Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2008 года N 2443

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКАЗАМИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ (2009 - 2011 ГОДЫ И ДО 2020 ГОДА)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________


Правительство области постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития сферы управления государственными заказами в Вологодской области на среднесрочный и долгосрочный периоды (2009 - 2011 годы и до 2020 года).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области при разработке муниципальных программ социально-экономического развития учитывать положения Стратегии развития сферы управления государственными заказами в Вологодской области на среднесрочный и долгосрочный периоды (2009 - 2011 годы и до 2020 года).

3. Комитету государственного заказа области (А.А. Торопов) принять меры по реализации Стратегии развития сферы управления государственными заказами в Вологодской области на среднесрочный и долгосрочный периоды (2009 - 2011 годы и до 2020 года).


Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ





Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 23 декабря 2008 года N 2443

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКАЗАМИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ (2009 - 2011 ГОДЫ И ДО 2020 ГОДА) (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)


 1. Общие положения

Стратегия определяет основные направления деятельности органов государственной власти области по осуществлению планирования, размещения и исполнения государственных заказов в целях обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, эффективного использования средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В процессе разработки Стратегии пройдены следующие содержательные этапы:

- анализ ситуации в сфере управления государственными заказами в Вологодской области;

- целеполагание (определение миссии, целей и задач развития);

- анализ проблем и определение приоритетов развития сферы управления государственными заказами и определение специальных подходов к их решению;

- разработка и анализ сценариев развития сферы управления государственными заказами;

- оценка рисков реализации данной Стратегии;

- разработка мероприятий реализации Стратегии в рамках выбранного сценария развития;

- прогнозирование ожидаемых результатов.

В настоящей Стратегии используются понятия, применяемые в значениях, определяемых Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".


 2. Основные характеристики сферы управления государственными заказами

В современной России сфера управления государственными заказами претерпевала постоянные изменения.

Важным этапом в сфере нормативно-правового регулирования государственных закупок стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), вступившего в силу с 1 января 2006 года. Размещение заказов стало повседневной обязательной государственной функцией, требующей профессионального подхода к ее исполнению.

Федеральный закон объединил уровни государственного и муниципального управления заказами единым нормативным регулированием с целью обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации; предусмотрел возможность создания уполномоченных органов по размещению заказов, специализированных организаций, проведения открытых аукционов в электронной форме. Федеральным законом введена обязанность заказчиков размещать информацию о заказах на официальном сайте и публиковать ее в официальных печатных изданиях, а также предусмотрено создание органов по контролю в сфере размещения заказов, введен упрощенный административный порядок обжалования действий участников размещения заказов, реестры контрактов, реестр недобросовестных поставщиков.

По итогам 2007 года можно отметить следующие основные характеристики сферы управления государственными заказами области:

Положительные стороны:

- сокращение расходов бюджетных средств за счет эффективного проведения процедур размещения государственных заказов составило 232.2 млн. руб. от запланированных расходов бюджетных средств в рамках консолидированного бюджета области (т.е. израсходовали на все процедуры размещения заказов в целом по области меньше средств, чем планировали);

- по сравнению с 2006 годом:

в 2 раза увеличилось количество процедур размещения заказов, проведенных государственными заказчиками;

в 1.2 раза увеличилась средняя цена государственных контрактов, заключенных по итогам открытых конкурсов, в 1.4 раза - по итогам запросов котировок;

в 1.4 раза увеличилось количество проводимых торгов;

- организация размещения заказов уполномоченным органом по размещению заказов оказалась более эффективной, чем самостоятельное размещение заказов государственными заказчиками. Снизились трудовые и временные затраты государственных заказчиков, повысилась оперативность управленческих решений. В 2007 году Комитету государственного заказа области (далее - Комитет) передали полномочия 159 государственных заказчиков, что в 6.6 раза больше, чем за предыдущий год.

Отрицательные стороны:

- доля расходов на закупку товаров, работ и услуг, осуществляемую путем размещения государственных заказов в соответствии с Федеральным законом, составила 23.6% от общей суммы лимитов бюджетных обязательств, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации (35%);

- в области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет место средний уровень открытости и доступности информации о размещении государственных заказов (по данным проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок");

- в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области было подано за год более 60 жалоб, по которым приняты решения и выданы предписания государственным заказчикам об устранении нарушений;

- преобладающим способом размещения заказа является запрос котировок (53.5% в общем количестве процедур размещения государственных заказов) ввиду быстроты и удобства применения процедуры для государственных заказчиков;

- доля торгов в общем объеме размещенных всеми способами государственных заказов в стоимостном выражении составила 62.7%, что ниже показателя в среднем по России (68%);

- при планировании процедур размещения заказов не проводятся маркетинговые исследования рынка закупаемых товаров, работ, услуг, в результате чего специалисты не ориентируются в действующих ценах, имеют место случаи завышения начальной цены контрактов и, как следствие, - нерациональное расходование бюджетных средств.


 3. Миссия, цели и задачи развития

Миссия Стратегии - создание необходимых и достаточных условий для обеспечения стабильного функционирования сферы управления государственными заказами области.

Стратегическими целями развития сферы управления государственными заказами области являются:

- на среднесрочную перспективу (2009 - 2011 годы) - создание единого информационного пространства по размещению государственных заказов в масштабах области, функционирующего беспрерывно в круглосуточном режиме, и интеграция его в единое информационное пространство России;

- на долгосрочную перспективу (до 2020 года) - обеспечение стабильного функционирования сферы управления государственными заказами области с устойчивым развитием.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

- на среднесрочную перспективу:

создание единого информационного пространства по размещению заказов на территории области путем внедрения автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Вологодской области" (далее - АИС "Государственный заказ Вологодской области");

повышение гибкости, прозрачности сферы управления государственными заказами, предотвращение коррупции посредством внедрения электронного документооборота между государственными заказчиками, уполномоченным органом по размещению заказов, участниками размещения заказов и открытого доступа к процессу планирования, размещения, исполнения заказов;

преодоление существующих проблем и исключение нарушений действующего законодательства посредством выработки единообразных подходов в правоприменении и постоянной методической, консультационной работы Комитета;

повышение правовой культуры государственных заказчиков, участников размещения заказа с целью единообразного подхода в толковании и практическом применении законодательства о размещении заказов;

проведение обучающих семинаров и предоставление муниципальным заказчикам официального сайта "Государственный заказ Вологодской области" для размещения информации о муниципальных заказах;

совершенствование работы по исполнению государственных контрактов в части приемки закупленных товаров, работ и услуг по количеству и качеству и организации решения проблем, возникающих в ходе исполнения контрактных обязательств;

- на долгосрочную перспективу:

обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей государственных заказчиков области в товарах, работах, услугах с наилучшим качеством и минимальными затратами путем внедрения административных регламентов по исполнению государственных функций по размещению заказов;

обеспечение прозрачности процедур размещения государственного заказа путем проведения аукционов в электронной форме;

обеспечение экономичности процедур размещения государственного заказа путем планирования и прогнозирования областного бюджета с учетом нужд и предстоящих процедур размещения заказов;

обеспечение эффективности сферы управления государственными заказами путем проведения государственными заказчиками, Комитетом маркетинговых работ с целью установления оптимальной начальной цены контрактов для проведения процедур размещения заказа;

содействие развитию добросовестной конкуренции путем открытого доступа участников размещения заказов к процессу планирования, размещения, исполнения заказов на официальном сайте, в официальном печатном издании; создание информационных каналов и проведение разъяснительной работы для потенциальных участников размещения заказа (проведение консультаций и семинаров).


 4. Проблемы и специальные подходы к их решению

В сфере управления государственными заказами области существуют следующие проблемы, требующие решения:

- имеют место нарушения действующего законодательства;

- слабая обеспеченность отдельных государственных заказчиков материально-техническими ресурсами и квалифицированными кадрами;

- недостаточный уровень информационной открытости и доступности размещения государственных заказов;

- имеют место нарушения условий контрактов о качестве товаров (работ, услуг).

Возможны следующие сценарии развития сферы управления государственными заказами на среднесрочную, долгосрочную перспективу и подходы к решению вышеуказанных проблем:


 Вариант 1 "Консервативный"

Основой предлагаемого варианта является сохранение сложившихся условий в работе государственных заказчиков области.

Сильные стороны:

- получение невысоких устойчивых результатов;

- отлаженность в работе Комитета с государственными заказчиками области.

Слабые стороны:

- недостаточное использование Интернет-технологий;

- планирование государственных заказов на территории области без применения средств автоматизации;

- превалирование способов размещения заказа "запрос котировок" и "размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)";

- отсутствие маркетингового изучения рынка государственными заказчиками;

- низкий уровень проведения совместных торгов;

- игнорирование государственными заказчиками правил приемки товаров, работ, услуг при исполнении государственных контрактов.

Возможности:

- планирование и прогнозирование областного бюджета с учетом нужд и предстоящих процедур размещения государственных заказов.

Угрозы:

- недостаточный уровень открытости и доступности информации о размещении государственных заказов;

- возможность коррупции и других злоупотреблений в размещении заказов со стороны государственных заказчиков.


 Вариант 2 "Умеренный"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»