Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2000 - 2004 ГОДЫ


 Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование


В 1999 - 2000 учебном году в Республике Адыгея функционировало:

6 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 5793 человека, в том числе 4 колледжа, реализующих программы подготовки повышенного уровня образования;

2 государственных высших учебных заведения (федеральное государственное учреждение Адыгейский государственный университет и федеральное государственное учреждение Майкопский государственный технологический институт) с контингентом студентов 16118 человек.

В городе Майкопе работает 5 филиалов государственных и негосударственных вузов из других регионов (Адыгейский филиал Московского открытого социального университета, Майкопский филиал Современного гуманитарного института, филиал Московского государственного социального университета, Адыгейский филиал Северо - Кавказской академии государственной службы, Адыгейский филиал Кубанской государственной медицинской академии), в которых обучается 2449 студентов.

В учреждениях среднего профессионального образования работает 560 преподавателей, в государственных вузах - более 800, из них 45 докторов наук и 245 кандидатов наук.

В 1999 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 3675 человек.

Показатель числа студентов высших учебных заведений в Республике Адыгея на 10 тысяч человек населения в 1999 году составил 408 человек.

Анализ показывает, что с 1996 года охват молодежи высшим профессиональным образованием расширяется за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 35 специальностям. За последние три года открыто 6 новых специальностей, из них 5 - инженерные.

В результате изменений в структуре приема студентов в последние пять лет растет число абитуриентов, желающих получить специальность юриста, экономиста. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер, связанный с диспропорцией в подготовке специалистов относительно потребностей в трудовых ресурсах.

В средних профессиональных образовательных учреждениях подготовка специалистов проводится по 18 специальностям.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях развития рыночных отношений и спада производства, высшая и средняя профессиональная школа во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности и уменьшению безработицы.

В Республике Адыгея сформирована нормативная база процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Все государственные образовательные учреждения имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, 10 процентов из них прошли процедуру аттестации и аккредитации.

Одним из важных направлений деятельности системы высшего профессионального образования является интеграция науки и педагогического процесса.

В федеральном государственном учреждении Адыгейском государственном университете и федеральном государственном учреждении Майкопском государственном технологическом институте открыто 8 диссертационных советов (6 кандидатских и 2 докторских).

Совершенствуются международные связи профессионального образования с Германией, Францией, США, Голландией.

Развивается нормативно - правовая база образования. 28 декабря 1999 года Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея "Об образовании".


2. Проблемы образования в Республике Адыгея


Развитие образования происходит в сложной экономической ситуации. В целом потребность в бюджетном финансировании образовательных учреждений обеспечивается менее чем на треть от необходимого уровня.

Ветшает материальная база школ, которая не в полной мере обеспечивает выполнение учебных программ. В Республике Адыгея 105 средних школ, где должны быть компьютерные классы. В настоящее время только 64 школы их имеют, но большинство компьютеров устаревшей модели. Не полностью выполняются программные лабораторные работы по химии и физике. Кабинеты химии обеспечены реактивами на 30 процентов. Не имеют учебных мастерских 27 школ. В 32 процентах школ Республики Адыгея нет соответствующих условий для проведения уроков физкультуры. А из 119 школ, имеющих спортзалы, раздевалки имеют только 83 школы, функционирующие душевые - 37 школ.

Обеспеченность мебелью школ в соответствии с росто - возрастными особенностями неудовлетворительная.

Не соответствует норме уровень освещенности классных помещений в большинстве школ.

Библиотечные фонды школ Республики Адыгея на 40 процентов укомплектованы учебниками с просроченным сроком использования.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей и подростков.

В 2 - 3 смены работают около 26,2 процента школ. 30 процентов зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта. В аварийном состоянии находятся 5 школ. Все виды благоустройства имеют 40 процентов зданий образовательных учреждений. Недостаточными темпами ведется строительство объектов образования.