ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 1997 года N 90

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ "О КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ВЫПЛАТОЙ ПЕНСИЙ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 30.01.97 N 17

Заслушав и обсудив информацию управляющего Ивановским отделением Пенсионного фонда Российской Федерации Горохова С.А. и председателя комитета по социальной политике Законодательного Собрания Ковалевой Н.Л. о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания "О критической ситуации с выплатой пенсий в Ивановской области", Законодательное Собрание Ивановской области постановляет:


1. Принять к сведению информацию о ходе выполнения постановления "О критической ситуации с выплатой пенсий в Ивановской области" (справка прилагается).


2. Предложить отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (Горохов С.А.) усилить работу по повышению собираемости страховых взносов и взысканию средств с должников, получению дотаций из Пенсионного фонда Российской Федерации. В этих целях внести изменения в "Положение о премировании работников отделения", направленные на установление прямой зависимости размера премий от своевременности и полноты поступлений страховых взносов.


3. Предложить Ивановскому сберегательному банку Российской Федерации (Ключевская Р.В.) провести работу по сокращению сроков выдачи пенсий в подведомственных отделениях Сбербанка и на дому, обратив внимание на улучшение обслуживания в сельской местности.


4. Принять к сведению, что Пенсионный фонд Российской Федерации поддерживает меры, предложенные в постановлении Законодательного Собрания и направленные на повышение эффективности сбора страховых взносов и смягчение социальной напряженности среди пенсионеров. Отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ находится проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", который предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие данного федерального закона.


5. Предложить прокуратуре Ивановской области (Гамзин Н.С.), областному управлению юстиции (Красин Н.Н.) активизировать работу по выполнению постановления Законодательного Собрания "О критической ситуации с выплатой пенсий в Ивановской области".


6. Комитету по социальной политике Законодательного Собрания (Ковалева Н.Л.) продолжить контроль за исполнением постановления от 30.01.97 N 17.


Председатель
Законодательного Собрания
В.НИКОЛОГОРСКИЙ


Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 24.04.1997 N 90

СПРАВКА О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОТ 30.01.97 N 17 "О КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ВЫПЛАТОЙ ПЕНСИЙ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


В ходе проверки выполнения постановления Законодательного Собрания "О критической ситуации с выплатой пенсий в Ивановской области" установлено, что Ивановским отделением Пенсионного фонда РФ, органами местного самоуправления принимаются меры по сокращению сроков задержки выплат пенсий. На момент принятия постановления фактическое отставание по выплате пенсий составляло 96 дней, в настоящее время - 70 дней.

Областная и районные (городские) межведомственные комиссии повысили требовательность к предприятиям, имеющим задолженность в Пенсионный фонд.

В течение февраля - марта т.г. в 13 городах и районах проведена работа по организации продажи продуктов питания пенсионерам в счет погашения имеющейся задолженности по выплатам пенсий и текущих пенсионных выплат.

Семью органами местного самоуправления проработан вопрос организации касс взаимопомощи при отделах социальной защиты населения соответствующих администраций.

В пяти районах: Гаврилово-Посадском, Лежневском, Пестяковском, Родниковском и Южском, в г. г. Иванове, Кинешме подобные кассы уже действуют. В четырех районных администрациях (Ивановской, Савинской, Шуйской, Юрьевецкой) и г. г. Тейкове и Шуе в настоящее время ведут подготовку по открытию касс.

Вместе с тем, в одиннадцати районах и г. г. Вичуге и Фурманове вопрос об открытии касс взаимопомощи рассматривают как нереальную форму. Причина такого подхода - отсутствие финансовых средств. Но практически везде, где нет касс взаимопомощи, поддержку обездоленных по их заявлению осуществляют отделы социальной защиты населения за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Всеми органами местного самоуправления принято решение о продлении сроков оплаты за жилье и коммунальные услуги без начисления пени с получателей пенсий соответственно срокам задержки.

Наряду с практическими действиями органов государственной власти и местного самоуправления области за прошедший период состоялись встречи Главы администрации области В.Н. Тихомирова, первого заместителя Главы администрации А.Ю. Жбанова, депутата Государственной Думы В.И. Тихонова, председателя комитета по социальной политике Законодательного Собрания Н.Л. Ковалевой, заместителя председателя областного совета ветеранов труда, войны и Вооруженных Сил В.И. Вагурина с руководством Пенсионного фонда РФ по вопросам финансирования в соответствии с плановыми дотациями.

Предпринятые меры ослабили социальное напряжение среди пенсионеров, но, несмотря на это, проблема с выплатой пенсий остается.

Анализ деятельности отделения Пенсионного фонда РФ по Ивановской области за 1995 - 1996 г. г. показал, что в 1996 году норматив сбора страховых взносов был определен 92% или 747,9 млрд. рублей. Фактический же процент сбора страховых взносов составил 66,5% или 491,8 млрд. рублей. Процент сбора страховых взносов в 1996 году снизился по сравнению с 1995 годом с 76,3% до 66,5%.

В то же время сумма поступивших пени в 1996 году по сравнению с 1995 годом возросла. Так, в 1995 году сумма поступивших пени составила 17 млрд. рублей, а в 1996 году - 18,9 млрд. рублей, т.е. увеличилась на 1,9 млрд. рублей (11%).

В 1996 году по сравнению с предыдущим годом существенно возросла задолженность плательщиков страховых взносов в отделение Пенсионного фонда РФ по Ивановской области. В 1995 году общая задолженность плательщиков страховых взносов в ПФР составляла по состоянию на 01.01.96 380,8 млрд. рублей, то по состоянию на 01.01.97 - уже 1,1 трлн. рублей, т.е. за год увеличилась в 3 раза.

В общей сумме задолженности долг по страховым взносам соответственно возрос с 183,6 млрд. рублей до 445,9 млрд. рублей (в 2,4 раза), а по пеням и финансовым санкциям - с 197 млрд. рублей до 687,6 млрд. рублей, или в 3,5 раза.

Плановая дотация из ПФР в 1995 году должна была составить 359,7 млрд. рублей (плановый процент - 45%). Фактическая сумма дотаций из Москвы в 1995 году составила 431 млрд. руб.

В 1996 году ситуация с финансированием из ПФР существенно осложнилась. Так, при плановой дотации в сумме 531,2 млрд. руб. (плановый процент 40,7%) фактическая сумма дотации из ПФР в 1996 году составила 466,9 млрд. руб.

В 1995 году отделением ПФР по Ивановской области были взяты кредиты у коммерческих банков на сумму 3,7 млрд. руб., а в 1996 году - 187,2 млрд. руб. Кредиты, погашенные отделением, составили в 1995 году 3,7 млрд. руб., а в 1996 году - 85,1 млрд. руб. Остаток непогашенного кредита по состоянию на 01.01.97 составлял 102 млрд. руб.

Фондом занятости населения Ивановской области в отделение ПФР восстановлены средства в 1995 году - 10,8 млн. руб., а в 1996 году - 6,2 млн. руб., из которых по взаимозачету - 4,6 млн. руб. и денежными средствами - 1,6 млн. руб.

Задержки по выплате пенсий вызваны не только хроническим отставанием от графика перечисления средств из ПФР, но и огромной задолженностью со стороны предприятий и учреждений области. Так, на 01.01.96 долг плательщиков составлял 380,9 млн. рублей, из них по просроченной задолженности по страховым взносам - 136,37 млн. рублей, по пеням и штрафным санкциям - 197 млн. рублей.

На 01.01.97 задолженность перед Ивановским отделением Пенсионного фонда РФ составила 1,1 трлн. рублей, из них по просроченной задолженности по страховым взносам - 385 млн. рублей, по пеням и штрафным санкциям - 688 млн. рублей.

Ивановским отделением Пенсионного фонда РФ принимается ряд мер по взысканию средств с предприятий-должников как в бесспорном порядке, так и в судебном. Так, отделом координации Ивановского отделения Пенсионного фонда РФ за 1996 год помимо камеральных проверок (12459) проведено 6428 документальных проверок совместно с уполномоченными ПФР по районам, в результате чего начислено дополнительно 36,188 млн. руб., но реально в бесспорном порядке взыскано 14,287 млн. руб. В том же году в счет погашения задолженности плательщиков перед ПФР было принято векселей на сумму 43,9 млн. рублей, долговых обязательств на сумму 4 млрд. рублей.

Однако указанные меры не позволили решить проблему долгов по страховым взносам, и отдельные предприятия накопили миллиардные долги.

Наиболее крупные задолжники по уплате взносов вместе с пенями: свыше 12 млрд. рублей - 2 предприятия, более 10 млрд. рублей - 2 предприятия, более 5 млрд. рублей - 7 предприятий, более 4 млрд. рублей - 5 предприятий, более 3 млрд. рублей - 15 предприятий, более 2 млрд. рублей - 12 предприятий и т.д.

Всего более 200 предприятий являются задолжниками на сумму только по страховым взносам почти 400 млрд. рублей, что соответствует квартальному эквиваленту цены пенсионного вопроса.

Такое положение имеет объективные экономические причины. Вместе с тем следует отметить, что многие предприятия месяцами уклоняются под различными предлогами от уплаты средств в ПФР, находя при этом возможность производить другие выплаты. К таким предприятиям-должникам Ивановское отделение ПФ РФ принимает недостаточные меры для принудительного взыскания средств. При наличии задолженности вместе с пенями в 1 трлн. рублей в суды поступило только 44 иска на сумму 58 млрд. руб.

Все иски были удовлетворены арбитражным судом, но на 01.03.97 в погашение долгов по исполнительным листам поступило только 628 млн. рублей.

В связи с низкой эффективностью ранее предъявленных исков и неудовлетворительной деятельностью судебных исполнителей по реализации арестованного имущества в конце 1996 г. Ивановское отделение ПФ РФ практически прекратило работу по подготовке материалов в арбитражный суд.

Необходимо отметить малоэффективную претензионно-исковую работу юридической группы и отдела координации Ивановского отделения ПФР по погашению задолженности по страховым взносам. Юридическая группа в связи с большим объемом исковой работы нуждается в кадрово-организационном укреплении.

В результате к более 40 крупным предприятиям, имеющим миллиардные задолженности по страховым взносам, вообще не были приняты исковые и судебные меры, в их числе - Фурмановская фабрика N 2, Фурмановская текстильная фирма "Основа", АО "Яковлевский льнокомбинат", "Шуйский пролетарий", АО "Заволжский химзавод", АО "Южская прядильно-ткацкая фабрика", АО "Родники-Текстиль", Камвольный комбинат, комбинат им. Самойлова, АО "БИМ", АО "Кранэкс", АО "Автокраны", ИвТЭЦ-3 и другие. С большим опозданием были предъявлены иски к АО "Меланж" и фирме "Кумир", имеющим перед Ивановским отделением Пенсионного фонда более 10 млрд. рублей долга.

Прокуратура Ивановской области, фиксируя массовые нарушения Закона "О государственных пенсиях в РСФСР", ограничилась представлениями в Ивановское отделение Пенсионного фонда РФ.

Управление юстиции Ивановской области не обеспечило действенность и эффективность работы судебных исполнителей по исполнению решений арбитражного суда в пользу Ивановского отделения ПФ РФ.

В связи с обращениями граждан в ходе проверки выполнения постановления была проанализирована и финансово-хозяйственная деятельность Ивановского отделения ПФ РФ.

Установлено, что в соответствии с постановлениями Пенсионного фонда Российской Федерации часть сумм пеней и финансовых санкций в размере 8,4% законно были использованы на социальное развитие отделения ПФ РФ (участие в долевом строительстве, выделение субсидий на приобретение жилья и т.д.).

На основании постановлений ПФ РФ от 18.12.95, 22.12.95 отделению ПФ РФ были выделены средства на приобретение части здания по адресу: Пограничный переулок, 10а на сумму 1,4 млрд. руб. (договор зарегистрирован в предприятии "Госучет"), приобретение автомобиля ГАЗ-31029.

Проанализирована система выплат премий и материального стимулирования в отделении ПФ РФ. Материальное поощрение работников отделения осуществляется в соответствии с "Положением о премировании работников отделений Пенсионного фонда Российской Федерации", которое определяет основное условие премирования - "обеспечение своевременности и полноты поступления страховых взносов".

В отделении ПФ РФ действует "Положение о премировании работников отделения", утвержденное управляющим, по которому премии выплачиваются в соответствии с темпами роста поступления страховых взносов к предыдущему месяцу. На основании этого процента роста определяется и процент премии к выплате. На практике выплата премий производится и при необеспечении своевременности и полноты поступления страховых взносов.

Установлено, что денежные средства, поступающие от отделения ПФ РФ по Ивановской области, своевременно передавались центром по начислению и выплате пенсий и пособий управления социальной защиты населения администрации Ивановской области управлению федеральной почтовой связи Ивановской области и Ивановскому банку Сбербанка РФ (далее - центр, почтовое отделение и Сбербанк) для осуществления выплат пенсионных пособий. Остатки средств на текущем счете центра хранились в основном в минимальных размерах, за исключением остатков средств на текущем счете в повышенных размерах по следующим числам ноября 1995 года: 15 - 1,7; 16 - 1,7; 17 - 1,6 млрд. руб.; 20 - 1,6 млрд. руб. и 21 - 2,8 млрд. руб. Такое положение сложилось в связи с необходимостью накопления денежной массы для перечисления денег в Сбербанк на лицевые счета пенсионеров. Аналогичные случаи имелись в феврале (21.02. - 1,8 млрд. руб.), в апреле (16 - 1,3 млрд. руб.), в августе (19 - 3,4, 21 - 2,1 млрд. руб.).

В 1996 году контрольно-ревизионной службой отделения ПФ РФ проводилась ревизия деятельности центра, и согласно акту ревизии существенных недостатков в его работе нет.

В настоящее время выплата осуществляется через почтовые отделения и Сбербанк примерно в равных пропорциях, однако просматривается тенденция к возврату прежнего порядка получения пенсионерами своих пенсий через почтовые отделения. По итогам февраля 10% пенсионеров написали заявления о переводе выплаты пенсий через почтовые отделения. В настоящее время 35,8% пенсионеров получают пенсии через Сбербанк.

Проведена проверка правильности расходования денежных средств, перечисляемых центром управления социальной защиты населения администрации области почтовым отделениям для выплаты пенсий, пособий, компенсаций. Перечисленные центром денежные средства в этот же день зачисляются на расчетный счет Главпочтамта. В этот же день или на другой, если денежные средства были перечислены вечером, денежные средства со счета снимаются и по распоряжению руководства Федеральной службы почтовой связи направляются фельдсвязью почтовым отделениям для выплаты пенсий и пособий. Необходимо отметить, что для этих целей дополнительно используются средства из платы за коммунальные услуги и из других поступлений.

В целях снятия социальной напряженности среди пенсионеров отделение ПФР по Ивановской области заключило 19.08.96 кредитный договор N 482 на сумму 35 млрд. рублей и 03.10.96 договор N 489 на сумму 114 млрд. рублей с Ивановским банком Сбербанка РФ. Договоры отвечают требованиям действующего законодательства и экономически обоснованны. Однако пролонгировать договор N 489 из-за проволочек поручителя ПФ РФ своевременно в феврале т.г. не удалось (письменная гарантия поручителя из Москвы "шла" 9 дней), что усугубило и без того сложную финансовую ситуацию с выплатой пенсий в 1997 году.

Нарушений со стороны Ивановского банка Сбербанка РФ по перечислению средств, поступивших от центра по начислению пенсий управления социальной защиты населения администрации Ивановской области, во вклады не установлено. Однако организация выдачи пенсий, осуществляемая Сберегательным банком РФ, вызывает со стороны пенсионеров нарекания. Имеют место отставания в выдаче пенсий по сравнению с почтовыми отделениями, особенно в районах области.

Проанализировав ход выполнения постановления "О критической ситуации с выплатой пенсий в Ивановской области", комитет по социальной политике считает, что работу по выполнению данного постановления необходимо продолжать. В этих целях:


- Ивановскому отделению Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо усилить работу по повышению собираемости страховых взносов и взысканию средств с должников. В этой связи руководству отделения надо повысить требовательность к юридической группе, отделу координации, уполномоченным в районах с целью обеспечения эффективной претензионно-исковой работы;

- органам местного самоуправления, областной и районным (городским) межведомственным комиссиям усилить требовательность к предприятиям, имеющим задолженность в Пенсионный фонд;

- Ивановскому банку Сбербанка РФ принять практические меры к сокращению сроков выдачи пенсий в подведомственных отделениях и на дому, обратив особое внимание на улучшение обслуживания в сельской местности.


Председатель
Законодательного Собрания
В.НИКОЛОГОРСКИЙ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»