Недействующий

 
ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2010 года N 147-III

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании решения Воронежской городской Думы от 19.12.2018 N 1032-IV.
____________________________________________________________________

(в редакции решений Воронежской городской Думы от 20.02.2013 N 1075-III, от 10.07.2013 N 1226-III, от 20.12.2017 N 740-IV)


В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа город Воронеж, в целях определения приоритетных направлений развития городского округа город Воронеж на долгосрочную перспективу Воронежская городская Дума решила:

1. Утвердить Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года согласно приложению.

2. Администрации городского округа город Воронеж обеспечить реализацию Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года.

3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Утратил силу. - Решение Воронежской городской Думы от 20.12.2017 N 740-IV.

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ



Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 14.07.2010 N 147-III

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. решений Воронежской городской Думы от 20.02.2013 N 1075-III, от 10.07.2013 N 1226-III, от 20.12.2017 N 740-IV)


 Введение


Воронеж входит в число пятнадцати крупнейших городов Российской Федерации (с численностью населения свыше 920 тысяч человек он занимает место непосредственно за российскими городами-миллионниками). В разные исторические периоды миссия и статус города, а в силу этого и динамика его развития испытывали существенные изменения.

В XX веке вектор и динамику развития определяли формирование мощного индустриального потенциала и административный статус города. В последние десятилетия темп развития Воронежа уступает темпам развития многих крупных российских городов. В результате структурных сдвигов, прежде всего в промышленном секторе, город заметно трансформировался. Изменилось его положение в более крупных социально-экономических системах (Воронежская область, ЦФО, Российская Федерация), а также среди центров субъектов Федерации, традиционно относящихся к ЦЧР. Поскольку по количеству жителей Воронеж существенно превосходит другие областные центры ЦЧР (ближайший по числу жителей Липецк - в 1,83 раза), даже высокие абсолютные результаты не обеспечивают ему высокого рейтинга по показателям относительным. Уровень и качество жизни населения, состояние отраслей социальной сферы и городской инфраструктуры по многим параметрам уступают среднероссийским показателям.

Причины негативных тенденций в развитии города разнородны по источникам и неравновелики по силе воздействия. Главные среди них:

- значительный спад производства в промышленности, в том числе (и в первую очередь) на градообразующих предприятиях ОПК, неконкурентоспособность промышленной продукции;

- устаревшие основные фонды и низкий уровень производительности труда в отраслях народного хозяйства;

- прогрессирующее отставание в развитии городской среды обитания.

Город сохраняет, однако, конкурентоспособные преимущества, к каким могут быть отнесены прежде всего общие масштабные характеристики и культурно-исторические традиции, научно-инновационный потенциал и высокоразвитая образовательная система. Несомненные преимущества отличают и естественно-географическое расположение Воронежа.

Имидж Воронежа продолжает оставаться на общероссийском фоне достаточно заметным. Пользующийся известностью рейтинг журнала "Форбс" поставил Воронеж на 16 место среди 30 крупнейших городов России. При этом по 4 из 6 учитываемых параметров (социальные характеристики, деловой климат, устойчивость к кризису, комфортность) Воронеж находится в первой десятке. Рейтинг РБК (также по 6, но отличающимся параметрам) определил Воронежу среди 64 городов России в 2007-м - 17-е, в 2008-м - 19-е место.

Однако закрепление, экстраполяция сложившегося тренда чревата в будущем утратой конкурентных преимуществ, дальнейшими потерями в темпах развития, имидже и значении города, в возможностях удовлетворения запросов его жителей.

Речь должна идти о поиске и реализации инновационного пути развития города, модернизации его экономики и социальной сферы.

Эти задачи определили направления и рамки представляемой работы.

В процессе разработки стратегии и стратегического плана развития городского округа город Воронеж использованы:

- официальная статистическая отчетность;

- ведомственная отчетность;

- Генеральный план городского округа город Воронеж;

- план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009 - 2011 годы;

- муниципальные и ведомственные целевые программы городского округа город Воронеж;

- экспертные оценки представителей различных категорий жителей города;

- стратегические планы развития ряда городов России.


1. Экономика и социальная сфера городского округа город Воронеж: динамика развития, сравнительные характеристики


1.1. Современное экономическое положение города сформировалось в результате существенных изменений в динамике его развития за два последние десятилетия, связанных со структурной перестройкой экономики страны.

Существенно сократилась потребность в производимой на предприятиях города продукции, в значительной степени ориентированной на оборонные нужды страны. Ведущая в прошлом отрасль - машиностроение и металлообработка - претерпела сильное падение производства. Кардинально ухудшилось состояние электронной промышленности.

В производстве продукции химии и нефтехимии в период благоприятной экономической конъюнктуры наблюдалась стабильность, однако с кризисом положение в отрасли заметно ухудшилось.

В то же время ряд отраслей промышленности развивается успешно. В их числе - производство строительных материалов, особенно интенсивно растущее в 2000-х годах.

На протяжении всего пореформенного периода наращивает объемы пищевая промышленность. Кризисные явления не привели к снижению производства на большинстве предприятий отрасли. Вместе с этим в ряде подотраслей возникает угроза со стороны более крупных комплексов Москвы, Московской, Белгородской, Орловской областей. Динамика производства и реализации основных видов промышленной продукции представлена в таблицах 1 и 2 приложения.

Большей устойчивостью отличаются другие сферы городской экономики. По темпам строительства Воронеж может быть отнесен к числу лидеров. По вводу в действие жилья на душу населения он существенно опережает многие другие областные центры.

Важным направлением реализации конкурентных преимуществ города является развитие сферы розничной торговли, которая может рассматриваться в качестве одной из точек роста, что не противоречит развитию иных отраслей реального сектора экономики.

Противоречивая динамика экономики города сказалась на его положении в системном окружении. В таблице 1 представлены данные об основных параметрах развития Воронежа и социально-экономических систем, в которые он включен в качестве составной части, в 2008 году.

Таблица 1


 Показатели развития городского округа город Воронеж в сравнении с крупными социально-экономическими системами за 2008 год

Наименование показателя

Воронеж

Воронежская область

ЦЧР

ЦФО

РФ

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (полный круг предприятий), млн. рублей

84 889,9

160 957,9

1 028 900,0

6 297 647,0

23 559 000,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей

92,2

70,6

142,2

169,5

165,9

Объем инвестиций в основной капитал (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей

61,3

40,4

50,2

57,9

61,7

Ввод в действие жилых домов на душу населения, кв. м

0,92

0,49

0,55

0,51

0,45

Оборот розничной торговли (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей

99,4

62,7

71,3

124,7

97,6

Объем платных услуг населению (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей

32,3

17,4

19,0

39,8

28,7

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, рублей

14 768

12 584

14 634,1

20 459,2

17 226,3

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей

14 830

10 397,4

11 076,1

19 653,6

15 135,8


По большинству социально-экономических показателей (прежде всего - промышленному производству) город находится в центре "стагнационного круга".

Город столкнулся с сильной конкуренцией со стороны областных центров ЦЧР. Сравнительные значения основных показателей социально-экономического развития областных центров ЦЧР представлены в таблице 2.

Таблица 2


 Показатели социально-экономического развития областных центров ЦЧР за 2008 год

Наименование показателя

Воронеж

Тамбов

Курск

Белгород

Липецк

Численность постоянного населения на 01.01.2008, тыс. чел.

920,4

279,8

408,1

353,1

502,4

Оборот организаций по всем видам деятельности, млн. рублей <1>

250 446,2

74 530,0

113 338,0

145 938,7

375 685,7

на душу населения, тыс. рублей

272,1

266,4

277,7

413,3

747,8

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей <1>

80 859,2

36 190,3

46 120,7

54 592,8

276 083,0

На душу населения, тыс. рублей

87,9

129,3

113,0

154,6

549,5

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей <1>

38 068,0

18 829,7

15 208,6

24 747,0

48 796,8

на душу населения, тыс. рублей

41,4

67,3

37,3

70,1

97,1

Объем работ и услуг, выполненных собственными силами предприятий и организаций по виду деятельности "Строительство", млн. рублей <1>

14 111,7

1 066,8

4 702,3

8 059,7

12 437,4

На душу населения, тыс. рублей

15,3

3,8

11,5

22,8

24,8

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

848,2

261,3

310,3

285,0

385,1

На душу населения, кв. м

0,92

0,93

0,76

0,81

0,77

Оборот розничной торговли по полному кругу предприятий и организаций, млн. рублей

91 471,9

42 105,4

60 145,2

64 058,0

Нет данных

На душу населения, тыс. рублей

99,4

150,5

147,4

181,4

Нет данных

Объем платных услуг населению по полному кругу предприятий и организаций, млн. рублей

29 690,0

Нет данных

20 366,1

15 682,2

17 215,9

На душу населения, тыс. рублей

32,3

Нет данных

49,9

44,4

34,3

Среднемесячная заработная плата, рублей <1>

14 768,0

12 775,2

12 844,1

16 186,3

18 275,3

Уровень зарегистрированной безработицы, %

1,4

1,0

1,2

1,3

0,8

     ________________

<1> круг крупных и средних предприятий.

Экономика Воронежа - вторая по масштабам среди областных центров ЦЧР (после Липецка). Однако это следует рассматривать только как результат предшествующих периодов развития; динамические показатели города в большинстве случаев хуже, чем среднестатистические по России, ЦФО и ЦЧР. Относительные показатели производства (на душу населения) в городе существенно ниже, чем в других областных центрах ЦЧР.

Особое место в системе экономической деятельности занимают внешние связи, поскольку они демонстрируют способность и желание вступать в широкий круг конкурентных отношений. Общие показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность воронежских предприятий, представлены в таблице 3.




Таблица 3


 Показатели внешнеэкономической деятельности предприятий городского округа город Воронеж, млн. долл. США

Наименование показателя

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Экспорт товаров - всего

120,8

189,9

250,4

381,8

256,8

189,2

в том числе:

в страны СНГ

31,7

62,9

160,1

305,4

83,9

93,8

в страны вне СНГ

89,0

127,0

90,3

76,4

172,9

95,4

Экспорт товаров на душу населения, долл. США

129,9

204,3

269,1

412,1

279,0

205,6

Импорт товаров - всего

56,80

79,60

31,70

26,70

17,20

24,4

в том числе:

из стран СНГ

8,20

11,40

12,40

9,90

5,60

11,20

из стран вне СНГ

48,60

68,10

19,30

16,80

11,50

13,2

Импорт товаров на душу населения

61,11

85,62

34,12

28,82

18,68

26,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»