ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2001 года N 12/211

О КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Волгоградская областная Дума постановляет:

одобрить прилагаемую Концепцию экономической безопасности Волгоградской области.


Председатель Волгоградской
областной Думы
Р.Г.ГРЕБЕННИКОВ






Приложение
к Постановлению
Волгоградской областной Думы
от 28 июня 2001 года N 12/211

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Концепция экономической безопасности Волгоградской области (далее - концепция) - система взглядов на обеспечение экономической безопасности Волгоградской области во всех сферах экономической деятельности как организаций, так и каждого жителя Волгоградской области.


 I. Основные положения концепции экономической безопасности Волгоградской области


Экономическая безопасность каждого региона призвана обеспечивать безопасность страны в целом.

Под экономической безопасностью Волгоградской области (далее - область) понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики области, частичной независимости и интеграции с экономикой Российской Федерации, выраженная в:

возможности проводить собственную экономическую политику в рамках Российской Федерации;

способности осуществлять крупные экономические мероприятия по неотложным социально опасным ситуациям на территории области, связанным с экономическими бедствиями или экономическими просчетами (ошибками) на федеральном уровне;

возможности на договорной основе оказывать помощь соседним областям, где существующая неблагоприятная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах области;

возможности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории области экономических нормативов общепринятым в мировой практике или утвержденным для региона на конкретный период времени, что позволило бы сохранить (или восстановить) достойный уровень жизни населения.


 II. Основные виды угроз экономическим интересам Волгоградской области


Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в области выступают различные факторы дестабилизации:

1. Спад производства и недостаточная платежеспособность внутреннего рынка. Недогрузка производственных мощностей, закрытие отдельных производств и, как следствие, разрушение технологического потенциала и недостаток оборотных средств приводят к свертыванию прогрессивной структурной перестройки экономики области на собственной материальной базе.

2. Разрушение научно-технического потенциала, распад научных коллективов, снижение государственных ассигнований и сокращение заказов на высокотехнологическую продукцию, переход высококвалифицированных специалистов в более высокооплачиваемые сферы - все это приводит к деградации научно-технического потенциала и снижению конкурентоспособности области.

3. Утрата продовольственной независимости. Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, открытость внутреннего рынка для импортных продуктов при отказе от разумной политики по отношению к отечественным производителям приводит к постоянной неуверенности в стабильном обеспечении населения продуктами, зависимости от поставок из других регионов, разрушению собственного сельскохозяйственного комплекса.

4. Рост безработицы и ослабление трудовой мотивации, снижение уровня жизни населения, резкое различие в доходах.

5. Криминализация экономики и проявление коррупции. Рост экономических преступлений, необоснованные бюрократические преграды для выхода на рынок и закрепления на нем вызывают неверие людей в возможность обеспечения правовой защищенности.

6. Деградация природной среды. Увеличение техногенных нагрузок и, как следствие, снижение устойчивости природных территориальных комплексов приводят к росту числа заболеваний и вынужденной миграции населения в другие более благополучные регионы.

7. Нарушение финансового обеспечения области. Такое нарушение отражается прежде всего на отраслях социальной сферы, увеличивает дотационность территориальных бюджетов и приводит к общей неустойчивости областной экономики. Нерациональное использование кредитных и бюджетных средств.

8. Свертывание производства в наиболее важных отраслях для экономики области.

9. Неблагоприятная демографическая ситуация. Негативные тенденции в сфере национальных отношений.

10. Слабая правовая защищенность сферы экономических отношений.

11. Деятельность иностранных спецслужб и организаций, препятствующая развитию конкурентоспособных предприятий области и выходу их продукции на мировой рынок.


 III. Система государственной поддержки с целью предотвращения угроз экономической безопасности Волгоградской области


Роль федеральных органов в экономических процессах регионов постепенно усиливается прежде всего на основе необходимости обеспечения единства нормативных правовых актов, восстановления и развития межрегиональных систем транспорта и коммуникаций.

Основными формами участия федеральных органов власти в развитии Волгоградской области могут быть:

размещение федеральных заказов на поставки продукции для общегосударственных нужд;

участие в инвестиционных проектах особой значимости;

осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития с долевым государственным участием;

корректировка налоговой политики, снижение налогового бремени производителей;

поддержка интересов местных экспортеров в доступности для них внешнего рынка;

пресечение криминальных проявлений в экономике.

Ориентиры областных мер обеспечения экономической безопасности выражаются в согласованной экономической политике, направленной на создание режима наибольшего благоприятствования для всех субъектов экономических отношений в рамках существующего правового пространства.

Экономическая политика Волгоградской области должна быть направлена прежде всего на оживление реального сектора экономики и поддержку инвестиционного процесса как основополагающих условий стабильности экономического развития области.

Экономическое развитие области должно учитывать экономически обоснованное территориальное разделение труда:

создание новых предприятий и переоборудование действующих, способных выпускать продукцию, конкурентоспособную по качеству и цене;

переработку сырья на месте или в близлежащих регионах.

К компетенции местных органов управления должно относиться освоение и использование природных ресурсов, поддержка промышленности, развитие торговли, сферы услуг, культуры, здравоохранения, поддержание правопорядка.

Меры обеспечения экономической безопасности области основываются на:

создании и функционировании при администрации области и областной Думе системы обеспечения экономической безопасности и координации деятельности правоохранительных органов;

увеличении мер государственной поддержки градообразующих предприятий как потенциальных доноров областного бюджета, ресурсосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве;

укреплении способности экономики области функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

содействии в создании и функционировании производства импортозамещающей продукции на производственных мощностях области;

развитии социально значимых отраслей производства, устойчивых к внешним негативным факторам;

укреплении устойчивости финансовой и банковской системы области при наиболее тесном взаимодействии с органами внутренних дел;

оптимизации существующей налоговой политики для всех субъектов экономических правоотношений независимо от форм собственности;

предоставлении налоговых льгот, гарантий и поручительств за счет средств областного бюджета предприятиям и организациям с высокой бюджетной эффективностью;

содействии в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в экономику области;

увеличении степени контроля за состоянием экономики области путем создания правовых предпосылок владения и распоряжения государственной собственностью, участия в ключевых инвестиционных программах, проведения гибкой внешнеэкономической деятельности, управления социальными процессами, развитием науки, культуры, образования, здравоохранения;

преодолении бюрократизма и коррупции в государственном аппарате, поддержке различных форм общественного контроля за эффективностью его деятельности, осуществляемых в тесном взаимодействии с органами внутренних дел;

создании механизма регулирования ценовых соотношений на продукцию сельхозпроизводителей, включающего в себя систему адресной государственной дотации сельскому хозяйству;

развитии экономической базы федеральных отношений, участии в формировании общероссийского рынка;

возможности паритетного участия области в нейтрализации кризисных ситуаций в других, особенно соседних, регионах;

поддержке и развитии научно-технического потенциала, направленных на обеспечение экономической независимости области;

предотвращении кризисных ситуаций, которые могут повлечь крупномасштабные сбои в поставках стратегических видов продукции в другие регионы и страны;

разработке и принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию мер по обеспечению экономической безопасности на территории Волгоградской области.


Заместитель председателя
Волгоградской областной Думы
В.П.АНДРОПОВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»