ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 октября 2014 года N 867-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]

(в редакции Распоряжения Правительства РИ от 28.11.2014 N 1021-р)

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития промышленности Республики Ингушетия на период до 2020 года.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Ингушетия руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим Распоряжением, при разработке государственных программ Республики Ингушетия.

Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.МАЛЬСАГОВ

     

Утверждена
Распоряжением Правительства
Республики Ингушетия
от 3 октября 2014 года N 867-р


 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции Распоряжения Правительства РИ от 28.11.2014 N 1021-р)


      I. Общие положения


Стратегия развития промышленности Республики Ингушетия на период до 2020 года (далее - Стратегия) является неотъемлемой частью структурной модернизации экономики Республики Ингушетия, представляющей собой комплекс мероприятий, связанных с развитием промышленности Республики Ингушетия, на основе повышения эффективности производства и совершенствования ее структуры.

Стратегия разработана в соответствии с Законом Республики Ингушетия от 27 февраля 2010 года N 8-РЗ "О промышленной деятельности и промышленной политике в Республике Ингушетия", а также с учетом положений протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина от 5 сентября 2013 года N АХ-П9-19пр.

Целью разработки Стратегии является создание условий устойчивого обеспечения развития промышленности Республики Ингушетия и значительного роста промышленного производства на долгосрочную перспективу, ориентированную на создание благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции, обеспечения занятости, роста благосостояния населения и стабильных налоговых поступлений в бюджет Республики Ингушетия.

В Стратегии дается оценка состояния промышленного комплекса республики, выявлены проблемы развития промышленности, определены на этой основе наиболее рациональные стратегические направления для координации оперативных планов развития субъектов промышленной деятельности, определены цели и задачи, основные направления промышленной политики на ближайшую и стратегическую перспективу, методы и механизмы ее реализации.

При разработке Стратегии использованы материалы, предоставленные органами исполнительной власти Республики Ингушетия и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Ингушетия.

II. Характеристика промышленного комплекса Республики Ингушетия

1. Краткая история развития промышленности Республики Ингушетия


Одним из условий планирования и прогнозирования дальнейшего хода развития промышленности Республики Ингушетия является учет тенденций, динамики развития ее отраслей в прошлом. Данный ретроспективный анализ необходим для оптимизации процесса планирования, выявления слабых и сильных сторон, недопущения повторения ошибок прошлых лет, определения рисков и возможностей промышленных предприятий, а также в целях определения основных закономерностей и тенденций развития отраслей промышленности в целом. Все это определяет необходимость проведения классификации истории промышленности Республики Ингушетия на определенные периоды, которые можно представить в виде следующих этапов:

1) промышленность Ингушетии в эпоху СССР;

2) промышленность Ингушетии в постперестроечный период;

3) промышленность Ингушетии в период функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия".

1. Промышленность Ингушетии в эпоху СССР

Несмотря на сложившийся стереотип в отношении аграрной ориентации Ингушетии, находившейся в составе ЧИАССР, в регионе функционировала промышленность, которая была представлена рядом крупных промышленных объектов как регионального, так и союзного значения. К числу наиболее значимых промышленных предприятий советской эпохи можно отнести: Назрановскую трикотажную фабрику, завод "Электроинструмент им. Г. Ахриева", Карабулакский завод "Химреагент", Нестеровский консервный завод и др.

Назрановская трикотажная фабрика запущена в 1968 году. Специализация фабрики - выпуск бельевого трикотажа. Мощность - до 8,5 млн. изделий в год. Был предусмотрен весь производственный цикл: вязание трикотажного полотна, крашение, сушка, кроение и пошив изделий. Количество работников достигало 2000 человек.

Назрановский завод "Электроинструмент им. Г. Ахриева" запущен в 1962 г. Специализация завода - производство электросверлильных, заточных, штукатуро-затирочных машин, а также других товаров народного потребления, в целом 14 видов изделий. В производство выпускаемой продукции внедрялись современные автоматы и полуавтоматы, механизированные поточные линии и специальное технологическое оборудование. Продукция завода вывозилась в более чем 30 стран мира, в числе которых ГДР, Венгрия, Болгария, Польша, Вьетнам, Канада, Франция, Финляндия и Турция. Средняя численность работников достигала 1600 человек. Общий объем выпускаемой продукции в ценах 2000 года достигал свыше 380 млн. рублей.

Карабулакский завод "Химреагент" запущен в 1968 году. Специализация завода - производство порошков для бурения, разжижители и затвердители. Общий объем продукции составлял 1800 тонн в год.

Нестеровский консервный завод. Специализация завода - переработка продукции агропромышленного комплекса, розлив воды, производство плодоовощных и сахаросодержащих консервов. При численности персонала в 41 человек производственная мощность завода составляла 7,5 млн. условных банок в год.

Характеризуя в целом данный этап истории промышленности Ингушетии, можно сделать вывод, что основными императивами промышленной политики советского периода являлись масштабность предприятий, обеспеченность государственными заказами, увязка в технологической цепи с другими предприятиями. К сожалению, в условиях перехода на рыночные отношения все эти императивы оказались в достаточной степени уязвимыми. Так, мелкие организации оказались более мобильными и адекватными к изменениям рыночной среды, институт стабильного государственного заказа перестал существовать, а технологическая цепь была нарушена в связи с невыгодностью взаимодействия с предприятиями, находящимися в географической отдаленности.

2. Промышленность Ингушетии в постперестроечный период

Данный период стал самым тяжелым в истории промышленности Ингушетии. Глубокий политический и финансово-экономический кризис в стране, отсутствие четкой промышленной политики у федерального центра, непроработанность промежуточных институтов, обеспечивающих безболезненный переход на новые принципы ведения хозяйства, - все это привело к разрушению хозяйственных связей, потере накопленных десятилетиями квалифицированных кадров, хаотичному переходу государственного имущества в частные руки. Так, например, трикотажная фабрика в 1994 году была закрыта на реконструкцию. В декабре 1994 года на фабрике проведено акционирование. Работникам фабрики в зависимости от стажа работы распределено бесплатно 25% акций, 75% отошли Госкомимуществу Республики Ингушетия. В сентябре 1995 года группой частных лиц из 8 человек у Госкомимущества приобретено 58% акций, т.е. контрольный пакет. В 1994 году на реконструкцию фабрики выделены средства и начаты реконструкционные работы. Однако с 1996 года в связи с бюджетными трудностями в Российской Федерации выделение средств на реконструкцию прекращено. Весь коллектив уволен по сокращению штатов, принято решение об открытии в производственных цехах фабрики универсального крытого рынка.

Аналогичная ситуация произошла на заводе "Электроинструмент". После приватизации в 1996 году завод прекратил свою основную деятельность, а его штат был сокращен с 1530 до 35 человек. Открытое акционерное общество "Электроинструмент" Указом Президента Республики Ингушетия от 8 февраля 2000 года N 28 с 1 июля 2000 года ликвидировано.

3. Промышленность Ингушетии в период функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия"

В данный период осуществлялось основное инвестирование в экономику Республики Ингушетия по линии созданной в 1994 году зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" (далее - ЗЭБ), затем по линии Центра развития предпринимательства, что позволило запустить механизм привлечения инвестиций.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 280 "О неотложных мерах по государственной поддержке становления и социально-экономического развития Ингушской Республики", а также стабилизации политической и экономической ситуации, выполнения программы экономического и социального развития Ингушской Республики, становления рыночной инфраструктуры и создания благоприятных условий для притока и размещения отечественного и иностранного капитала на территории Ингушской Республики принято решение о создании зоны экономического благоприятствования "Ингушетия". Изначально было установлено, что зона экономического благоприятствования "Ингушетия" будет функционировать на территории Ингушской Республики в течение года: с 1 июля 1994 года до 1 июля 1995 года, но так как зона имела успех, она просуществовала 5 лет, с 1994 по 1999 годы. Также Совету Министров Ингушской Республики была предоставлена бюджетная ссуда в размере налогов и обязательных платежей, не имеющих целевого характера, уплачиваемых в федеральный бюджет вновь образуемыми и регистрируемыми предприятиями в период действия зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" в течение одного года с момента их регистрации.

В рамках деятельности ЗЭБ и Центра развития предпринимательства на территории республики возведены десятки различных промышленных объектов. На этих предприятиях были задействованы квалифицированные кадры и новейшее оборудование, но из-за низкого уровня менеджмента и отсутствия четкой стратегии дальнейшего развития большинство предприятий было вынуждено приостановить свою деятельность. К числу таких предприятий можно отнести:

закрытое акционерное общество "Теймах". Общество специализировалось на производстве спецодежды (военной, медицинской, школьной), с использованием современного, высокотехнологичного оборудования. Были задействованы квалифицированные кадры. Общая численность персонала составляла около 150 человек. На базе общества предполагалось формирование региональной сети с организацией 1500 рабочих мест;

домостроительный комбинат. Комбинат специализировался на производстве металлочерепицы, жилых и индустриальных домов из модульных конструкций. Численность персонала достигала 150 человек;

кондитерская фабрика "Россия". Фабрика специализировалась на производстве кондитерской продукции (карамельная линия, вафельная линия, чипсовая линия, хлебобулочные изделия);

Нестеровский кирпичный завод. Завод построен по новейшей технологии, оснащен современным оборудованием. Предприятие специализировалось на производстве кирпича;

табачная фабрика "Троя". Фабрика специализировалось на выпуске табачных изделий. Производственная мощность - 1 млн. штук в год;

закрытое акционерное общество "Нерудпром". Общество специализировалось на производстве щебенки, песка. Производственная мощность - 100 тысяч м(3) песчано-гравийной смеси в год. Численность персонала достигала 5 - 10 человек;

закрытое акционерное общество "Промжилбаза". Гостинично-производственный комплекс на 2000 мест. Предназначение - проживание, а также производство бетона, тротуарной плитки. Имелись в наличии: административное здание, столовые, жилые корпуса, котельные, очистные сооружения и т.д. Общество предоставляло в аренду жилье, ангары, административные здания. Численность персонала достигала 40 человек;

закрытое акционерное общество "Мебельная фабрика". Фабрика имела современное, импортное, высокотехнологичное оборудование. Предназначение: производство различных видов мебели (школьная, бытовая, офисная). При должном менеджменте имело хорошую перспективу для развития;

спиртзавод "Илли". Производственная мощность - 10 тонн спирта в сутки. Предприятие специализировалось на выпуске ликеро-водочной продукции. Качество спирта - экстра. В данное время не функционирует. Численность персонала достигала 110 человек;

типография "Полиграфкомбинат". Специализируется на оказании всех видов полиграфических услуг. Типография принимала заказы из разных регионов. Численность персонала достигала 100 человек.

Отсутствие института государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия, четкого взаимодействия между властью и бизнесом повлекло за собой прекращение деятельности предприятий, открытых по линии ЗЭБ, и потерю большого количества рабочих мест. Почти на всех предприятиях, которые сегодня более или менее функционируют, наблюдается одинаковая тенденция - если раньше численность персонала достигала около 100 человек, на сегодняшний день - примерно 10 человек.

2. Текущее состояние промышленности Республики Ингушетия

(в редакции Распоряжения Правительства РИ от 28.11.2014 N 1021-р)


В настоящее время большинство промышленных организаций республики относятся к государственному сектору экономики. Основной объем производства промышленной продукции обеспечивают организации следующих форм собственности: государственная - 75%; смешанная - 10,7%; частная - 14,3% (рис. 1).

Рис. 1. Распределение выпуска продукции по формам собственности, %*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


По сравнению с субъектами Северо-Кавказского федерального округа по индексу промышленного производства Республика Ингушетия занимала в 2009 году - 1 место, 2010 году - 6 место, 2011 году - 2 место, 2012 году - 6 место, в 2013 году - 3 место.

В 2009 году удельный вес:

добычи полезных ископаемых снизился до 2,6%;

обрабатывающих производств вырос в 2 раза и составил 0,2%;

производства и распределения электроэнергии, газа и воды вырос в 3,3 раза и составил 1,0%.

В 2012 году увеличился по сравнению с 2009 годом удельный вес:

добычи полезных ископаемых - в 2,1 раза и составил 5,5%;

обрабатывающих производств - на 0,1 п.п. и составил 0,3%;

производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 0,3 п.п. и составил 1,3%.

Рис. 2. Степень износа основных фондов промышленных предприятий, %*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Рис. 3. Отраслевая структура валового регионального продукта, %*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 2013 году валовой региональный продукт составил 41690,7 млн. руб., превысив уровень 2012 года в сопоставимых ценах на 28% (рис. 4).

Рис. 4. Динамика ВРП*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Рис. 5. Среднемесячная заработная плата ППП, рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 2013 году индекс промышленного производства составил 116,1% к уровню предыдущего года. Повышение показателя обусловлено увеличением индекса по всем основным видам деятельности. В частности, индекс добычи полезных ископаемых увеличился на 11,2% к соответствующему периоду предыдущего года, обрабатывающих производств - на 16,3%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 12,2%.

Рис. 6. Индексы производства по видам деятельности, в % к соответствующему периоду предыдущего года*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1. Добывающая промышленность

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»