Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2011 года N 422-пп

О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 июля 2019 года на основании постановления правительства ЕАО от 25.07.2019 N 228-пп.
____________________________________________________________________

(в редакции постановления правительства Еврейской автономной области от 10.12.2013 N 660-пп)


В целях консолидации усилий органов государственной власти Еврейской автономной области, органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области, организаций и граждан по обеспечению условий для устойчивого демографического развития Еврейской автономной области правительство Еврейской автономной области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года.

2. Органам исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, при разработке нормативных правовых актов, областных целевых программ руководствоваться Концепцией демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области в своей деятельности по вопросам, касающимся демографического развития Еврейской автономной области, руководствоваться положениями Концепции демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Пинчук И.Н.

(п. 4 в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 10.12.2013 N 660-пп)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ






УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 06.09.2011 N 422-пп

КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


 I. Общие положения


Концепция демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Еврейской автономной области, а также Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере государственного и экономико-правового регулирования демографических процессов в Еврейской автономной области на период до 2025 года.

Демографическая политика Еврейской автономной области (далее - область) направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, повышение миграционной привлекательности области, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в регионе и стране в целом.

В Концепции отражены результаты анализа современной демографической ситуации в области, ключевые проблемы, предполагаемые последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития области, определены цели, задачи и приоритетные направления в сфере реализации активной демографической политики, а также механизм решения ее основных задач.


II. Современная демографическая ситуация в области


Современная демографическая ситуация в области формируется под влиянием предшествовавших демографических процессов. Основным негативным фактором, повлиявшим на демографическую ситуацию в области в 2000 - 2010 годах, стало сокращение численности населения за счет отрицательного сальдо миграции и отрицательного естественного прироста.

Таблица


 Основные демографические показатели области

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Среднегодовая численность постоянного населения
(тыс. человек)

186,1

185,6

185,53

185,41

184,13

Родившихся
(на 1 000 человек населения)

12,1

13,0

13,8

13,2

13,0

Умерших
(на 1 000 человек населения)

16,0

15,1

15,3

14,8

14,8

Младенческая смертность
(на 1 000 человек родившихся)

14,3

21,4

11,7

15,0

10,3

Естественный прирост
(на 1 000 человек населения)

-3,9

-2,1

-1,4

-1,6

-1,8

Миграционный прирост
(на 1 000 человек населения)

-1,0

1,4

0,7

-0,4

-3,0


Демографические потери области за период с 2006 года по 2010 год составили 1970 человек (1,05%), а с 1991 года, когда население области было максимальным (221,5 тыс. человек), потери составили 37,37 тыс. человек (16,8%).

Депопуляция в области, как и в целом по России, обусловлена четырьмя основными факторами: высокой смертностью населения, низкой рождаемостью, старением населения и миграционной убылью.

Несмотря на ряд положительных изменений в сфере здравоохранения, показатель смертности все еще превышает показатель рождаемости. Естественная убыль населения за период с 2006 года составила 1668 человек. В 2008 году данный показатель был самым низким (-251 человек). При этом число умерших превысило число родившихся в 2010 году на 12,1 процента (2008 год - 9,7%), а самый высокий показатель отмечен в 2005 году - 54,2 процента.

С 2000 года в области наблюдается стабильный рост числа родившихся. Кроме того, в последние годы показатель коэффициента рождаемости в области был выше среднероссийского и среднерегионального. Так, в 2009 году в области коэффициент рождаемости составил 13,2 на 1000 человек населения, что на 1,1 пункта выше среднероссийского и на 0,2 пункта выше среднерегионального показателя. 2010 год характеризуется незначительным снижением показателя рождаемости в сравнении с 2009 годом: в 2010 году в области родилось на 30 детей меньше, коэффициент рождаемости на 1000 человек составил 13,0, что ниже, чем в 2009 году, на 0,2 пункта.

Вместе с тем современные показатели рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

Другой проблемой демографического развития области является высокий уровень смертности населения. Основные потери несет мужское население, причем в значительной степени из-за несчастных случаев, таких как отравления, травмы, дорожно-транспортные происшествия, убийства и самоубийства и т.д.

В 2006 - 2010 годах в структуре причин смертности первенство сохранялось за сердечно-сосудистой патологией, онкологическими заболеваниями, травмами и отравлениями.

В 2010 году сохранилась наметившаяся с 2006 года тенденция сокращения числа умерших, вместе с тем показатель смертности в области остается довольно высоким и составляет 14,8 на 1000 человек населения, что соответствует уровню 2009 года (в 2005 году он составлял 16,2 на 1000 человек).

Показатель младенческой смертности на 1000 рожденных в 2010 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уменьшился на 4,7 промилльных пункта: с 15,0 в 2009 году (37 новорожденных) до 10,3 в 2010 году (25 новорожденных), или на 31,3 процента. Всего за 2006 - 2010 годы в области умерло 174 ребенка в возрасте до 1 года. В структуре причин младенческой смертности преобладают состояния, возникающие в перинатальном периоде.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателе ожидаемой продолжительности жизни населения, который в 2010 году в области составил 62,6 года (1992 год - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12,07 года ниже аналогичного показателя у женщин. Необходимо учитывать, что основными факторами, оказывающими влияние на продолжительность жизни, репродуктивность и трудоспособность населения, являются текущие и сопутствующие заболевания, и первое место среди них занимают заболевания желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата.

В связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население.

Наряду с естественными потерями населения другим существенным фактором изменения численности населения области является миграция. В 2004 - 2010 годах в области наблюдалась миграционная убыль, которая составила 1612 человек. Также в последние годы в области наблюдалось снижение миграционной активности населения, в 2007 - 2008 годах миграционное сальдо было положительным. Численность населения области за счет миграции только в 2010 году уменьшилась на 615 человек. Отрицательное сальдо миграции сложилось в результате перемещения населения области в другие регионы России.

В 2010 году наибольший отток населения произошел в субъекты Дальневосточного федерального округа (213 человек), Центрального федерального округа (143 человека) и Южного федерального округа (74 человека). Основной отток населения происходит из сельской местности. Так, убыль сельского населения в 2010 году составила 803 человека, тогда как городское население за этот же период увеличилось на 188 человек. Возраст основной массы убывающих из области составляет 20 - 39 лет. Основными причинами смены места жительства являются обстоятельства личного, семейного характера, в том числе связанные с учебой и работой, а также возвращение на прежнее место жительства. Вместе с тем международная миграция в области в 2010 году показала прирост на 36 человек, из которых 20 человек прибыло из стран СНГ и Балтии.

Таким образом, с 2000 года в области сформировался суженный тип воспроизводства населения, который определяется небольшим ростом рождаемости, а с 2006 года также и снижением смертности населения.

В перспективе основными последствиями суженного воспроизводства и старения населения области будут являться:

- дальнейшее снижение численности населения области;

- уменьшение численности детей и подростков и, как следствие, снижение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

- сокращение числа молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов (темпы прироста новой рабочей силы будут недостаточными для замещения дополнительных рабочих мест);

- дальнейшее развитие тенденции старения населения и снижение мобильности трудовых ресурсов вследствие их старения (по прогнозу, доля населения старше трудоспособного возраста увеличится с 16,2% в 2006 году до 37,3% в 2015 году);

- рост демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;

- дальнейшее увеличение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в результате роста числа лиц, выбывающих за пределы категории трудоспособного возраста, и сокращения численности населения трудоспособного возраста.

Преодоление негативной тенденции снижения численности населения области в ближайшей перспективе возможно только при условии снижения смертности и повышения рождаемости населения, а также использования миграционного ресурса.


III. Цели и задачи демографической политики области на период до 2025 года


Целями демографической политики области на период до 2025 года являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Достижение целей демографической политики области в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития области, включая обеспечение ее стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации населения по доходам, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Задачи демографической политики в области улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

- повышение качества жизни населения;

- улучшение репродуктивного здоровья населения;

- улучшение условий труда работающих, в первую очередь занятых на вредных и опасных производствах;

- внедрение и реализация в образовательных учреждениях программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- сокращение разрыва в продолжительности жизни населения области и населения других субъектов Российской Федерации;

- сокращение производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, сокращение случаев профессиональных заболеваний и их профилактика;

- улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;

- снижение уровня смертности населения.

Задачи демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления института семьи:

- создание благоприятных социально-экономических условий для повышения рождаемости;

- обеспечение комплексной социальной защиты семьи.

Задачи демографической политики в области молодежной политики:

- создание условий для эффективной деятельности и самореализации молодежи;

- содействие решению вопросов занятости молодежи, жилищных проблем молодежи;

- формирование условий для духовного, нравственного, патриотического воспитания и физического развития молодежи;

- совершенствование системы социального воспитания молодежи;

- поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, развитие на территории области детского и молодежного общественного движения;

- поддержка талантливой молодежи, развитие различных форм организации досуга и отдыха молодежи, художественного и технического творчества, массовых видов спорта и туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»