ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2001 года N 156

ОБ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ

В целях реализации поддержки малого предпринимательства и обеспечения благоприятных условий для устойчивого его развития в экономике области, в соответствии с законом области от 10 июня 1996 года N 80-ОЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Вологодской области", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы" постановляю:

1. Утвердить Основные мероприятия поддержки и развития малого предпринимательства Вологодской области на 2001 - 2002 годы (прилагаются).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области осуществить разработку и реализацию муниципальных мероприятий поддержки малого предпринимательства, предусматривая выделение на эти цели средств в соответствующих бюджетах.

3. Признать утратившим силу распоряжение губернатора области от 11 февраля 2000 года N 111 "О создании рабочей группы по доработке проекта Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Вологодской области".

4. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.


По поручению губернатора области
первый заместитель губернатора области
А.Н.ПЛЕХАНОВ





Утверждены
Постановлением
Губернатора области
от 1 февраля 2001 года N 156

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ


 Основные положения

 1. Актуальность проблемы и необходимость ее решения


Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. В то же время малый бизнес, с одной стороны, располагает огромным потенциалом, который позволяет ему сделать решительный рывок вперед, с другой стороны, на каждом шагу он сталкивается с препятствиями, которые гасят внутренние импульсы к росту.

Развитие малого предпринимательства в районах области происходит весьма неравномерно и во многом зависит от отношения к данной проблеме органов местного самоуправления. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.

Администрация области признает, что малый бизнес Вологодской области в ближайшие годы должен стать стратегическим фактором устойчивого развития, а государственные структуры заинтересованы в реализации мероприятий, направленных на позитивные изменения в сфере предпринимательства.


 2. Основные цели, задачи и направления поддержки малого предпринимательства


Целью является обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в экономике области на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне.

Задачи поддержки малого предпринимательства определяются ее конечной целью и заключаются в формировании согласованной, последовательной региональной политики по отношению к малому предпринимательству, преодолении административных барьеров, формировании инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства, конструировании финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиске новых источников финансирования приоритетных направлений предпринимательской деятельности, ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, поддержке деловой и инвестиционной активности, развитии конкуренции на рынке товаров и услуг, концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, укреплении социального статуса и повышении престижа предпринимателей.

Учитывая специфическую потребность в поддержке различных групп малого бизнеса, выделяются следующие основные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1) формирование механизма финансово-кредитной и инвестиционной поддержки;

2) формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

3) формирование социальных условий, благоприятного общественного мнения, защищенности и безопасности в малом предпринимательстве.

Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы поддержки малого предпринимательства. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

открытость как при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

ускоренное освоение на основе принятых на федеральном уровне нормативно-правовых актов современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, кредитных союзов, обществ взаимного страхования и т.д.;

использование в соответствии с действующим законодательством имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;

формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателей;

организация статистических исследований по проблемам малого предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки малого предпринимательства;

обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

Приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых на период реализации основных мероприятий будет стимулироваться развитие малого предпринимательства:

- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и предметов медицинской помощи, товаров народных промыслов;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- инновационная деятельность;

- строительство и реконструкция объектов жилищного, производственного и социального назначения, производство строительных материалов, предметов домоустройства;

- туризм и развитие туристической инфраструктуры: гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, соответствующих международным стандартам;

- утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов;

- социальная сфера: досуг молодежи, занятия с детьми, культурный отдых населения, забота о малообеспеченных слоях населения.


 3. Система мероприятий


3.1. Формирование механизма финансово-кредитной и имущественной поддержки малого предпринимательства

Для обеспечения в установленном порядке малого предпринимательства производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами, как через бюджет, так и через стимулирование коммерческими банками, кредитующими малое предпринимательство, предусматривается:

- разработка новых и развитие существующих инструментов финансово-кредитной поддержки с применением конкурентных принципов;

- развитие системы гарантийных и залоговых фондов, активизация страхового обеспечения инвестиций;

- создание сети лизинговых компаний и опорных лизинговых центров;

- разработка и внедрение механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу малых предприятий;

- освоение системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного кредитования) и микрокредитования.

3.2. Формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства

Целью формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является создание элементов инфраструктуры, специализирующихся на оказании деловых и коммерческих услуг субъектам малого бизнеса по:

- правовому обеспечению деятельности малого предпринимательства;

- финансовой поддержке с использованием различных схем финансирования;

- инфраструктурной поддержке.

Предусматривается дальнейшее развитие информационных центров и технологий, проведение мониторинга и создание информационной базы о состоянии и эффективности функционирования малых предприятий и систем их поддержки, координация потоков ресурсов в развитие инфраструктуры, разработка научно-методического обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, создание базовых учебно-консультационных центров для обучения предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности, издание учебно-методических информационных материалов.

Серьезное внимание в этом должно отводиться организации ярмарок, выставок, целенаправленной и скоординированной работе средств массовой информации по поддержке малых предприятий, рекламировании их продукции, включая проведение радио- и телепередач, формирующих благоприятный имидж предпринимателей.

Осуществляемые на регионально-муниципальном уровне в установленном порядке мероприятия по поддержке малого предпринимательства в производственно-технологической сфере связаны с освоением выпуска и использованием упаковочно-фасовочного оборудования в переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечением доступа к участию в реализации государственного заказа, освоением переработки продукции леса, развитием системы субконтрактных отношений и ярмарочно-выставочной деятельности, получением необходимых консультаций для решения организационно-технических и технологических проблем, закреплением за малыми предприятиями имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий.

Необходимым условием успешного функционирования объектов инфраструктуры является объединение их в целостную комплексную систему с другими элементами поддержки малого бизнеса.

Обращение малых предприятий в любую из структур поддержки и развития малого бизнеса является делом сугубо добровольным.

Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства включает:

- фонды поддержки малого предпринимательства (областной и территориальные);

- территориальные Агентства развития малого предпринимательства, имеющие ряд функциональных подразделений, в том числе:

PR - бюро

Маркетинг - бюро

Менеджмент - бюро

Консалтинг - бюро

Сервис - бюро

Тренинг - бюро;

- специализированные уполномоченные компании (аудиторские/бухгалтерские, юридические, рекламные и др.).

Мероприятиями по поддержке и развитию малого бизнеса в Вологодской области предусматривается:

- создание территориальных фондов поддержки малого предпринимательства в городах и районах (как в виде организаций с участием в уставном капитале органов местного самоуправления муниципальных образований области, так и в виде целевой статьи в расходной части городского или районного бюджета);

- создание территориальных агентств развития малого предпринимательства (в первую очередь - в Вологде, Череповце, В-Устюге) с участием в их уставном капитале средств местных бюджетов (и при поддержке областного бюджета, размер которой будет определяться эффективностью деятельности агентства и размером средств, выделенных из местного бюджета).

Создание инфраструктуры предусматривается осуществить в два этапа:

1. Создание агентств в г. г. Вологде и Череповце.

2. Создание агентства в городе Великом Устюге.

Предусматривается мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования и перепрофилирование с целью более рационального использования. Реализация мероприятий предусматривает интеграцию и взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства.

3.3. Формирование социальных условий, благоприятного общественного мнения, защищенности и безопасности в малом предпринимательстве

Предусматривается изучение и мониторинг социально-экономических процессов и социально-психологического климата малого предпринимательства, пропаганда идей через средства массовой информации и формирование механизма взаимодействия предпринимателей с государственными органами и общественными организациями, разработка научно-методического обеспечения по приоритетным направлениям, обеспечение интересов субъектов малого предпринимательства путем участия представителей общественных объединений предпринимателей в работе комиссии по реализации Соглашения о социальном партнерстве, ежегодно заключаемого администрацией Вологодской области, ассоциацией руководителей предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, аграрным союзом области и областной федерацией профсоюзов по вопросам социально-экономической политики.

Предусматривается осуществление системы мер, направленных на усиление социальной защищенности работников, строгого соблюдения законодательства о труде и охране труда. Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых предприятий будет осуществлен комплекс мер по формированию и развитию рынка услуг в сфере обеспечения безопасности функционирования малых предприятий и производства специальных охранных средств.


 4. Механизм реализации


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»