании программно-целевого метода следует отнести возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, что может негативно отразиться на возможности их реализации в запланированном объеме и, как следствие, на полноте и своевременности достижения поставленных целей.

Учитывая комплексный характер целей государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства и соотношение возможных рисков при различных методах их достижения, выбор программно-целевого метода представляется обоснованным.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Сегодня малое и среднее предпринимательство в Воронежской области является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, демонстрирующей свою конкурентоспособность и достаточно высокие темпы роста производства товаров и услуг.

По состоянию на начало 2010 года в области осуществляют деятельность более 73 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 16,4 тысячи микропредприятий, 2,2 тысячи малых предприятий, 340 средних предприятий и более 58 тысяч индивидуальных предпринимателей. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 2009 году составляет 20,6% (в 2007 году - 16,8%). В объеме валового регионального продукта доля продукции малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2008 году составила 18,2% (в 2007 году - 14,5%).

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства рассматривается правительством Воронежской области в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия области, роста валового регионального продукта, повышения жизненного уровня и занятости населения.

На сегодняшний день в области сформирована базовая система государственной поддержки малого бизнеса, представляющая собой комплекс правовых, организационных и финансовых механизмов.

С 1998 года действует Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области. Муниципальные фонды поддержки предпринимательства осуществляют свою деятельность в 4 районах области (Россошанском, Рамонском, Лискинском, Бобровском) и г. Воронеже. В 17 районах области в условиях полной самоокупаемости работают центры поддержки предпринимательства, обеспечивающие предпринимателей комплексом консультационных услуг, в том числе по налоговому планированию, бизнес-обучению, инвестиционному проектированию, информационному и юридическому сопровождению предпринимательской деятельности. С 2007 года действует гарантийный фонд, использование активов которого позволяет значительно снизить проблему доступа к банковским кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства с недостаточным залоговым обеспечением.

Достижение высоких результатов в секторе малого предпринимательства области в немалой степени связано с предоставлением мер поддержки предпринимательства, которая осуществляется в области на протяжении многих лет, при этом с 1996 года эта поддержка оказывается на комплексной программной основе. Следует отметить, что актуальность мероприятий, на реализацию которых направляются эти средства, подтверждается активным участием в них представителей негосударственного сектора, который софинансирует их в объеме, как правило, в 3 - 4 раза превышающем бюджетное финансирование.

Поддержка малого и среднего предпринимательства предусматривает широкий спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках программы по следующим направлениям:

- правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

- пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса;

- финансовая, имущественная поддержка малого предпринимательства;

- информирование, консультирование и обучение;

- поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства;

- совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Однако в области сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Решение проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, имущественной, информационной, консультационной, образовательной и другой поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям. Обеспечить это возможно исключительно с использованием программно-целевого метода формирования и выполнения соответствующих разделов разрабатываемой Программы. Финансовая поддержка должна предполагать предоставление государственных гарантий по обязательствам перед кредиторами, микрофинансирование, субсидирование части затрат малых и микропредприятий на приобретение основных средств и аренду помещений, финансирование начинающих субъектов малого предпринимательства, компенсацию части затрат на энергоприсоединение, сертификацию продукции, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и прочее.

Решение проблем сектора малого и среднего предпринимательства не может быть сведено к отдельным отраслевым направлениям или элементам предпринимательской деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае даже при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение проблемы возможно по одному из следующих вариантов:

- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых органами государственной власти области и финансируемых за счет средств областного бюджета (вариант 1);

- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых органами государственной власти области и финансируемых за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и средств внебюджетных источников финансирования (вариант 2).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»