ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2016 года Дело N А41-47068/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года

постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2016 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Иевлева П.А.,

судей Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания: Гамолиной Ю. А.,

при участии в заседании:

от заявителя - Денисова М.В - Денисов М.В. (по паспорту серия 4515 номер 373356), Зверева Ю.О. (по доверенности от 03.08.2016),

от заинтересованного лица по делу - ГУ-УПФ РФ N21 по г. Москве и Московской области - Горохова А.С. (по доверенности от 11.01.2016 N 321-1/04-1),

от третьего лица по делу - ИФНС по городу Москве N13 - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица - УФНС по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица - УФНС по городу Москве - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ N21 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2016 по делу NА41-47068/15, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению Денисова М.В. к ГУ - УПФ РФ N21 по г.Москве и Московской области, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ИФНС по городу Москве N13, УФНС по городу Москве, УФНС по Московской области, о признании недействительными решений,

установил:

Денисов Максим Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГУ - УПФ РФ N 21 по г. Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд), с учетом принятого судом уточнения, о признании недействительными решений ГУ - УПФ РФ N 21 по г. Москве и Московской области N 06000515РК009166 от 05.05.2015, N 06000515РК009172 от 05.05.2015, N 06000515РК009177 от 05.05.2015, а также требований N 9166 от 28.05.2015, N 9172 от 28.05.2015, N 9177 от 28.05.2015, постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 060005Р49 от 23.07.2015, N 060005Р50 от 23.07.2015, N 060005Р51 от 23.07.2015, требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06000540009.166/1 от 19.10.2015, N 06000540009172/1 от 19.10.2015, N 06000540009177/1 от 19.10.2015, о признании регистрации Денисова М. В. в качестве плательщика страховых взносов, произведенную ГУ-УПФ РФ N21 по г. Москве и Московской области, незаконной.

решением от 10.02.2016 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.

В судебном заседании апелляционного суда представитель пенсионного фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Денисова М. В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение Арбитражного суда Московской области без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.

Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в ФОМС в отношении Денисова М.В. как главы КФХ "Междуречье" за периоды: 01.01.2012-31.12.2012, 01.01.2013-01.12.2013, 01.01.2014-31.12.2014.

По результатам проверки ГУ-УПФ РФ N 21 по г. Москве и Московской области были составлены акты камеральной проверки от 23.03.2015 N 06000530009166, N 06000530009172, N 06000530009177, в актах было предложено привлечь Денисова Максима Владимировича к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - "Закон N 212-ФЗ") за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за следующие периоды: 01.01.2012-31.12.2012, 01.01.2013-01.12.2013, 01.01.2014-31.12.2014.

Денисов М.В. на основании статьи 38 Закона N 212-ФЗ представил письменные возражения на указанные выше акты проверок. В указанных возражениях содержались доводы о незаконности инициирования камеральной проверки, несогласие с фактами, выводами и предложениями изложенных в них.

По итогам рассмотрения материалов контрольных мероприятий ГУ-УПФ РФ N 21 по г. Москве и Московской области были приняты решения о привлечении Денисова М.В. к ответственности: N 060005 15 РК 0009166 от 05.05.2015, N 060 005 15 РК 0009172 от 05.05.2015, N 060 005 15 РК 0009177 от 05.05.2015.

В качестве основания привлечения к ответственности заинтересованное лицо указано непредставление плательщиком страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

30 марта 2015 года Денисовым М.В. заказным почтовым отправлением было получено уведомление о регистрации Денисова М.В. в качестве плательщика по месту жительства в территориальном органе Пенсионного фонда РФ. В качестве даты регистрации указано 19 марта 2015 года, с присвоением регистрационного номера 060-005-024971. Адрес, указанный как место жительства Денисова М.В. в полученном уведомлении не соответствовал адресу регистрации, в том числе региону, который не менялся с рождения (с октября 1970 года) до мая 2015 года. Денисов М.В. пояснил, что зарегистрирован в Пенсионном фонде РФ по месту жительства в системе обязательного пенсионного страхования, по адресу своей регистрации в городе Москве.

Денисов М.В. в суде первой инстанции также пояснил, что в полученном уведомлении были указаны номера ИНН (005007023729) и ОГРНИП (001035001606221) ранее не присвоенные Денисову М.В.

Денисову М.В. также указал, что ранее ему был присвоен ИНН 771308371324 налоговым органом по месту жительства.

Согласно приказу ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а таю/се изменения идентификационного номера налогоплательщика" ИНН, присвоенный организации или физическому лицу, не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации либо изменения его структуры, установленной настоящим Порядком.

Обосновывая заявленные требования, Денисов М.В. указал, что указанный заинтересованным лицом в обжалуемых актах номер ОГРНИП, не имеет правильной структуры символов и как следствие не значится в базе данных ЕГРИП. При его расшифровке невозможно понять, кому он присвоен.

По мнению заявителя указанные в оспариваемых актах суммы взносов, пени и штрафа должны быть перечислены по заведомо неверным реквизитам.

"10" апреля 2015 года в ПФР Денисовым М.В. были представлены Возражения на Акты проверок. Рассмотрение возражений было назначено на "05" мая 2015 года.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Заявитель исходит из того, что в назначенное время не смог явиться для рассмотрения возражений по уважительной причине, о чем предупредил заинтересованное лицо, направив в его адрес уведомление (исх. N 2 от "05" мая 2015 года). Причина неявки - в период с 27.04.2015 г. -06.05.2015 г. паспорт Денисова М.В. находился в ОУФМС для совершения регистрационных действий. При отсутствии паспорта гражданина РФ личность Денисова М.В. не могла быть идентифицирована должным образом. Временное удостоверение личности на период переоформления Денисову М.В. не выдавалось. Заинтересованному лицу в качестве подтверждения была предоставлена справка N б/н от 27.04.2015.

Просьба Денисова М.В. о переносе даты рассмотрения возражения ПФР не была учтена и не была отражена в материалах проверки.

В решениях содержится ссылка на возражения, поступивших от Денисова М.В., с указанием исходящего номера и даты, но анализа их содержания и соответствующих доводов, приведенных Денисовым М.В., а так же результаты проверки этих доводов в оспариваемых решениях о привлечении к ответственности не содержится.

По мнению заявителя в оспариваемых решениях и в соответствующих актах проверки не содержится обстоятельств совершенного Денисовым М.В. правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

На основании изложенного Денисов М.В. утверждает, что направленные в его адрес оспариваемые решения содержат реквизиты не позволяющие достоверно установить лицо, в отношении которого они были приняты, однако соответствующие действия заинтересованного лица свидетельствуют о том, что именно с него будут взысканы включенные в оспариваемые акты суммы.

При этом Денисов М.В. не оспаривает наличия у него обязанности платить соответствующие страховые взносы, однако намерен делать это в рамках установленной законом процедуры постановки на учет, которая заинтересованным лицом соблюдена не была, и по корректным реквизитам.

Также Денисов М.В. исходит из того, что исполнять оспариваемые акты, составленные произвольно, без соблюдения норм применимого законодательства, не намерен, так как соответствующие платежи не будут учтены Пенсионным фондом РФ корректно.

Судом первой инстанции установлено, что представители третьих лиц пояснили, что заинтересованное лицо 19.03.2015 при проведении камеральной проверки, действительно зарегистрировало в качестве плательщика пенсионных взносов Денисова М.В по адресу места нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства "Междуречье", и провело самостоятельно регистрационные действия по присвоению Денисову М.В. (главе крестьянского (фермерского) хозяйства) ИНН 5007023729 и ОГРНИП 1035001606221, а также произвел доначисление по страховым взносам по вышеуказанным присвоенным идентификационным данным как индивидуальному предпринимателю.

При этом 07.08.2015 Инспекцией ФНС по г. Дмитрову Московской области Денисову М.В. выдана справка об отсутствии сведений о регистрации его как ИП.

Денисов М.В. имеет ИНН 771308371324 как физическое лицо (адрес место жительства г. Москва), само Крестьянское (фермерское) хозяйство "Междуречье" имеет ИНН 5007023729/КПП 500701001, ОГРН 1035001606221 как крестьянское (фермерское) хозяйство, которое создано в качестве юридического лица (согласно свидетельству ЕГРЮЛ от 04.03.2003 и сведениям содержащимся в ЕГРТОЛ по состоянию на 26.06.2015, адрес: Московская обл., Дмитровский район, село Трехсвятское).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

В случае создания фермерского хозяйства несколькими гражданами между ними заключается соглашение о создании фермерского хозяйства, а в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (п. п. 1 и 2 ст. 4 Закона N 74-ФЗ).

Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Пунктом 5 ст. 23 ГК РФ определено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как коммерческое юридическое лицо крестьянское (фермерское) хозяйство создается как собственник переданного ему его членами имущества. В соответствии с п. 1 ст. 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 ПК РФ), вправе создать юридическое лицо -крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в //качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что законодательство предусматривает возможность существования трех видов крестьянского (фермерского) хозяйства: 1) в форме индивидуального предпринимателя, являющегося главой хозяйства и действующего единолично, 2) в форме договорного объединения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, 3) в форме коммерческого юридического лица.

Статья 5 Закона N 74-ФЗ указывает, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (глава VII. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей").

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (и, соответственно, не имеет органов управления), работу фермерского хозяйства организует его глава.

При этом, в силу п. 3 ст. 23 Закона N 74-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ) крестьянские (фермерские) хозяйства; которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подлежат применению правила статьи 86.1 далее - ГК РФ. Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.11.1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридические лица, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Гражданского Кодекса.

Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Законом N 74-ФЗ не предусмотрена сама процедура приведения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с частью первой ГК РФ.

Для предоставления государственной услуги по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона N 74-ФЗ представляются документы определенной формы, указанной в ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".