ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2008 года N 1277

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2012 ГОДОВ


В целях повышения эффективности системы государственного управления процессами развития и использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Вологодской области и в соответствии с рекомендациями Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р, Правительство области постановляет:

1. Утвердить концепцию развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Вологодской области на период 2008 - 2012 годов (прилагается).

2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:

от 9 июня 2003 года N 522 "О Концепции информатизации органов исполнительной государственной власти области";

от 15 сентября 2003 года N 850 "О внесении дополнения в постановление Правительства области от 9 июня 2003 года N 522".

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области применять положения концепции развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Вологодской области на период 2008 - 2012 годов при организации работ по информатизации органов местного самоуправления области.


По поручению Губернатора области
вице-губернатор области
Н.В.КОСТЫГОВ


Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 1 июля 2008 года N 1277

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2012 ГОДОВ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)


 Введение

Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) играют постоянно возрастающую роль в жизни современного общества, являясь и самостоятельной отраслью экономики, и инструментом, и катализатором развития социально-экономических, политических, научных, культурных и иных процессов.

Актуальность разработки настоящей Концепции определяется необходимостью обеспечить (с учетом современных внешних и внутренних факторов влияния) координацию процессов развития и использования ИКТ в Вологодской области в соответствии с действующими на федеральном и областном уровнях нормативными правовыми актами, в том числе регламентирующими процессы социально-экономического развития, совершенствования системы государственного управления (административной реформы), развития отрасли ИКТ.

Также необходимо обозначить ориентиры для субъектов рынка ИКТ, разрабатывающих собственные стратегии развития и продвижения ИКТ на территории области.

Настоящая Концепция разработана как дальнейшее развитие Концепции информатизации органов исполнительной государственной власти Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 9 июня 2003 года N 522.

Концепция разработана по принципу модульной структуры: в основном разделе сформулированы базовые положения развития информатизации области. Специальные разделы по отдельным направлениям развития информатизации области оформляются в виде приложений к настоящей Концепции.

Направление "Развитие рынка информационно-коммуникационных технологий для малого и среднего предпринимательства Вологодской области" излагается в приложении к настоящей Концепции.

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

ИКТ - совокупность методов и средств реализации информационных и телекоммуникационных процессов;

COBIT (Control Objectives for Information and related Technology) - систематизированный набор принципов и рекомендаций по проведению аудита процессов управления ИКТ. Основное положение COBIT: ресурсы информационных систем управляются набором естественно сгруппированных процессов для обеспечения организации необходимой и надежной информацией;

G2B (Government To Business) - международный термин, означающий оказание государственных услуг бизнесу в рамках "электронного правительства";

G2C (Government To Citizen) - международный термин, означающий оказание государственных услуг гражданам в рамках "электронного правительства";

G2E (Government To Employee) - международный термин, означающий оказание государственных услуг работникам органов государственной власти и государственных учреждений в рамках "электронного правительства";

G2G (Government To Government) - международный термин, означающий взаимное оказание государственных услуг органами государственной власти и госучреждениями в рамках "электронного правительства";

Gap-анализ - анализ разрыва, отклонения (gap) - метод стратегического исследования, позволяющий выявить наиболее существенные отклонения существующего состояния изучаемого объекта и тенденций его отклонения от желаемого состояния и требуемых тенденций;

IP-телефония - организация телефонной связи с использованием компьютерных сетей и протоколов передачи пакетов данных;

SWOT-анализ - метод стратегического исследования, разделяющий факторы и явления, влияющие на состояние и динамику развития изучаемого объекта, на четыре категории - Strengths (Силы), Weaknesses (Слабости), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Сильные и слабые стороны рассматриваются как внутренние свойства изучаемого объекта, а возможности и угрозы - как свойства внешней по отношению к изучаемому объекту среды;

"электронное правительство" области - комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области и объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры области.


 1. Цели и задачи информатизации области

Главной целью информатизации области является совершенствование социально-экономических и управленческих процессов на основе эффективного внедрения и использования ИКТ.

Важнейшим критерием эффективности данных процессов является повышение качества и продолжительности жизни населения области.

Целями информатизации области являются:

обеспечение уровня развития ИКТ на территории области, адекватного целям стратегии социально-экономического развития области и достаточного для решения задач по достижению данных целей;

стимулирование развития и повышение эффективности традиционных и постиндустриальных отраслей и секторов экономики области;

обеспечение уровня развития ИКТ в органах исполнительной государственной власти области, достаточного для обеспечения эффективного управления социально-экономическим развитием Вологодской области, в том числе в условиях трансформации самой системы управления в рамках административной реформы;

создание условий для развития на территории области инфраструктуры ИКТ, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности граждан, юридических лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в информации и информационном взаимодействии, в том числе в целях построения "электронного правительства" области;

взаимное предоставление информации органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области для осуществления возложенных на них полномочий, в том числе путем ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов области, в целях обеспечения создания системы информационного взаимодействия в рамках действующего законодательства.

Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:

обеспечение комплексного подхода к территориальному развитию ИКТ (включая техническую инфраструктуру, систему подготовки кадров, развитие научного потенциала, создание центров высокотехнологических производств и сервисов, центров компетенции и инноваций и т.д.);

повышение качества государственного управления, оптимизация структуры управления в рамках административной реформы, разработка и реализация формальных описаний и правил (административных регламентов) предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде (электронных административных регламентов);

обеспечение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, доступа граждан и юридических лиц к оперативной информации о деятельности органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, к областным и муниципальным нормативным правовым актам в соответствии с принципом информационной открытости;

обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Вологодской области;

развитие системы управления ИКТ (ИТ-менеджмента) в органах исполнительной государственной власти области;

создание условий для равномерного развития ИКТ и обеспечения равных возможностей по использованию ИКТ для всех категорий пользователей на всей территории области;

развитие в соответствии с действующим законодательством рациональных экономических механизмов частно-государственного партнерства, стратегического сотрудничества органов исполнительной государственной власти области с зарубежными и российскими лидерами индустрии ИКТ;

стимулирование в соответствии с действующим законодательством при помощи административных и экономических методов мотивации выполнения всеми категориями пользователей ИКТ и субъектами рынка ИКТ требований международного и российского законодательства о защите интеллектуальной собственности в условиях свободной конкуренции программно-технических продуктов и информационно-коммуникационных технологий;

использование в соответствии с действующим законодательством рациональных и экономически выгодных механизмов приобретения прав (лицензирования) на использование (в необходимых случаях - распространение, модификацию и т.д.) объектов интеллектуальной собственности;

использование ИКТ в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим законодательством;

разработка и актуализация стратегических принципов информатизации области, областных целевых программ, проектов развития в тесной координации с общей стратегией социально-экономического развития области и как ее неотъемлемая часть.


 2. Основные принципы развития информатизации области

Основные принципы в сфере информатизации области:

использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития области, повышения качества государственного управления, обеспечения прав и свобод граждан;

выявление приоритетных направлений и концентрация ресурсов на решении важнейших задач информатизации области;

использование научно обоснованных методов управления информатизацией области;

открытость программ и проектов информатизации области (за исключением сведений, распространение которых ограничено в соответствии с требованиями действующего законодательства), обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;

комплексный подход, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ информатизации области;

стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках информатизации области;

гармонизация областной нормативной правовой базы, регламентирующей процессы информатизации, с федеральным законодательством;

обеспечение безопасности информационных систем и баз данных, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

обеспечение прав граждан и юридических лиц на доступ к создаваемой органами исполнительной государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области информации (за исключением сведений, распространение которых ограничено в соответствии с требованиями действующего законодательства).


 3. Анализ процессов информатизации области

Высокие технологии, в частности ИКТ, являются инструментом, обеспечивающим достижение конкурентных преимуществ в современной экономической и политической деятельности. Одной из задач органов исполнительной государственной власти области является создание необходимых условий для развития ИКТ на территории области в соответствии с той ролью, которую они играют в развитых постиндустриальных странах мира и наиболее развитых российских регионах.

Процесс развития ИКТ в области требует проведения постоянной работы по оценке текущего состояния, сопоставления его с желаемым состоянием и выявления способов достижения целей при наличии различных содействующих и противодействующих факторов.

Данная работа осуществляется, в частности, при помощи таких методов, как мониторинг статистических данных, проведение аудита использования ресурсов информационных систем.

В настоящее время в области сложилась достаточно благоприятная ситуация для проведения работ в сфере информатизации органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения и учреждений культуры. Тем не менее следует отметить и наличие ряда проблем.

В целях выявления сильных и слабых сторон системы информатизации области, внешних возможностей и угроз проведен укрупненный SWOT-анализ.

Сильные стороны:

наличие общей стратегии социально-экономического развития области. Все программы и проекты в части информатизации следует рассматривать только в контексте достижения общих целей и задач развития, не допуская распыления ресурсов на "процесс ради процесса";

социально-экономическая и политическая стабильность в области;

наличие высококвалифицированных кадров;

реализация соглашений о стратегическом сотрудничестве крупных российских и международных ИКТ-компаний и Правительства области;

обеспеченность рабочих мест в органах исполнительной государственной власти области компьютерной техникой количественно близка к насыщению;

понимание важности информатизации как инструмента государственного управления в органах исполнительной государственной власти области;

во многом решены отдельные отраслевые задачи информатизации, создано и внедрено большое количество информационных ресурсов и систем в органах исполнительной государственной власти области.

Слабые стороны:

разнородность информационных ресурсов и систем органов исполнительной государственной власти области, отсутствие общих стандартов органов исполнительной государственной власти области по их формированию и внедрению (так называемая "лоскутная автоматизация"), отсутствие в некоторых необходимых случаях централизованного управления данными ресурсами и системами и возможности оперативного информационного взаимодействия;

не разработанная в полном объеме нормативная правовая база области, необходимая для развития и использования ИКТ;

необходимость существенных инвестиций в приобретение прав на использование объектов интеллектуальной собственности в сфере ИКТ при решении задач перспективного развития;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»