СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"

РЕШЕНИЕ

от 6 октября 2006 года N 30/10-501

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР" НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа "Сыктывкар", и в соответствии с результатами публичных слушаний, проведенных 12.09.2006, Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" решил:

1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2010 года согласно приложению 1.

2. Утвердить Индикативный план социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2006 - 2008 годы согласно приложению 2.

3. Определить приоритетными направлениями социально-экономического развития МО городского округа "Сыктывкар" до 2010 года следующие:

реализация приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих развитие промышленных (обрабатывающих) производств, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, развитие транспортной инфраструктуры (включая дорожное строительство), инфраструктуры пригородов;

активизация жилищного строительства и создание условий для обеспечения граждан доступным жильем;

развитие малого бизнеса, в том числе инновационной направленности;

сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений;

повышение эффективности муниципального здравоохранения;

создание условий для самореализации молодежи, скорейшей интеграции молодых людей в социально-экономическую жизнь общества;

выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления;

внедрение информационно-коммуникационных технологий в производственные и управленческие процессы;

создание развитой системы территориального общественного самоуправления.

4. Поручить главе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" ежегодно (до 1 апреля) предоставлять Совету муниципального образования городского округа "Сыктывкар" отчет об исполнении Индикативного плана социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2006 - 2008 годы.

5. Считать утратившим силу решение Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 26 июля 2006 года N 29/07-477 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития МО городского округа "Сыктывкар" на период до 2010 года".

6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. главы МО ГО "Сыктывкар" -
председатель Совета
С.Н.ИВКИН






Приложение 1
к решению
Совета МО
городского округа "Сыктывкар"
от 6 октября 2006 года N 30/10-501

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР" НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

ПАСПОРТ

Наименование

Концепция социально-экономического развития

муниципального образования городского округа

"Сыктывкар" на период до 2010 года                

Основание для

разработки   

Постановление главы администрации МО городского

округа "Сыктывкар" от 16.03.2006 N 3/675 "О

разработке программы социально-экономического

развития МО городского округа "Сыктывкар" на

2006 - 2008 годы",

решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от

28.06.2006 N 28/06-461 "О прогнозировании и

муниципальных программах в муниципальном

образовании городского округа "Сыктывкар"         

Заказчик     

Совет МО городского округа "Сыктывкар"            

Муниципальный

заказчик     

Администрация МО городского округа "Сыктывкар"    

Основные

разработчики

Рабочая группа по разработке программы

социально-экономического развития МО городского

округа "Сыктывкар", утвержденная Постановлением

главы администрации МО городского округа

"Сыктывкар" от 16.03.2006 N 3/675                 

Основная цель

и задача     

Повышение уровня и качества жизни населения на

основе устойчивого развития экономики.

Создание основы для формирования стратегии

развития муниципального образования городского

округа "Сыктывкар"                                

Сроки

реализации   

2006 - 2010 годы                                  

Исполнители  

Отраслевые (функциональные), территориальные и

иные органы администрации МО городского округа

"Сыктывкар" и их подразделения, иные юридические

лица                                              

Механизм

реализации   

Участие в реализации федеральных и республиканских

программ;

принятие и организация выполнения планов, программ

комплексного социально-экономического развития

муниципального образования и муниципальных целевых

программ;

оценка ресурсного и инфраструктурного потенциала

города и разработка направлений повышения

эффективности его использования;

партнерство органов муниципальной власти со всеми

субъектами муниципального образования             


 Разделы Концепции

 Введение


Концепция социально-экономического развития МО городского округа "Сыктывкар" на период до 2010 года - система представлений о целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на территории МО городского округа "Сыктывкар".

Концепция социально-экономического развития МО городского округа "Сыктывкар" на период до 2010 года разработана в соответствии с общими принципами и подходами к формированию федеральных и республиканских программ и концепции социально-экономического развития; Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом МО городского округа "Сыктывкар", решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 28.06.2006 N 28/06-461 "О прогнозировании и муниципальных программах в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар".

Условие поступательного и сбалансированного развития муниципального образования - консолидация интересов и согласованные действия всех уровней и ветвей власти, бизнеса и местного сообщества. В связи с этим органы местного самоуправления рассматривают в качестве важнейшей задачи построение механизма стратегического партнерства жителей муниципального образования, органов власти, предприятий, организаций и общественных объединений в управлении муниципальным образованием.

Первым шагом к построению такого механизма должно стать согласованное формирование генерального замысла развития муниципального образования - Концепции социально-экономического развития МО городского округа "Сыктывкар" на период до 2010 года (далее по тексту - Концепция).


 1. Итоги социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар"

Главные позитивные итоги социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (2003 - 2005 годы):

устойчивая тенденция роста реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы и реального размера пенсии, отсутствие задолженности по заработной плате;

низкий уровень безработицы;

значительное развитие потребительского рынка товаров и услуг (рост торговых площадей, положительная динамика объемов розничного товарооборота, общественного питания, объема и качества оказанных платных услуг);

рост объемов инвестиций в основной капитал, направленных на развитие социального комплекса, в том числе на строительство объектов здравоохранения, физической культуры и коммунальной инфраструктуры, развитие жилищного строительства и приобретения жилья, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования;

реализация приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, развитие лесопромышленного комплекса, решение проблем в области охраны окружающей среды, развитие транспортной инфраструктуры; в области социальной политики;

развитие инновационных форм и методов обучения; налаженная система оказания адресной социальной помощи;

положительная динамика важнейших показателей экономического развития:

рост промышленного производства (стабильное увеличение производства клееной фанеры, нетканых материалов, линолеума; крупные и средние организации города с основным видом деятельности "обрабатывающее производство" получили прибыль и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет городского округа);

увеличение объемов производства лесозаготовительных организаций;

улучшение ситуации в сельскохозяйственной отрасли;

проведение последовательной бюджетной политики;

положительная тенденция роста числа малых предприятий и увеличения объемов и качества произведенных ими товаров и услуг.


Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар":

естественная убыль, сокращение продолжительности жизни (ухудшение здоровья населения) и старение населения;

низкий уровень трудовой активности и мобильности населения, несоответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребностям экономики, дефицит квалифицированных кадров, профессиональная диспропорция спроса и предложения на рынке труда;

низкий уровень жизни значительной части населения (высокий удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума);

низкая рентабельность производства продукции в ряде отраслей (производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды; сухопутный транспорт; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление жилищно-коммунальных услуг; сельское хозяйство);

высокий уровень износа основных фондов в отраслях экономики, особенно в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве;

низкая инвестиционная активность организаций, отраслевая дифференциация инвестиций, реальный объем инвестиций не позволяет осуществить полноценную модернизацию промышленности и, как следствие, низкое качество и конкурентоспособность продукции перерабатывающих организаций (пищевая промышленность);

низкая эффективность и результативность бюджетных расходов;

недостаточная обеспеченность жильем жителей города, в том числе наличие ветхого и аварийного жилищного фонда;

недостаточное развитие транспортной инфраструктуры;

недостаточный уровень информатизации экономики;

высокий уровень преступности, в том числе экономического характера.


 2. Основные исходные факторы и условия развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар"

 Фактор      

 Сильные стороны    

 Слабые стороны     

Геополитическое

положение        

Общественно -

политическая и

макроэкономическая

стабильность;

культурный и

координационный центр

коми национальности   

Невыгодное экономико -

географическое

положение; неразвитая

транспортная структура

(железнодорожная

станция Сыктывкар

тупиковая)             

Население,

занятость,

социальная сфера

Высокий

интеллектуальный и

культурный потенциал,

университетский центр,

развитая система

среднего (полного)

образования,

профессионального и

среднего специального

образования,

относительно высокий

потенциал медицинского

обслуживания, развитая

система социальной

поддержки             

Неблагоприятная

демографическая

ситуация, относительно

невысокий уровень

доходов, низкая

материально-техническая

база муниципальных

учреждений системы

здравоохранения,

образования,

социального

обслуживания, культуры

Экономика        

Развитая

производственная база;

опорный центр с

инновационной

экономикой; реализация

крупных инвестиционных

проектов, активизация

внутреннего спроса на

товары,

изготавливаемые за

счет инвестиционного

капитала, и

потребительские

товары; рост кредитной

активности банковского

сектора; положительная

динамика в развитии

малого

предпринимательства   

Недостаточная

инвестиционная

активность организаций,

слабое использование

инновационного

потенциала и

возможностей

совершенствования

технологической и

производственной базы;

слаборазвитый рынок

земли;

малоблагоприятный

предпринимательский

климат; незначительный

удельный вес малых

предприятий в отраслях

производственной сферы

Природная среда  

Центр переработки

природных ресурсов,

находящихся на

территориях,

близрасположенных

муниципальных

образований (лесные

ресурсы); значительный

рекреационный

потенциал             

Прогрессирующее

загрязнение среды

промышленными отходами;

неразвитая отрасль

мусоропереработки;

недостаточное освоение

рекреационной зоны     

Инфраструктура,

жилищная сфера   

Высокий ресурсный

(трудовой, финансовый)

и инфраструктурный

потенциал, развитая

система связи и

телекоммуникаций,

автотранспортного

обслуживания;

развивающаяся система

ипотечного

кредитования жилищного

строительства и

приобретения жилья    

Высокий уровень

изношенности основных

элементов

инфраструктуры,

коммуникаций; высокая

доля жилья низкого

стандарта и ветхого;

низкая обеспеченность

населения жилой

площадью; неразвитая

транспортная

инфраструктура         

Планировочная

среда,

пространственная

организация,

градостроительное

регулирование    

Активная реконструкция

города; значительные

земельные ресурсы в

государственной и

муниципальной

собственности,

разработан (требует

доработки) проект

правового зонирования

территории города     

Нерациональная

(бессистемная)

застройка центра

города; нерациональная

транспортно -

планировочная

структура; наличие

крупных предприятий в

черте города;

недостаточная

инфраструктура для

развития жилищного и

промышленного

строительства, как в

черте города, так и в

пригородных зонах      

Недвижимость     

Наличие

производственных

площадей, готовых для

размещения предприятий

и производств;

достаточный земельный

ресурс (как

недвижимости)         

Недостаток офисных

помещений и площадей

социальных объектов    


Главные факторы экономического роста:

развитие обрабатывающих производств;

активизация рынка земельных участков;

активизация жилищного строительства;

развитие инженерной инфраструктуры и транспортной системы;

развитие малого бизнеса, в т.ч. инновационной направленности;

рост платежеспособного спроса населения;

содействие формированию среднего класса общества.

Развитие обрабатывающих производств (в т.ч. лесопромышленного комплекса), ускоренное развитие жилищного строительства, транспортной системы позволят увеличить темпы общеэкономического роста, улучшить структуру отраслей экономики, создать значительное число новых рабочих мест, обеспечить существенный прирост налогооблагаемой базы, дать мощный дополнительный импульс для развития других отраслей экономики и социальной инфраструктуры.

Развитие малого бизнеса, в том числе индивидуального, должно стать главным регулятором занятости экономически активного населения, оказать положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»