ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года N 1018


Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом

(с изменениями на 26 апреля 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623, от 26.04.2023 N 316)




В целях реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года Правительство Ростовской области постановляет:


1. Утвердить Концепцию духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом согласно приложению.


(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623)


2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бодрякова С.Н.


(п. 2 в ред. постановления Правительства Ростовской области от 26.04.2023 N 316)



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит

департамент по делам казачества

и кадетских учебных заведений

Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15.11.2012 N 1018



КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ С КАДЕТСКИМ И КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ

(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623)




Введение


Рыночные механизмы, проникающие во все сферы жизни российского общества, вытесняют из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Неопределенность ценностных ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, все более становящегося обезличенным.


Цель и смысл человеческой жизни замещаются критериями полезности человека в конкретной экономической и политической ситуации, что отражается в целях образования, среди которых определяющими являются готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях, функциональная мобильность, обладание набором компетенций и другое. В такой системе образования практически нет места общей культуре, образованности, духовности, нравственности, патриотизму.


Вместе с тем в педагогическом сообществе укрепляется и растет понимание, что цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь, существование своих близких, окружающего сообщества, страны, именуемой Отечеством - Россией.


Образовательный стандарт как общественный договор задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем, проводить опережающую разработку особого класса технологий - гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны личности.


Целевой характеристикой воспитания становится формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя основ своего бытия в национальной истории.


Интеграция подрастающего поколения в сферу духовного наследия защитников Родины позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что, в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил детей и молодежи Ростовской области.


Ростовская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей области. Музеи Ростовской области - это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа.


Для сохранения и развития традиций патриотизма, духовно-нравственного развития молодого поколения область имеет огромную базу, составляющую достояние Ростовской области:


Новочеркасский музей истории донского казачества - старейший в Ростовской области. Этот единственный в мире музей хранит богатейшее собрание боевых реликвий донских казаков: великолепные по своей художественной обработке и красоте образцы холодного оружия, войсковые клейноды, знамена, коллекцию орденов. Уникальным предметом коллекции оружия является сабля М.И. Платова, преподнесенная городским советом г. Лондона, - великолепный по своей художественной обработке и красоте образец холодного оружия. В составе обширной живописной коллекции - единственная в мире коллекция парадного казачьего портрета, собрание портретов августейших особ, работы Н.Н. Дубовского, И.И. Крылова, М.Б. Грекова.


Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова занимает среди музеев особое место. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова является уникальным памятником русской культуры, истории и природы. Это единственный музей великого русского писателя ХХ века, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата большинства премий в области литературы, в том числе и Нобелевской.


Среди объектов культурного наследия Ростовской области есть уникальные памятники, являющиеся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Это, прежде всего, замечательный памятник археологии - городище Танаис. Сегодня музей-заповедник располагает уникальной экспозицией под открытым небом, которая демонстрирует результаты многолетних исследований археологов. Танаис можно назвать "российскими Помпеями". Танаис является важнейшим звеном общеевропейской культуры.


Одним из крупнейших музеев Юга России является Ростовский областной музей краеведения, отметивший свое 100-летие.


В составе археологической коллекции музея - уникальные изделия из золота, серебра, представляющие культуру народов, в древности населявших Донской край: скифов, сарматов, савроматов. Видное место в собрании музея занимает этнографическая коллекция, отражающая быт и культуру народов, населявших Донской край в XVIII-XX веках. Коллекции музея неоднократно демонстрировались в Японии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, вызывая огромный интерес у посетителей к истории, традициям и культуре Донского края.


Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник представляет собой интереснейший музейный комплекс. Достойное место в его составе занимают мемориальные и литературные музеи, посвященные жизни и творчеству А.П. Чехова. Большой комплекс работ в Таганрогском музее-заповеднике был проведен к 150-летнему юбилею А.П. Чехова (2010 год), созданы новая экспозиция и Южно-Российский научно-культурный центр им. А.П. Чехова. Музей ведет начало от первого мемориального музея Александра I, открытого в конце XIX века.


Памятники материальной и духовной культуры донского казачества ярко представляют такие музеи, как Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник и Раздорский этнографический музей-заповедник. Во время маршрутов по этим своеобразным музеям-заповедникам есть возможность увидеть памятники казачьей архитектуры XIX-XX веков и уникальный природный ландшафт.


Своеобразием своих коллекций отличаются Аксайский военно-исторический музей, Волгодонский эколого-исторический музей (ставший своеобразной визитной карточкой города Волгодонска и восточного региона Ростовской области).


Государственные музеи области ведут серьезную научно-просветительную работу, систематически популяризируя свои собрания, подчеркивая их историческую значимость и бесценность.


В Ростовской области находится 67 объектов культурного наследия - памятников истории Великой Отечественной войны, подлежащих государственной охране. Из них: Воинский мемориальный комплекс "Змиевская балка", мемориальный комплекс "Воинам-освободителям г. Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков", 11 братских могил и захоронений советских воинов, в том числе "Монастырское урочище" - братские могилы воинов, павших в 1641 году, в годы Гражданской и в годы Великой Отечественной войн, а также 45 памятных знаков и монументов, посвященных Великой Отечественной войне, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.


Ростовская область позиционируется в общественном сознании как один из центров патриотического воспитания России. Действительно, в регионе накоплен огромный опыт формирования патриотизма и, прежде всего, на основе духовного наследия защитников Родины и освободителей Ростова-на-Дону и области от немецко-фашистских захватчиков.


Это наследие представляется как совокупность внутренних и внешних связей, определяющих целостность общественных отношений, и раскрывается в формах исторический памяти, национального самосознания и менталитета.


Основной идеей структурирования системы и процесса духовно-нравственного воспитания в региональном пространстве является идея о том, что ведущей ценностью регионального образовательного пространства является воинский подвиг защитников Родины, проявленный в сражениях на территории области.


В современных условиях реализация духовного потенциала боев за освобождение Донского края в практике воспитания означает новое осмысление исторического опыта борьбы и победы советского народа в войне и его применение для воспитания духовности, нравственности и патриотизма и соответствующих качеств в интересах решения стоящих перед регионом, обществом и государством задач в экономической, социальной, политической, военной и духовной сферах.


Именно эти ориентиры заложены в основу настоящей Концепции.


Цель Концепции - воспитание человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной, духовной личности защитника и созидателя России, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.


Настоящая Концепция определяет научный статус системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области, основные меры по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения как человека культуры, гражданина и патриота на основе казачьей ментальности, защиты его психического и нравственного здоровья, что будет способствовать развитию у обучаемых стремления к служению Отечеству, защите суверенитета и территориальной целостности российской государственности, социально-культурной идентичности казачества на основе отечественных идеалов, смыслов, традиций и ценностей, сложившихся в культурно-историческом процессе Ростовской области.


Основное назначение Концепции - определить:


ключевые приоритеты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области по формированию мотивов и смыслов служения Отечеству в контексте образа жизни, традиций и ценностей казачества;


методологические основы развития личности в процессе духовно-нравственного становления человека культуры, гражданина, патриота в социокультурном и образовательно-воспитательном пространстве в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;


педагогические требования к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области в свете реализации основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", требований федеральных государственных образовательных стандартов;


основания для разработки технологий воспитания новых поколений победителей, способных развивать себя, свое окружение и свою страну;


основные критерии и показатели воспитания человека культуры, гражданина, патриота России начала третьего тысячелетия в системе средств духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях кадетского (казачьего) образования.


Концепция базируется на методологии разработки национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, составляющих современную основу образования и закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.


В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.


Базовыми национальными ценностями, на освоение которых направлен процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания в общем, начальном, среднем и высшем профессиональном, а также дополнительном образовании, являются: патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, идея и идеалы служения Отечеству, деятельность во благо России; социальная солидарность, имеющая основанием свободу личную и национальную, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность, заключающаяся в верности конституционному долгу, ориентация к построению правового государства и гражданского общества, нравственная ответственность перед Отечеством, старшим поколением и семьей, соблюдение закона и правопорядка, сохранение межэтнического мира, свобода совести и вероисповедания; семья с ее нравственными атрибутами - любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество, направленные на созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость; наука - познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание; ценности традиционных российских религий; искусство и литература, выражающиеся в красоте, гармонии духовного мира человека, нравственном выборе, поиске смысла жизни, эстетическом развитии; природа с основополагающими ценностями - жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля; человечество - мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.


Концепция учитывает также требования федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.


Важнейшим направлением духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в донском регионе является актуализация социокультурного потенциала казачества в общем образовании через обогащение, развитие и интеграцию социального опыта, ценностей культуры, менталитета, образа жизни на основе идеи и ценности служения Отечеству.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»