РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июля 2011 года N 504-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19 ноября 2009 года N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" в целях обеспечения готовности пожарных подразделений к действиям по предназначению и укрепления материально-технической базы Государственной противопожарной службы Воронежской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Переоснащение пожарных подразделений Воронежской области в 2012 - 2016 годах".
2. Определить департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Переоснащение пожарных подразделений Воронежской области в 2012 - 2016 годах" (далее - программа).
3. Государственному заказчику в срок до 31 августа 2011 года внести проект программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Гусева А.В.
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2016 ГОДАХ"
Одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Воронежской области является снижение уровня пожарной опасности и минимизация материальных и людских потерь.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ.
В соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 12 ноября 2010 года N ВП-П4-62пр органам исполнительной власти субъектов рекомендовано разработать программу переоснащения материально-технической базы пожарных подразделений.
В целях выполнения ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" постановлением правительства Воронежской области от 19 ноября 2010 года N 1001 "О развитии противопожарной службы Воронежской области в 2010 - 2012 годах" предусматривается создание 20-ти пожарных частей противопожарной службы области и увеличение численности пожарных на 400 единиц.
На территории Воронежской области в период с 2005-го по 2009 год количество пожаров уменьшилось на 8,5 процента, число погибших при них людей - на 10,2 процента, травмированных - на 25,5 процента. Такие положительные тенденции обусловлены рядом факторов, и в первую очередь планомерным развитием Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) области. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории области с 2007 года реализуются программно-целевым методом. Постановлением Воронежской областной Думы от 12 октября 2006 года N 603-IV-ОД утверждена областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы", включающая мероприятие "Обеспечение пожарной безопасности на территории Воронежской области", а с 01 января 2009 года действует областная целевая программа "Пожарная безопасность в Воронежской области на период до 2012 года", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 16 декабря 2008 года N 1569-IV-ОД.
Вместе с тем в период аномальных климатических условий с возникновением крупных ландшафтных пожаров, образованием огненных штормов и их массовым переходом на населенные пункты состоящая на вооружении противопожарных подразделений техника и оборудование не позволяли в ряде случаев эффективно бороться с огнем.
Ущерб от пожаров на территории Воронежской области в 2010 году превысил 23,245 млрд. рублей. Огнем уничтожено 2260 строений, погибло 236 человек, 203 получили травмы при пожарах.
Пожарная обстановка за последние 3 года
Воронежская область | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Зарегистрировано пожаров | 3 045 | 2 981 | 2 952 |
Убыток от пожаров, млн. рублей | 149,7 | 102,0 | 23 245,4 |
Погибло при пожарах, человек | 279 | 274 | 236 |
Травмировано при пожарах, человек | 242 | 204 | 203 |
Уничтожено строений, единиц | 745 | 822 | 2 260 |
Спасено людей, человек | 769 | 759 | 773 |
В условиях сохранения высокого уровня угрозы пожаров и негативных последствий от них выделяются основные проблемы, влияющие на уровень пожарной безопасности на территории области.
В подразделениях Государственной противопожарной службы области на вооружении состоят 68 пожарных автоцистерн, из них 51 автомобиль эксплуатируется сроком более 10 лет. С учетом открытия новых подразделений в 2012 году недоукомплектованность пожарных частей пожарной техникой составит 22 единицы. К концу 2016 года количество автомобилей, отработавших ресурс и подходящих под списание, составит 56 единиц. Кроме того, результаты борьбы с пожарами в 2010 году выявили значительное превосходство современных образцов техники, использование которых позволило именно тушить пожары, в то время как устаревшая техника, состоящая на вооружении, в основном использовалась только для локализации пожаров и их окарауливания.
Для оснащения противопожарных подразделений области требуется 45 оперативных автомобилей повышенной проходимости; в настоящее время используется 21 автомобиль, из них 19 подлежат списанию. Отсутствие оперативных автомобилей негативно сказывается на управлении пожаротушением и осуществлении повседневной деятельности подразделений.
Противопожарные подразделения области аттестованы на проведение аварийно-спасательных работ, для их осуществления необходим гидравлический аварийно-спасательный инструмент, недостаток которого уже в 2012 году составит свыше 30 процентов. Кроме того, целесообразно укомплектовать 6 пожарных частей, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог, специальными аварийно-спасательными машинами, что позволит оперативно реагировать на дорожно-транспортные происшествия и своевременно оказывать помощь пострадавшим (зажатым в автотранспорте при аварии).
Недостаточная оснащенность пожарно-технической продукцией (пожарные рукава, стволы, лестницы, переходники, каски) и средствами индивидуальной защиты снижает эффективность действий противопожарных подразделений.
Для функционирования газодымозащитной службы необходимо приобретение аппаратов на сжатом воздухе, компрессоров, панорамных масок, резервных баллонов, приборов проверки. Из имеющегося оборудования 50 процентов эксплуатируется 17 лет при сроке эксплуатации 10 лет.
Условия труда пожарных не в полной мере соответствуют требованиям нормативных документов, недостаточно средств индивидуальной защиты, часть имеющихся обезличена, состояние зданий пожарных частей требует проведения капитального и текущего ремонта, отсутствуют комнаты и уголки психологической разгрузки, необходимо переоборудование санитарно-бытовых помещений и укомплектование частей мебелью.
Отсутствие запасных частей для пожарной автотехники не позволяет проводить ремонт своими силами, что приводит к длительному выбыванию техники из расчета.
Критическая ситуация сложилась в обеспечении связи противопожарных подразделений. В связи с переходом подразделений МЧС России на новую радиочастоту необходимо произвести полную замену имеющихся радиостанций (эксплуатируются более 15 лет и не имеют технической возможности смены рабочей частоты). В создаваемых подразделениях не организована IP-телефония и электронная почта. В целях обеспечения управления при пожаротушении необходимо оснастить пожарные автомобили системой спутникового позиционирования.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности области.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности использования материальных и финансовых ресурсов.
Эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:
координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;
обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.
Без использования программно-целевого метода недостатками в обеспечении пожарной безопасности будут являться:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;
отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности;
длительный период, необходимый для достижения приемлемого уровня материально-технического обеспечения противопожарных подразделений.
Без использования программно-целевого метода невозможно в короткое время создать эффективные механизмы, обеспечивающие высокий уровень пожарной безопасности в области.
Уровень материально-технического оснащения подразделений будет снижаться, что при сохранении высокого риска пожаров приведет к увеличению числа пострадавших при пожарах людей, сохранится тенденция роста ущерба от пожаров, данные факторы окажут негативное влияние на развитие экономики области.
Существуют три возможных варианта решения проблемы:
первый вариант (оптимистичный) - предусматривает решение всех проблемных вопросов, равномерное наращивание мощностей при равномерном выделении бюджетных средств. При этом варианте реализация программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита, изменения конъюнктуры в соответствующем сегменте рынка, а также с рисками, связанными с влиянием природных факторов;
второй вариант (реалистичный) - реализация программы с уменьшенным объемом финансирования путем концентрации выделяемых ресурсов на наиболее важных направлениях и мероприятиях, предусматривается ежегодное увеличение темпов наращивания мощностей при увеличении финансирования. Вместе с тем техника, применение которой нецелесообразно в пожарных подразделениях области, в последующем в установленном порядке будет передаваться в муниципальные образования для повышения боеготовности их пожарно-спасательных подразделений. При этом варианте риски, указанные в первом варианте, сохраняются и несколько увеличиваются, однако данный подход позволит минимизировать возможные ошибки управления и своевременно скорректировать систему программных мероприятий;
третий вариант (пессимистичный) - предусматривает реализацию программы с минимальным объемом финансирования (на уровне 2010 года), что не позволит кардинальным образом решить существующие проблемы, и потребует длительного периода для достижения приемлемого уровня материально-технического обеспечения противопожарных подразделений. При этом варианте реализация программы будет направлена только на обеспечение необходимым комплектованием существующих и создаваемых пожарных подразделений, учитывая большой износ парка автомобильной техники возникает риск невыполнения намеченных задач и цели программы.
Наиболее оптимальным по достижению цели и устойчивости к возможным рискам представляется второй вариант решения проблемы.
Предлагаемые сроки реализации программы - 2012 - 2016 годы. Программа предусматривает достижение целей к концу 2016 года.
С учетом того, что в рамках программы планируется ежегодное наращивание мощностей, реализация программы планируется в один этап.
Основываясь на особенностях и ключевых проблемах обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основной целью программы является обеспечение готовности пожарных подразделений к действиям по предназначению.
Поставленную цель конкретизируют следующие задачи:
- обеспечение пожарных подразделений современной высокотехнологичной техникой и оборудованием пожаротушения;
- обеспечение функционирования системы пожарной радиосвязи и внедрение в систему управления комплексов, интегрированных с системой ГЛОНАСС;
- повышение безопасности труда пожарных.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной областной целевой программы Вариант 1
Целевой показатель | Единица | Значение индикатора по годам | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||
Доля обновленного парка | процент | 16 | 32 | 48 | 63 | 78 |
Число новых пожарных | единиц | 16 | 16 | 16 | 15 | 15 |
Доля обновленного пожарно- | процент | 23 | 42 | 61 | 80 | 100 |
Доля оснащения средствами |
|
|
|
|
|
|
Количество новых | штук | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Уровень обеспеченности |
|
|
|
|
|
|
Снижение числа погибших при | человек | 7 | 13 | 21 | 29 | 35 |
Снижение числа пострадавших | человек | 4 | 7 | 12 | 15 | 22 |
Число спасенных при пожарах | человек | 778 | 783 | 788 | 793 | 798 |