Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2014 года N 4/1303

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МО ГО "СЫКТЫВКАР" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 24.01.2023 N 1/228, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Панораме столицы" - 28.01.2023).
____________________________________________________________________


Руководствуясь статьей 3 Закона Республики Коми от 25.12.2012 N 116-РЗ "О некоторых вопросах в области туризма на территории Республики Коми", решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 N 03/2011-61 "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года", администрация МО ГО "Сыктывкар" постановляет:

1. Утвердить концепцию развития туризма в МО ГО "Сыктывкар" на 2014 - 2020 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Постановление от 12.03.2014 N 3/795 "Об утверждении программы МО ГО "Сыктывкар" "Развитие туризма в МО ГО "Сыктывкар" на 2014 - 2020 годы" считать утратившим силу.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" Козлова В.В.



Глава администрации
И.ПОЗДЕЕВ






Приложение
к Постановлению
администрации МО ГО "Сыктывкар"
от 17 апреля 2014 года N 4/1303


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МО ГО "СЫКТЫВКАР" НА 2014 - 2020 ГОДЫ


Раздел I. ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В Г. СЫКТЫВКАРЕ


1.1. Основные тенденции развития мирового рынка туризма

Развитие городского туризма является одним из наиболее заметных трендов в глобальной туристической отрасли. Ключевые тенденции в городском туризме включают в себя несколько направлений:

1) Активное переформатирование городского пространства с целью повышения его удобства, информативности, привлекательности для разных групп туристов. Насыщение городского пространства разными смыслами, с обязательным акцентом на утилитарное удобство. Ключевыми параметрами этих пространств являются: использование новейших информационных и коммуникационных технологий; работа в режиме 24/7; оригинальный городской дизайн; пешеходная доступность. Наличие современной городской инфраструктуры (удобные дороги, продуманная система транспорта и т.п.) также является обязательным требованием успешного развития туризма в городах.

2) Активное развитие информационных технологий: акцент на предварительной подготовке туристов (они знакомятся с дистанцией еще до приезда и приезжают уже подготовленными).

3) Сокращение доли посредников на рынке, переключение на модель продаж через интернет от производителя турпродукта непосредственно конечному туристу. Также эта ситуация означает усиление конкуренции в каждом сегменте, т.к. "все начинают конкурировать со всеми" (Барселона с Эдинбургом, Эдинбург с Новгородом или Петербургом и т.п.).

4) Основная конкуренция осуществляется не внутри въездного туризма в целом, а в рамках того или иного сектора туризма (культурный, экологический, горный, "море и солнце" и т.п.). Всего эксперты выделяют более 60 секторов туризма в мире, каждый из них интересен и в каждом из них развертывается конкурентная борьба.

5) Рынок демонстрирует растущий спрос на экотуризм и этнотуризм, что открывает большие возможности для Республики Коми в целом и Сыктывкара в частности. Согласно разработанной Программе Развития туризма в Республике Коми на 2013 - 2020 гг., именно экотуризм и этнотуризм являются ключевыми направлениями развития туризма в регионе. Также нужно учитывать, что в целом туризм в регионе планируется развивать под брендом "Экореспублики".

6) Тренд индивидуализации туризма не является новым в масштабах мирового рынка, т.к. эксперты фиксируют его уже на протяжении как минимум десятилетия, однако учитывая отставание Сыктывкара как туристической дестинации, этот тренд можно назвать актуальным для города. Поездки все чаще планируются и бронируются индивидуально, в рамках индивидуальных, а не групповых туров, с минимальным использованием посредников. Для территории это означает необходимость организации возможности прямых продаж турпродукта, с прямым взаимодействием покупателя (туриста) и поставщика туруслуги.

1.2. Текущая ситуация: развитие туризма в Сыктывкаре

В России, в полном соответствии с мировыми тенденциями, реализуется целый ряд проектов, прямо или косвенно связанных с развитием городского туризма (комплексная реконструкция территории вокруг Кремля к 1150-летию Великого Новгорода, реконструкция набережной р. Великой в Пскове и др.). Объем посещений российских городов также растет, в том числе - количество посещений иностранными туристами.


Рисунок 1. Динамика посещения отдельных российских городов иностранными туристами*

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.   


Источник: данные мэрий.

Республика Коми учитывает эту тенденцию при стратегировании своего развития. Приоритеты по развитию туризма зафиксированы в ряде программных документов Республики Коми и г. Сыктывкар:

- Программа развития туризма в Республике Коми на 2013 - 2015 гг. (2012 г.);

- Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики" (до 2020 г.);

- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года (принята 08.07.2011 Советом МО ГО "Сыктывкар").

На сегодняшний день более 80% всего въездного потока в город представляют достаточно специфическую группу "деловых туристов"; тем не менее, именно деловые туристы представляют наибольший потенциал с точки зрения наращивания доходности въездной туриндустрии в Сыктывкаре. Если рассматривать географическую структуру турпотока, то она почти полностью представлена внешними по отношению к региону туристами (оценочно - примерно на 95%).

Анализ социально-экономических особенностей города позволяет сделать вывод о наличии предпосылок для развития туристических продуктов, ориентированных на внутреннего потребителя (т.е. население самого Сыктывкара или близлежащих районов и других городов Республики Коми), а также на деловых туристов.

Таблица 1. Характеристики основных целевых аудиторий для развития рынка туризма в Сыктывкаре

Целевая группа

Характеристика

Потребности применительно к туристическому рынку

Турпоток и его потенциал, чел. в год

Бизнес-туристы

"Командировочные" из московских и петербургских офисов компаний нефтегазового и лесопромышленного сектора. Большой поток, который на сегодняшний день проходит мимо туристического рынка в силу отсутствия предложения

Расслабиться после напряженных встреч в офисе/на производстве; пообщаться с коллегами или бизнес-партнерами в неформальной обстановке; привезти домой сувениры; узнать что-то необычное, что могло бы шокировать их; поучаствовать в необычном действе

50,000/50,000

"Средний класс" (жители Сыктывкара и Ухты)

Многочисленная обеспеченная аудитория с высокой платежеспособностью и привычкой к занятиям активными видами спорта (зимним и летним). Сейчас она реализует потребность в кратковременном отдыхе "выходного дня" за пределами Сыктывкара и даже Республики Коми, не находя в пределах своего города достойных вариантов времяпрепровождения

Провести выходные с семьей. Отдохнуть (сменить обстановку) с пользой для души и тела: не просто провести "выходные за городом", но позаниматься спортом, поплавать и т.п.

1,000/60,000


1.3. Проблемы, на решение которых направлена концепция

Несмотря на наличие значительного потенциала развития, в туристической отрасли Сыктывкара имеется целый ряд проблем, включающих в себя следующие:

1) Несмотря на значительный потенциал развития, экономический вклад въездного туризма в экономику Сыктывкара на данный момент пока является минимальным даже с учетом мультипликативного эффекта. Основные расходы туристов связаны с оплатой размещения <1>.

________________

<1> Средние расходы туриста в Сыктывкаре за двухдневную поездку можно оценить примерно в 8 000 рублей (т.е. 4 000 рублей в день), из которых три четверти расходуется на оплату размещения, а оставшиеся 25% - на питание. При этом значительная часть командированных останавливается не в гостиницах (официально зарегистрированных юридических лицах, платящих налоги), а в квартирах, сдающихся частными лицами и предлагающих тарифы примерно в 2 - 3 раза ниже гостиничных.



2) Практически полностью отсутствует собственно туристический поток в город (при этом объемы въезда в город достаточно высоки благодаря командировочным посетителям - гостям предприятий).

3) Туристическая отрасль города ориентирована исключительно на выездной туризм.

4) В настоящее время предприниматели, работающие в сфере туризма, не чувствуют единого направления движения и поддержки со стороны органов власти.

Абсолютное большинство обозначенных выше проблем является следствием существенных дефицитов, связанных с развитием туристической отрасли в Сыктывкаре.

5) В Сыктывкаре отсутствует развитый "городской" туристический продукт. За исключением традиционных экскурсий, предлагаемых (с вариациями) как школьникам, так и гостям предприятий города, в Сыктывкаре практически отсутствуют иные предложения, ориентированные на внешних туристов.

6) В городе не проводятся мероприятия, являющиеся ядром предложения (аналогичные Петербургскому международному экономическому форуму, Выставке дизайна в Милане и пр.); по количеству участников доминируют конгрессные мероприятия малого масштаба (< 250 участников). Все мероприятия, связанные с финно-угорской тематикой, были перенесены из Сыктывкара в Этнопарк (с. Ыб).

7) Имеют место существенные дефициты, связанные с "обслуживающими" туризм инфраструктурами; город не обладает значимыми ресурсами, которые могли бы представлять самостоятельную ценность для внешних российских или зарубежных туристов в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке:

а) Отмечается недостаточное разнообразие услуг <2> в гостиницах и иных средствах коллективного размещения при ценах, в среднем, превышающих цены по СЗФО <3>; кроме того, в пиковый для бизнес-активности сезон - осенью - наблюдаются сложности с расселением участников различных деловых мероприятий, конференций, встреч, организуемых в Сыктывкаре;

________________

<2> Качество предложения в ведущих гостиницах Сыктывкара соответствует заявленному уровню в 3 звезды и в целом не вызывает нареканий у посетителей. Однако при этом гости жалуются на недостаточное предложение дополнительных услуг и сервисов, предоставляемых в гостиницах.

<3> Самый дешевый номер в трехзвездочных гостиницах Сыктывкара, внесенных в международные системы бронирования, обойдется туристу минимум в 3500 руб. ("Югор"); средняя цена находится на уровне 4500 руб. Для сравнения: в Великом Новгороде на аналогичный период предлагается большой выбор отелей с ценой размещения 1500 - 2500 руб. за номер.


б) В городе наблюдается дефицит качественных спортивных объектов, работающих на горожан, что приводит к повышенной загрузке существующих спортивных объектов (прежде всего - плавательных бассейнов, лыжных трасс и катков во дворах) <4>;

________________

<4> При этом в период с 2000 по 2009 гг. общее число спортивных сооружений увеличилось более, чем в 2 раза, по уровню обеспеченности населения города спортивными сооружениями Сыктывкар входит в первую тройку среди городов - столиц регионов СЗФО.



в) В Сыктывкаре отсутствуют конгрессные площадки для принятия мероприятий международного класса (суммарное количество мест - 1445 на всех площадках, при этом предельная емкость самого крупного зала - 300 мест). При этом для региональных и общероссийских мероприятий существующая конгрессно-выставочная инфраструктура является достаточной.

8) Крайне слабо взаимодействие разных игроков рынка между собой (участники не ощущают общность интересов, пытаются самостоятельно развиваться каждый в своем сегменте, опираясь лишь на свои силы).

9) Отсутствует системная скоординированная политика со стороны органов региональной и муниципальной власти в отношении въездного туризма.



Раздел II. ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СРОКОВ И КОНТРОЛЬНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА


2.1. Цели и задачи развития туризма

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года, развитие туризма (наравне с целым рядом иных отраслей) может существенно способствовать диверсификации экономики города - как за счет роста оборотов уже существующих предприятий, так и за счет появления новых субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующей сфере.

В подобных условиях и с учетом обозначенных выше дефицитов и проблем основной целью концепции развития туризма в МО ГО "Сыктывкар" является обеспечение опережающей капитализации уже существующего въездного потока деловых туристов при параллельном разворачивании сектора туристических услуг, ориентированных на внутренний спрос. Кроме того, в долгосрочной перспективе, для успешной конкуренции на российском рынке городского туризма Сыктывкар должен, в первую очередь, заняться активным переформатированием городского пространства, в рамках выбранного одного или двух ключевых секторов, при этом система продаж туристического продукта должна быть ориентирована на прямое взаимодействие "турист - поставщик услуги".

Иными словами, целью Сыктывкара в области развития туризма является создание полноценного туристического кластера, реализованного в рамках единой концепции и локализованного на единой же территории.


Рисунок 2. Единое общественно-деловое пространство, предполагаемое к созданию в рамках целевого сценария*

________________

* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Задачи развития туризма включают в себя следующие основные позиции:

- Согласование целей, задач и сроков реализации всех проектов, прямо или косвенно связанных с развитием туризма, для обеспечения максимального синергетического эффекта;

- Обеспечение специализированного развития одной из территорий (пешеходная улица) в логике туристического кластера (точки сосредоточения максимального количества объектов, привлекательных для туристов, в том числе - магазинов, предприятий общественного питания, объектов городской среды);

- Частичное нивелирование сезонности спроса на туристические и смежные услуги (за счет внедрения круглогодичных форматов туристических услуг);

- Создание узнаваемого облика Сыктывкара за счет концентрации инвестиционных ресурсов в рамках одной территории (возможность преобразования и резкого повышения качества данной территории);

- Обеспечение вовлечения бизнес-сообщества (МСБ) и городского сообщества Сыктывкара в реализацию проектов развития туристической отрасли, в первую очередь - комплексных проектов развития городской среды.

Предлагаемые к реализации в рамках концепции проекты должны ликвидировать все существенные дефициты, препятствующие капитализации уже существующего туристического потока в Сыктывкаре, а также способствовать интенсификации развития туристической отрасли в городе, прежде всего - по направлениям делового, семейного и городского туризма.

Таблица 2. Ориентация проектов концепции на ликвидацию дефицитов туристической отрасли

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»