РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 года N 70-III
О назначении публичных слушаний по проекту Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и решением Воронежской городской Думы от 26.10.2005 N 170-II "О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж" Воронежская городская Дума решила:
1. Назначить проведение публичных слушаний по проекту Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года на 24 июня 2010 года в 11.00 в большом зале Воронежской городской Думы по адресу: ул. Плехановская, 8.
2. Опубликовать проект Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года в газете "Воронежский курьер" для обсуждения населением городского округа город Воронеж.
3. Создать рабочую группу Воронежской городской Думы по организации и проведению публичных слушаний по проекту Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года в составе:
Курило С.Г. - руководитель группы, заместитель главы администрации - директор департамента экономики и инвестиций администрации городского округа город Воронеж;
Дьяченко Т.А. - заместитель руководителя группы, руководитель экономического управления департамента экономики и инвестиций администрации городского округа город Воронеж;
Жаглин А.В. - секретарь группы, заместитель руководителя управления - начальник отдела стратегического планирования и программ развития экономического управления департамента экономики и инвестиций администрации городского округа город Воронеж;
Богатырев С.И. - директор департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж;
Артемьев В.И. - руководитель управления градостроительной политики администрации городского округа город Воронеж;
Бредихин С.В. - директор департамента здравоохранения администрации городского округа город Воронеж;
Викторов К.Г. - директор департамента образования администрации городского округа город Воронеж;
Глотов А.П. - руководитель управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж;
Зюзина Н.А. - руководитель юридического управления администрации городского округа город Воронеж;
Крутских Д.Б. - директор департамента организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок администрации городского округа город Воронеж;
Фролов А.Г. - заместитель директора департамента - руководитель управления промышленности и связи департамента промышленности и связи администрации городского округа город Воронеж;
Шевелев А.В. - заместитель директора департамента - руководитель управления главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж;
Ходырев В.Ф. - первый заместитель председателя Воронежской городской Думы;
Попова Ю.В. - председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по здравоохранению;
Провоторов А.А. - председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям;
Трубецкой А.Н. - председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству;
Тюрин А.Б. - председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по реализации комплексных программ развития городского округа;
Хуторецкий М.Э. - председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по образованию, культуре и социальной поддержке населения;
Эйтингон В.Н. (по согласованию) - разработчик проекта Стратегического плана - заведующий кафедрой экономики труда и основ управления, профессор ГОУ ВПО "Воронежский государственный университет".
4. Регистрация граждан, желающих принять участие в публичных слушаниях, производится до 21 июня 2010 года. Контактный телефон для регистрации - 55-45-17, в рабочие дни с 9.00 до 18.00 часов.
5. Рабочей группе по организации и проведению публичных слушаний провести обобщение всех замечаний и предложений по проекту Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года.
6. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовать в газете "Воронежский курьер" и на официальном сайте Воронежской городской Думы.
7. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя главы администрации - директора департамента экономики и инвестиций Курило С.Г. и первого заместителя председателя Воронежской городской Думы Ходырева В.Ф.
Председатель Воронежской городской Думы
А.Н.ШИПУЛИН
Воронеж входит в число пятнадцати крупнейших городов Российской Федерации (с численностью населения свыше 920 тысяч человек он занимает место непосредственно за российскими городами-миллионниками). В разные исторические периоды миссия и статус города, а в силу этого и динамика его развития испытывали существенные изменения.
В XX веке вектор и динамику развития определяли формирование мощного индустриального потенциала и административный статус города. В последние десятилетия темп развития Воронежа уступает темпам развития многих крупных российских городов. В результате структурных сдвигов, прежде всего в промышленном секторе, город заметно трансформировался. Изменилось его положение в более крупных социально-экономических системах (Воронежская область, ЦФО, Российская Федерация), а также среди центров субъектов Федерации, традиционно относящихся к ЦЧР. Поскольку по количеству жителей Воронеж существенно превосходит другие областные центры ЦЧР (ближайший по числу жителей Липецк - в 1,83 раза), даже высокие абсолютные результаты не обеспечивают ему высокого рейтинга по показателям относительным. Уровень и качество жизни населения, состояние отраслей социальной сферы и городской инфраструктуры по многим параметрам уступают среднероссийским показателям.
Причины негативных тенденций в развитии города разнородны по источникам и неравновелики по силе воздействия. Главные среди них:
- значительный спад производства в промышленности, в том числе (и в первую очередь) на градообразующих предприятиях ОПК, неконкурентоспособность промышленной продукции;
- устаревшие основные фонды и низкий уровень производительности труда в отраслях народного хозяйства;
- прогрессирующее отставание в развитии городской среды обитания.
Город сохраняет, однако, конкурентоспособные преимущества, к каким могут быть отнесены, прежде всего, общие масштабные характеристики и культурно-исторические традиции, научно-инновационный потенциал и высокоразвитая образовательная система. Несомненные преимущества отличают и естественно-географическое расположение г. Воронежа.
Имидж Воронежа продолжает оставаться на общероссийском фоне достаточно заметным. Пользующийся известностью рейтинг журнала "Форбс" поставил Воронеж на 16-е место среди 30 крупнейших городов России. При этом по 4 из 6 учитываемых параметров (социальные характеристики, деловой климат, устойчивость к кризису, комфортность) Воронеж находится в первой десятке. Рейтинг РБК (также по 6, но отличающимся параметрам) определил Воронежу среди 64 городов России: в 2007 - 17-е, в 2008 - 19-е места.
Однако, закрепление, экстраполяция сложившегося тренда чревата в будущем утратой конкурентных преимуществ, дальнейшими потерями в темпах развития, имидже и значении города, в возможностях удовлетворения запросов его жителей.
Речь должна идти о поиске и реализации инновационного пути развития города, модернизации его экономики и социальной сферы.
Эти задачи определили направления и рамки представляемой работы.
В процессе разработки стратегии и стратегического плана развития городского округа город Воронеж использованы:
- официальная статистическая отчетность;
- ведомственная отчетность;
- Генеральный план городского округа город Воронеж;
- план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009 - 2011 годы;
- муниципальные и ведомственные целевые программы городского округа город Воронеж;
- экспертные оценки представителей различных категорий жителей города;
- стратегические планы развития ряда городов России.
1.1. Современное экономическое положение города сформировалось в результате существенных изменений в динамике его развития в два последние десятилетия, связанных со структурной перестройкой экономики страны.
Существенно сократилась потребность в производимой на предприятиях города продукции, в значительной степени ориентированной на оборонные нужды страны. Ведущая в прошлом отрасль - машиностроение и металлообработка - претерпела сильное падение производства. Кардинально ухудшилось состояние электронной промышленности.
В производстве продукции химии и нефтехимии в период благоприятной экономической конъюнктуры наблюдалась стабильность, однако, с кризисом положение в отрасли заметно ухудшилось.
В то же время ряд отраслей промышленности развивается успешно. В их числе - производство строительных материалов, особенно интенсивно растущее в 2000-х годах.
На протяжении всего пореформенного периода наращивает объемы пищевая промышленность. Кризисные явления не привели к снижению производства на большинстве предприятий отрасли. Вместе с этим в ряде подотраслей возникает угроза со стороны более крупных комплексов Москвы, Московской, Белгородской, Орловской областей. Динамика производства и реализации основных видов промышленной продукции представлена в таблицах 1 и 2 приложения.
Большей устойчивостью отличаются другие сферы городской экономики. По темпам строительства Воронеж может быть отнесен к числу лидеров. По вводу в действие жилья на душу населения он существенно опережает многие другие областные центры.
Важным направлением реализации конкурентных преимуществ города является развитие сферы розничной торговли, которая может рассматриваться в качестве одной из точек роста, что не противоречит развитию иных отраслей реального сектора экономики.
Противоречивая динамика экономики города сказалась на его положении в системном окружении. В таблице 1 представлены данные об основных параметрах развития Воронежа и социально-экономических систем, в которые он включен в качестве составной части в 2008 году.
Показатели развития г. Воронежа в сравнении с крупными социально-экономическими системами за 2008 год
┌════════════════════┬═════════┬═══════════┬═══════════┬═══════════┬════════════‰
│ Наименование │ Воронеж │Воронежская│ ЦЧР │ ЦФО │ РФ │
│ показателя │ │ область │ │ │ │
├════════════════════┼═════════┼═══════════┼═══════════┼═══════════┼════════════┤
│Объем отгруженных │ │ │ │ │ │
│товаров │ │ │ │ │ │
│собственного │ │ │ │ │ │
│производства, │ │ │ │ │ │
│выполненных работ │84 889,9 │ 160 957,9 │1 028 900,0│6 297 647,0│23 559 000,0│
│и услуг │ │ │ │ │ │
│собственными │ │ │ │ │ │
│силами (полный │ │ │ │ │ │
│круг предприятий), │ │ │ │ │ │
│млн. рублей │ │ │ │ │ │
├════════════════════┼═════════┼═══════════┼═══════════┼═══════════┼════════════┤
│Объем отгруженных │ │ │ │ │ │
│товаров │ │ │ │ │ │
│собственного │ │ │ │ │ │
│производства, │ │ │ │ │ │
│выполненных работ │ │ │ │ │ │
│и услуг │ 92,2 │ 70,6 │ 142,2 │ 169,5 │ 165,9 │
│собственными │ │ │ │ │ │
│силами (полный │ │ │ │ │ │
│круг предприятий) │ │ │ │ │ │
│на душу населения, │ │ │ │ │ │
│тыс. рублей │ │ │ │ │ │
├════════════════════┼═════════┼═══════════┼═══════════┼═══════════┼════════════┤
│Объем инвестиций в │ │ │ │ │ │
│основной капитал │ │ │ │ │ │
│(полный круг │ 61,3 │ 40,4 │ 50,2 │ 57,9 │ 61,7 │
│предприятий) на │ │ │ │ │ │
│душу населения, │ │ │ │ │ │
│тыс. рублей │ │ │ │ │ │
├════════════════════┼═════════┼═══════════┼═══════════┼═══════════┼════════════┤
│Ввод в действие │ │ │ │ │ │
│жилых домов на │ 0,92 │ 0,49 │ 0,55 │ 0,51 │ 0,45 │
│душу населения, │ │ │ │ │ │