ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 сентября 2010 года N 597-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"


В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" и в целях реализации государственной политики Воронежской области в сфере улучшения положения детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей, одаренных детей:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы".

2. Определить департамент труда и социального развития Воронежской области (Самойлюк) государственным заказчиком-координатором долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы" (далее - программа).

3. Определить департамент здравоохранения Воронежской области (Автономов), департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов), управление культуры Воронежской области (Образцов) государственными заказчиками программы.

4. Государственному заказчику-координатору программы в срок до 10 сентября 2010 года разработать проект программы и представить его для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ

     




Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 07.09.2010 N 597-р



 КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2014 ГОДЫ"


      I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области


В Воронежской области проживают около 380 тысяч несовершеннолетних, из них более 40 процентов относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в обществе.

Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в структуре населения. Тенденция снижения доли детского населения в общей численности жителей Воронежской области в 2009 году сохранилась. Динамика изменения численности детей и их доли в общей численности населения Воронежской области в период 2006 - 2009 годов стабильно отрицательная. При этом доля детского населения составляет только 16,9%, что ниже, чем по Российской Федерации - 19,6%, т.е. возрастная структура населения носит регрессивный характер. Общие показатели воспроизводства населения в области хуже, чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.

В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" среди прочих приоритетных направлений развития Воронежской области определено такое направление, как развитие человеческого потенциала Воронежской области. Реализация данного направления в сфере улучшения положения детей должна осуществляться через:

- охрану и укрепление здоровья детей и подростков;

- профилактику социального неблагополучия семей с детьми;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

Актуальность долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской на 2011 - 2014 годы" (далее - программа), ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных проблем в ходе реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 25.01.2007 N 747-IV-ОД. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.

Содержание настоящей Программы, как и прежде, ориентировано на улучшение положения детей, обеспечение их всестороннего развития, профилактику семейного неблагополучия и государственную поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми; направленность целей, задач и мероприятий программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями программы.

Отличие предлагаемой программы от ранее действовавшей заключается в привлечении внебюджетных средств, реализации в рамках программы инновационных проектов по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проведении реабилитационных мероприятий не только для детей-инвалидов, но и для их семей, включении в программу мероприятия "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


О значительных проблемах материнства и детства в Воронежской области свидетельствуют нестабильность семейно-брачных отношений, снижение числа многодетных семей, утрата ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, низкий уровень обеспечения прав детей на достойное развитие, охрану здоровья и образование. Стабильно высокой, на уровне до 5 - 7 процентов, остается доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных несовершеннолетних, детей, наиболее остро нуждающихся в поддержке государства.

В истекшем году органами управления образованием муниципальных районов (городских округов), выполняющими функции в сфере опеки и попечительства, выявлено и принято на учет 1119 детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в области функционируют 35 интернатных учреждений, в которых воспитывается 3968 детей, в том числе 1286 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Показатель младенческой смертности за последние 5 лет снизился на 2,2% (с 10,2% в 2004 году до 8,0% по итогам 2009 года). Данный показатель ниже общероссийского показателя (8,5%). Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет увеличилась на 2,1% и составляет 1953,4 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 год - 1914,4), что в некоторой степени связано с проведением диспансеризации детей 1-го года жизни и детей-сирот в соответствии со стандартами в рамках реализации национального проекта "Здоровье". Первичная заболеваемость остается практически на прежнем уровне и составляет 1339,1 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 год - 1343,7).

Состояние здоровья детского населения Воронежской области непосредственно влияет на численность детей-инвалидов. Несмотря на некоторое сокращение в последние годы числа детей-инвалидов, их удельный вес по-прежнему составляет около 2 процентов от общей численности всех детей.

В ходе решения вышеперечисленных проблем в рамках реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" достигнут ряд положительных результатов, о чем свидетельствуют значения и динамика важнейших целевых показателей программы:

 Наименование показателя     

 Ед.
 измерения     

2007 год

2009 год

Младенческая смертность          

Число умерших в
возрасте до 1 года
на 1000 детей,
родившихся живыми  

 8,2   

 8,0   

Материнская смертность           

Число умерших
матерей на 100 000
детей, родившихся
живыми             

 23,1   

 13,4   

Удельный вес детей первой группы
здоровья                         

% от общей
численности
детского населения
Воронежской
области            

 28,8   

 31,0   

Количество школьников -
победителей международных,
всероссийских, областных
олимпиад и конкурсов             

Человек            

 1300   

 2400   

Доля детей, оставшихся без
попечения родителей              

% от общей
численности детей
Воронежской
области            

 3,5   

 2,23   

Удельный вес детей, получивших
социальную реабилитацию в
специализированных учреждениях
для несовершеннолетних по
отношению к общему числу
безнадзорных и беспризорных
детей                            

% в общей
численности
безнадзорных
детей, выявленных
на территории
Воронежской
области            

 62,0   

 100,0  

Удельный вес безнадзорных и
беспризорных детей по отношению
к общему числу детей             

% от общей
численности детей
Воронежской
области            

 0,81   

 0,78   

Удельный вес семей с детьми-
инвалидами, получивших
реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях
для детей с ограниченными
возможностями, по отношению к
общему числу семей с детьми-
инвалидами, нуждающихся в
реабилитации                     

% от общего
количества семей с
детьми-инвалидами,
нуждающихся в
реабилитационных
услугах            

 28,4   

 32,3   

Удельный вес детей-инвалидов,
получивших реабилитационные
услуги в специализированных
учреждениях для детей с
ограниченными возможностями, по
отношению к общему числу детей-
инвалидов                        

% от общей
численности детей-
инвалидов,
проживающих в
области            

 29,0   

 33,0   


При этом остается нерешенным ряд важнейших вопросов, направленных на реализацию целей и задач программы. Перечень предлагаемых программных мероприятий приведен в главе 7 концепции.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для улучшения положения детей в Воронежской области в период с 2001 по 2009 год способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработке общих подходов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления Воронежской области к решению острых проблем детей, сосредоточению финансовых ресурсов областного и федерального бюджетов на решении наиболее актуальных проблем детства.

Особенность программы на период 2011 - 2014 годов состоит в следующем:

- ориентированность мероприятий программы как на адресную поддержку детей, нуждающихся в помощи государства, так и на профилактику семейного неблагополучия, и в первую очередь среди семей с детьми-инвалидами, приемных, патронатных семей;

- привлечение к финансированию программных мероприятий внебюджетных средств фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- реализация новых проектов реабилитации детей с ограниченными возможностями и профилактики детской беспризорности и безнадзорности;

- включение в программу мероприятия "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- использование измеряемых результатов достижения выбранных целей и задач программы, оцениваемых целевыми индикаторами.

Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Воронежской области могут стать:

- несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед государственными органами исполнительной власти Воронежской области;

- неэффективное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных проблем улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития Воронежской области;

- прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, отсутствие планируемых показателей дальнейшего снижения материнской, детской и младенческой смертности;

- ухудшение условий социализации детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних;

- увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;

- снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит создать системный подход к оказанию им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.

В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение целей и задач программы возможно по двум вариантам.

1. Первый вариант - в реализации мероприятий программы наряду с государственными заказчиками программы (департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области) участвуют прописанные в программе органы местного самоуправления, общественные организации, заинтересованные федеральные структуры.

Такой подход дает возможность обеспечить эффективное взаимодействие между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями в решении общих целей и задач программы.

К наиболее серьезным рискам указанного варианта решения целей и задач программы можно отнести недостаточную гибкость и адаптируемость программы к изменениям в деятельности органов государственной власти, трудности с координацией работы и контролем за эффективностью реализации программных мероприятий, жесткую зависимость результатов реализации совместных проектов от объемов и порядка финансирования, избыточность административных процедур. К тому же, по оценкам, объемы финансирования программных мероприятий при данном варианте решения вопроса, увеличиваются в 5 - 8 раз и в данном случае составят от 769659,0 до 1135454,0 тыс. рублей вместо 181931,7 тыс. рублей запланированных.

2. Второй вариант - программа реализуется тремя государственными заказчиками (департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области) и государственным заказчиком-координатором программы (департамент труда и социального развития Воронежской области) по основным направлениям их деятельности. При этом в реализации мероприятий программы могут участвовать иные исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, внебюджетные фонды в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере организации взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями. Это позволяет обеспечить эффективный контроль хода работ, оперативно вносить коррективы в программу в зависимости от результатов ее реализации. Объемы затрат на реализацию программных мероприятий в данном случае составят не более 281931,7 тыс. рублей на весь период реализации программы, в том числе по годам:

- 2011 год - 39632,7 тыс. рублей;

- 2012 год - 87345,0 тыс. рублей;

- 2013 год - 76378,0 тыс. рублей;

- 2014 год - 78576,0 тыс. рублей.

К наиболее существенным рискам в данном случае можно отнести снижение темпов повышения качества государственного управления реализацией программных мероприятий, возможное противодействие (пассивность) при внедрении и использовании результатов реализации программы органами местного самоуправления, общественными организациями, федеральными структурами. Однако минимизация этих рисков, как правило, достигается созданием совместных рабочих групп с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изданием соответствующих нормативных правовых актов правительства Воронежской области, заключением соглашений с общественными организациями и внебюджетными фондами.

Учитывая вышеизложенное, наиболее рациональным можно признать второй вариант. Все дальнейшие расчеты произведены исходя из него.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»