Недействующий

ЗАКОН

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 августа 2000 года N 65-ОЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ТАШТАГОЛА ТАШТАГОЛЬСКОГО РАЙОНА ДО 2005 ГОДА

Принят Советом народных депутатов

Кемеровской области

19 июля 2000 г. N 640

(утратил силу в связи с истечением срока действия)


Настоящий Закон принят в целях дальнейшего развития рекреационного района в Горной Шории и снижения монопрофильности города Таштагола.


Статья 1. Утвердить целевую программу "Комплексное развитие города Таштагола - Таштагольского района до 2005 года" согласно приложению к настоящему Закону.


Статья 2. Корректировка целевой программы "Комплексное развитие города Таштагола - Таштагольского района до 2005 года" осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И. о. Губернатора

Кемеровской области

С.В.БЕРЕЗНЕВ

г. Кемерово


16.08.2000


N 65-ОЗ


Приложение
к Закону Кемеровской области
"Об утверждении целевой программы
"Комплексное развитие города
Таштагола -Таштагольского района до 2005 года"
от 16 августа 2000 г. N 65-03

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексное развитие города Таштагола - Таштагольского района до 2005 года"

Паспорт целевой программы "Комплексное развитие города Таштагола - Таштагольского района до 2005 года"


Наименование Программы

целевая программа "Комплексное развитие города Таштагола - Таштагольского района до 2005 года" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

постановлениеАдминистрацииКемеровской области от 11.08. 99 N 58

Государственный заказчик, директор Программы

Администрация Кемеровской области, администрация г. Таштагола

Основной разработчик Программы

рабочая группа, созданная по распоряжению Губернатора Кемеровской области от 28.10.99 N 1097-р

Цель Программы

создание организационно-управленческих предпосылок и комплекса необходимых условий, обеспечивающих переход территории к устойчивому развитию на основе преодоления монопрофильности городского хозяйства, интенсивного развертывания потенциала альтернативных секторов экономики, повышения уровня занятости и качества жизни населения

Основные задачи Программы

повышение эффективности муниципального управления;

 структурная перестройка местной экономики;

 повышение эффективности использования муниципальной собственности;

 создание системы управления инвестиционным процессом;

 расширение и укрепление финансово-экономической основы местного самоуправления;

 создание механизма стимулирования деловой активности населения и поддержки;
предпринимательства
 обеспечение мер по национально-культурному возрождению и развитию коренных малочисленных народов;

 снижение уровня безработицы;

 повышение качества жизни населения;

Сроки реализации Программы

2000 - 2005 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Стабилизациягорнорудногопроизводствав черной металлургии;

 Развитие рекреационного комплекса Кузбасса в Горной Шории;

 Поддержка развития коренных малочисленных народов;

 Стимулированиеделовойактивностии поддержка предпринимательства;

 Развитие коммуникаций;

 Развитие территориального агропромышленного комплекса;

 Совершенствование структуры и технологий муниципального управления социально-экономическим развитием;

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

структурные подразделения Администрации Кемеровской области и г. Таштагола;

 органы службы занятости Кемеровской области;

 региональные и местные субъекты экономической деятельности;

 Кемеровский региональный центр развития человеческих ресурсов, образовательные учреждения и другие

Объемы и источники финансирования (млн. рублей)

федеральный бюджет398.1
 областной бюджет205.89
 местный бюджет28.37
 Государственный фондзанятости населения2.61
 прочие внебюджетныефонды976.3
 фонд развития территории24.25
 собственные средствапредприятий488.11
 частные инвестиции1693.86
 ИТОГО:3817.47

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-рост объема производства в 2.3 разаувеличение валовой прибыли в 4.3 раза
 -пополнение местного и областного
 бюджетов дополнительными налоговыми доходами в размере 100 млн. рублей
 -сохранение 8082 и создание новых 6324 рабочих мест
 -развитие малого и среднего бизнеса, -создание перспективных производств
 -снижение социальной напряженности и уровня безработицы
 -формирование благоприятной городской среды, повышение конкурентоспособности города

Система организации контроля за выполнением Программы

дирекция Программы
 научно-координационный совет Программы

Введение


Настоящая Программа разработана во исполнение постановления Администрации Кемеровской области от 11.08. 99 N 58 "О некоторых вопросах социально-экономического развития г. Таштагола" рабочей группой, состав которой утвержден распоряжением Губернатора Кемеровской области от 28.10.99 N 1097-р.

Представляемая Программа по существу является первой на территории области попыткой разработки комплекса мероприятий по территориальному развитию с региональным статусом, которая осуществлена при непосредственном участии областных органов государственного управления.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы послужили действующее федеральное законодательство, нормативные правовые акты Кемеровской области и г. Таштагола, российских регионов по вопросам комплексного программирования территориального развития; изучен и учтен накопленный отечественный и зарубежный опыт, а также опыт Кемеровской области по разработке целевых программ.

Город Таштагол представляет собой сложное, не вполне оформившееся муниципальное образование, включающее собственно г.Таштагол, поселения городского типа и сельскую местность. Для населенных пунктов характерны значительная удаленность, разбросанность, наличие серьезных проблем с транспортной доступностью и иными коммуникациями.

Богатство минерально-сырьевых ресурсов территории предопределило особенности ее экономического развития в качестве рудно-сырьевой базы для черной металлургии.

Именно этим обстоятельством объясняется монопрофильный характер экономики, неразвитость альтернативных секторов и исключительная зависимость территориального хозяйственного комплекса от внешней экономической конъюнктуры. Кризис в металлургическом комплексе страны, наблюдаемый на всем протяжении 90-х годов, не замедлил сказаться на социально-экономическом положении города, основные параметры жизнедеятельности которого сегодня вызывают серьезную озабоченность органов государственной власти Кемеровской области.

Для обобщенной характеристики социально-экономического развития г.Таштагола в 1999 году произведена сравнительная рейтинговая оценка развития городов Кемеровской области по 9 индикаторам:

объем промышленного производства на душу населения;

ввод жилья на душу населения;

оборот розничной торговли на душу населения;

объем реализации платных услуг на душу населения;

удельный вес просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

уровень безработицы (к трудоспособному населению);

размер среднемесячной заработной платы одного работающего;

удельный вес просроченной задолженности по заработной плате.

По результатам сравнительной комплексной оценки социально- экономического положения городов Кузбасса г.Таштагол отнесен к территориям с крайне низким уровнем развития, рейтинг которого по 9 показателям не поднимается выше 12-й отметки.

Для г.Таштагола характерны низкие финансово-экономические и социальные параметры развития (динамика промышленного производства -1'8-е место, ввод жилья - 15-е место, доля просроченной кредиторской и дебиторской задолженности в общем объеме долга - 17-е и 15-е места соответственно, уровень среднемесячной заработной платы - 16-е место) в сочетании с более высокими душевым товарооборотом (14-е место), объемом реализации платных услуг населению (14-е место) и просроченной задолженности по заработной плате (12-е место).

В целом в г.Таштаголе как слаборазвитой территории сочетаются стагнация промышленного производства и падение объемов инвестиций с высоким уровнем безработицы, крайне большой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума и низкими душевыми показателями розничного товарооборота и объема платных услуг.

В соответствии с пунктом 19 мероприятий по поддержанию занятости населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.99 N 659, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации совместно с рядом заинтересованных министерств и ведомств, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен анализ состояния городской среды (уровень развития социальной инфраструктуры, экологическая ситуация), демографических показателей, доходов населения и отдельных позиций городских бюджетов более 900 населенных пунктов.

В результате разработан Перечень монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занятости, к числу которых отнесены г.Таштагол, р.п. Спасск, р.п. Темиртау, где кризисное состояние рынка труда не позволяет обеспечить всех нуждающихся безработных пособиями из местного фонда занятости, формируемого за счет отчислений из фонда заработной платы работающих на территории поселения.

Названным постановлением Правительство Российской Федерации поручило федеральным и региональным органам исполнительной власти разработать по соответствующим территориям специальные программы создания и сохранения рабочих мест для обеспечения приемлемого уровня занятости населения.

Следует отметить, что на протяжении ряда последних лет в г. Таштаголе стабильно наблюдается самый высокий по области уровень регистрируемой безработицы (4.4 процента по состоянию на 01.01.2000), четырехкратно превышающий среднеобластной показатель (1.2 процента).

Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в г.Таштаголе, обуславливает необходимость разработки комплексной программы социально-экономического развития, являющейся одним из важнейших инструментов целенаправленного государственного регулирования развития территории, достижения стратегических целей региональной политики, воздействия на процессы структурной перестройки экономики города.

Существенным моментом, объясняющим необходимость программирования, является и то, что г. Таштагол обладает значительным для развития всей области потенциалом, раскрытие которого возможно только при региональной государственной поддержке с применением комплексного подхода, с учетом межтерриториальных и межрегиональных факторов.

Развертывание программных положений основано на концепции "поляризованного развития", предполагающей, что рост не происходит везде и сразу, он возникает в точках и полюсах роста, с неодинаковой интенсивностью распространяется по различным каналам, вызывая разнообразные конечные результаты. При ограниченности ресурсов их необходимо сконцентрировать там, где они могут принести наибольшую отдачу.

По этой причине рассматриваемая Программа не затрагивает всех сторон жизнедеятельности территории. Она представляет собой комплекс мер, главным образом направленных на структурные преобразования в экономике, совершенствование системы муниципального управления социально-экономическим развитием с целью создания необходимых предпосылок для последующих качественных изменений показателей уровня жизни населения

1.Социально-экономическое положение и тенденции развития г.Таштагола

1.1. Промышленность


Выбор долгосрочных направлений социально-экономической политики должен основываться на объективном анализе состояния экономики города Таштагола и тенденциях его развития.

Промышленно-производственный потенциал г. Таштагола основан на использовании уникальных по масштабам и эффективности минерально-сырьевых, лесных ресурсов.

Совокупный вклад г. Таштагола в общий объем промышленного производства Кемеровской области незначителен и в 1999 году составил менее 0.6 процента.

Экономика города ориентирована на развитие промышленного производства, более 95 процентов которого занимает горнорудная промышленность. Кроме того, отраслями специализации Таштагольского района являются цветная металлургия, энергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, строительство, пищевая промышленность.

В г.Таштаголе на базе использования высокоэффективного минерального сырья было создано пять предприятий черной металлургии: Таштагольский рудник, Казский рудник, Темиртауский рудник, Шерегешское рудоуправление, Мундыбашская обогатительная агломерационная фабрика.

Однако уже с 1995 года добыча железных руд производится только на трех горнорудных предприятиях Горной Шории.

Обеспеченность балансовыми запасами и производительность горнорудных предприятий Горной Шории

Таблица 1

Золотодобывающая отрасль представлена прииском "Алтайский", осуществляющим добычу золота дражным способом из техногенных россыпей юга Горной Шории и Республики Алтай. Отработка ведется шестью драгами, три из которых расположены на территории Таштагольского района, остальные - в Алтайском крае.

Прогнозируемый уровень добычи россыпного золота

Таблица 2

Прииск "Алтайский"

Расчетная лесосека в Таштагольском районе составляет 1121.2 тыс. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству - 484.3 тыс. куб. метров, по лиственному - 636.9 тыс. куб. метров и является самой большой в области. Однако осваивается ежегодно только на 10-15 процентов.

Использованием и переработкой лесосырьевых ресурсов занимаются ОАО "Казлеспром", ОАО "Амзаслеспром", муниципальное предприятие "Сензас" и ряд других.

Строительный комплекс сформировался из бывших структурных подразделений треста "Таштаголшахторудстрой": АО "Строитель" (г. Таштагол), шахтостроительное управление N 3 (р.п. Шерегеш), АО "Шахтостроитель" (р.п. Каз), АО "ССМ" (г. Таштагол), АО "Шахтомонтажник" (г. Таштагол), УМТС "Горная Шория".

В период 1995-1999 гг. в структуре производства произошли некоторые позитивные сдвиги. В 2.5 раза увеличилась доля пищевой промышленности, на 0.5 процента - возросло производство строительных материалов. В то же время на 7 процентов сократился удельный вес черной металлургии.

Вместе с тем вследствие существенного преобладания в производственном комплексе г. Таштагола добывающего сектора продолжают сохраняться структурные диспропорции, трансформация которых происходит медленными темпами.

За период 1995-1998 годов снижение объемов промышленного производства составило 43 процента. Сокращение государственной поддержки в сочетании с ухудшением финансового состояния предприятий вследствие обесценивания оборотных средств привело к падению производства многих видов продукции: железной руды - на 77 процентов, - концентрата, - на 16.4 процента. Издержки на их производство оказались выше, чем цены, предлагаемые рыночной конъюнктурой. В значительной мере уменьшение производства промышленной продукции объясняется снижением платежеспособного спроса потребителей.

Кроме того, причиной сокращения промышленного производства базовых отраслей явилась также высокая доля транспортной составляющей в стоимости промышленной продукции.

Производительность общественного труда за 1995-1999 годы снизилась в 1.5 раза. С учетом "теневого" оборота, частично осуществляемого "незанятым" населением, производительность сократилась еще более значительно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»