ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 сентября 2010 года N 619-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19 ноября 2009 года N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации", в целях снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и повышения качества жизни населения Воронежской области:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011 - 2015 годы".

2. Определить департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011 - 2015 годы" (далее - программа).

3. Государственному заказчику в срок до 29 сентября 2010 года внести проект программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области Гусева А.В.


Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ






Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 13.09.2010 N 619-р

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области

Проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера в Воронежской области носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения безопасности как области, так и страны в целом.

Аварии и происшествия природного и техногенного характера оказывают очень существенное влияние на жизнь и здоровье населения Воронежской области. Так, за последние 5 лет от чрезвычайных ситуаций и происшествий различного масштаба погибло 5538 человек, пострадало 28626 человек, заявленный материальный ущерб составил 7155,9 млн. рублей.

Современный этап развития Воронежской области характеризуется нарастающим напряжением в промышленном секторе, выражающемся в существенном износе основных фондов и слабой модернизации производственных процессов.

На территории Воронежской области расположено 173 потенциально опасных объекта, из них 99 представляют угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера выше локального уровня.

Наивысший риск подвергнуться воздействию ЧС техногенного характера у населения городов: Воронежа, Нововоронежа, Лисок, Россоши. Наибольшую угрозу представляют Нововоронежская АЭС, ОАО "Воронежсинтезкаучук", ОАО "Минудобрения".

На территории Воронежской области находятся 2557 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из них 53 представляют опасность затопления населенных пунктов и объектов экономики, 843 - бесхозяйных ГТС, из них 23 представляют повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таблица 1


 Чрезвычайные ситуации и происшествия за последние 3 года

 Воронежская область          

 2007 год

 2008 год

 2009 год

ЧС и происшествия различного масштаба  

 4 339   

 5 134  

 4 950   

 Погибших, человек             

 1 144   

 1 091  

 1 031   

 Пострадавших, человек         

 6 440   

 5 738  

 5 446   


Несмотря на сложность экономической обстановки, в Воронежской области уделяется серьезное внимание вопросам защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера. С 2007 года на территории области одним из важнейших механизмов повышения уровня безопасности населения Воронежской области является областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 12 октября 2006 года N 603-IV-ОД.

В рамках данной программы в 2007 - 2009 годах на территории Воронежской области реализуется ряд мероприятий, оказывающих позитивное влияние на уровень безопасности жизнедеятельности населения.

За период реализации в 2007 - 2009 годах выделено 58131,738 тыс. рублей, из них:

областной бюджет - 38132,388 тыс. рублей,

федеральный бюджет - 19999,350 тыс. рублей.

Реализация программных мероприятий за три года позволила достичь следующих целевых показателей:

Таблица 2

 Наименование целевого показателя         

 План   

 Факт   

Снижение гибели людей от ЧС                        

 5,5%   

 29%   

Увеличение числа обучаемых                         

 50%   

 53%   

Достоверность прогнозирования чрезвычайных ситуаций

 81%   

 81%   

Учет объектов при мониторинге                      

 70%   

 70%   


 Рисунок 1. Динамика гибели людей от ЧС (2007 год - начало реализации программы)


     Рисунок 1.*
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Несмотря на то что за время реализации программы достигнуты определенные положительные результаты, о чем свидетельствует статистика за последние годы, проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в полном объеме не решена.

В связи с недостаточным объемом бюджетного финансирования по некоторым мероприятиям не удалось решить ряд задач, предусмотренных областной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы".

Выделяется ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для повышения безопасности населения Воронежской области.

1. Не завершена реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения области.

В муниципальных образованиях Воронежской области (на районных узлах электросвязи) установлены 16 комплексов системы оповещения, техническую основу которых составляет оборудование 1964 - 1980 годов выпуска, что не позволяет полноценно функционировать централизованной системе оповещения на территории всей области и организовать привязку систем оповещения потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципальных образований. Локальные системы оповещения объектов (производств), несущих повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, нуждаются в развитии, модернизации и сопряжении с централизованной системой оповещения.

2. Недостаточная оснащенность поисково-спасательной службы области и аварийно-спасательных служб (формирований) объектов.

Необходимо решить вопрос укомплектования и дооснащения спасательных служб современным оборудованием и средствами спасания. При этом дооснащение объектовых спасательных формирований производить исходя из их возможного привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области совместно с Воронежской областной поисково-спасательной службой и муниципальными силами.

3. Слабое знание населением основ безопасности жизнедеятельности и действий при чрезвычайных ситуациях.

Одним из важных элементов снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций является пропаганда безопасности жизнедеятельности населения. Для этих целей необходимо развитие системы информирования населения в местах массового пребывания.

4. Недостаточное взаимодействие дежурных служб.

Дежурно-диспетчерские службы области, муниципальных образований и ведомств в настоящее время разрознены, пользуются различными банками данных, что приводит к замедленному осуществлению взаимодействия. В целях ускорения обмена данными, принятия решений и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации необходимо объединение дежурно-диспетчерских служб в единое информационное поле.

5. Низкая техническая оснащенность территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Воронежской области является структурным подразделением областного государственного учреждения "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области". Основной задачей центра является мониторинг, прогнозирование, оценка риска чрезвычайных ситуаций и поддержка принятия решений при их ликвидации. Рабочие станции и сервер территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций не обеспечивают проведение высококачественных расчетов, не позволяют работать ресурсоемким программным обеспечением, в том числе картографическим материалом по причине недостаточной мощности. Имеющиеся методики проведения мониторинга и прогнозирования трудоемки, зачастую отсутствует их автоматизированная версия. Существует проблема оперативного проведения мониторинга возникших чрезвычайных ситуаций, а также накопления полученной информации в централизованной базе данных и последующей ее обработки.


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует комплексного подхода к ее решению и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики области для ее решения.

По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10 - 15 раз меньше величины предотвращенного ущерба. В этой связи разработка областной целевой программы на последующие годы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Итоги реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы", наличие нерешенных проблем, а также долгосрочные прогнозы возникновения и развития чрезвычайных ситуаций подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению безопасности жизнедеятельности населения программно-целевым методом.

Реализация мероприятий данной программы позволит обеспечить комплексное урегулирование вопросов в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий на основе:

- определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

- концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При применении программно-целевого метода будет осуществляться:

- реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Воронежской области;

- создание локальных систем оповещения и безопасности на объектах, несущих повышенную угрозу;

- укрепление технической оснащенности Воронежской областной поисково-спасательной службы для повышения безопасности населения и объектов жизнеобеспечения в период паводка и весеннего половодья, оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и на водных объектах, проведения сплошной очистки местности от взрывоопасных предметов;

- укрепление технической оснащенности аварийно-спасательных служб (формирований) потенциально опасных объектов, расположенных на территории Воронежской области (за счет собственных средств организаций) в целях обеспечения возможности их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций совместно с областными и муниципальными службами;

- совершенствование территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование региональной подсистемы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей на территории Воронежской области;

- создание объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Воронежской области.

Только на базе применения программных механизмов возможно повышение эффективности предупреждения чрезвычайных ситуаций и создание необходимых условий для безопасности жизнедеятельности населения Воронежской области.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Несмотря на положительную динамику показателей за период реализации программы, сохраняется долгосрочная тенденция к увеличению числа пострадавших и погибших, что подтверждает необходимость создания условий для обеспечения устойчивого улучшения ситуации. Исходя из тренда, образованного статистикой 2001 - 2009 годов, при непринятии мер к 2015 году число людей, гибнущих при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, превысит 1200 человек в год, число пострадавших приблизится к 9000 человек в год.


Рисунок 4. Погибшие

     Рисунок 4.*
________________
* Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Рисунок 5. Пострадавшие

     Рисунок 5.*
________________
* Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Прекращение реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, учитывая износ оборудования, приведет к тому, что уже в 2015 году 40 процентов населения области не будет охвачено оповещением, что при возможных чрезвычайных ситуациях повлечет существенные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

Отказ от реализации комплекса мер по мониторингу опасных объектов, информированию населения и обеспечению поддержки принятия решений органами управления не позволит обеспечить контроль развития ситуации и приведет к ужесточению последствий возникающих чрезвычайных ситуаций.


4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»