ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2016 года N 320


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 24 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 236


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:


внести изменения в государственную программу Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 236, изложив ее в новой редакции (прилагается).


Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
Д.В.КОЧЕРГИН






Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 24 апреля 2014 года N 236
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 15 июля 2016 года N 320)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (2014 - 2020 ГОДЫ)"

Ответственный исполнитель программы

Министерство культуры Забайкальского края.

Соисполнители программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Подпрограммы программы

"Обеспечение многообразия услуг организаций культуры";

"Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края";

"Возрождение исторических населенных мест Забайкалья";

обеспечивающая подпрограмма.

Цели программы

Повышение качества и уровня жизни населения на основе сбалансированного развития отрасли культуры Забайкальского края.

Задачи программы

Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, удовлетворения потребностей в развитии и реализации культурного и духовного потенциала жителей Забайкальского края;

создание условий для сохранения культурного наследия и этнокультурного развития народов в Забайкальском крае;

реставрация и восстановление историко-культурного наследия населенных мест Забайкалья и формирование механизма вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот, эффективное использование объектов культуры и объектов культурного наследия в развитии туристического потенциала;

создание организационных условий для реализации программы.

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2020 годы,

программа реализуется в 1 этап.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию государственной программы составляет 3116360,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 474092,6 тыс. руб.;
2015 год - 470948,4 тыс. руб.;
2016 год - 331945,8 тыс. руб.;
2017 год - 459593,5 тыс. руб.;
2018 год - 459593,5 тыс. руб.;
2019 год - 459593,5 тыс. руб.;
2020 год - 459593,5 тыс. руб.

Объем финансирования из средств федерального бюджета составляет 5980,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 869,2 тыс. руб.;
2015 год - 763,6 тыс. руб.;
2016 год - 778,1 тыс. руб.;
2017 год - 892,3 тыс. руб.;
2018 год - 892,3 тыс. руб.;
2019 год - 892,3 тыс. руб.;
2020 год - 892,3 тыс. руб.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь к 2020 году следующих показателей конечных результатов:

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры повысится до 90%;

соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы в Забайкальском крае составит 100%;

численность участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом увеличится на 7%;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, увеличится до 36%;

объемы фольклорных и этнографических фондов на электронных носителях составит 12%;

количество аттестованных специалистов учреждений культуры Забайкальского края с последующим их переводом на эффективный контракт увеличится до 451 человека;

количество представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда увеличится на 27%;

посещаемость музейных учреждений Забайкальского края составит 0,47 посещения на одного жителя в год;

количество музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве музеев Забайкальского края составит 85%;

объем передвижного фонда государственных музеев Забайкальского края для экспонирования в муниципальных образованиях Забайкальского края составит 600 единиц;

количество библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России составит 100%;

количество публичных общедоступных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве библиотек Забайкальского края составит 83,9%;

количество посещений театрально-концертных мероприятий увеличится на 4,2%;

количество театров, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве театров Забайкальского края составит 100%;

численность выпускников образовательных организаций в сфере культуры очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности составит 55%;

количество детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей в сфере культуры, в общей численности детей и молодежи 7 - 16 лет увеличится на 10%;

количество аттестованных преподавателей образовательных организаций сферы культуры Забайкальского края с последующим их переводом на эффективный контракт составит 115 человек в год;

доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей составит 8%;

количество объектов культурного наследия, информация о которых подготовлена для внесения в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия федерального и регионального значения Забайкальского края увеличится на 52%.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Забайкальский край обладает значительным культурным потенциалом, который до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы прошлого столетия.

На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей. Отрасль культуры Забайкальского края включает в себя сферы библиотечного, музейного и клубного дела, театральную и музыкальную, изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей края на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства края.

В настоящее время инфраструктуру сферы культуры края составляют организации различной подчиненности: библиотеки, музеи, кинотеатры и киновидеоустановки, театрально-концертные учреждения, учреждения культурно-досугового типа, образовательные организации в сфере культуры.

Существенное влияние на развитие культуры Забайкальского края оказывают территориальные диспропорции, которые проявляются прежде всего в обеспеченности культурной инфраструктурой и доступности культурных благ для населения края.

Первоочередной проблемой отрасли культуры Забайкалья является неудовлетворительное состояние зданий и материально-технической оснащенности организаций культуры. Большая часть учреждений культуры края расположена в неприспособленных помещениях, технические условия которых не отвечают установленным требованиям. Многие учреждения в районах края требуют капитального ремонта и укрепления материально-технической базы (остро необходимы театральные кресла, одежда сцены, звуковое и световое оборудование, сценические костюмы и др.). Хотя в последние годы благодаря поступлениям из бюджетов разных уровней удалось несколько снизить остроту проблемы, все же около 70% музыкальных инструментов в детских школах искусств, ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств" и ГПОУ "Забайкальское краевое училище культуры" достигли крайней степени износа.

Забайкальский край обладает богатейшим историко-культурным наследием. На его территории располагаются 5980 объектов культурного наследия, из них археологии - 3049 (в том числе федерального значения - 3), архитектуры и градостроительства - 2087 (в том числе федерального значения - 22), истории - 844 (в том числе федерального значения - 14).

На сегодняшний день остро стоит проблема реконструкции, реставрации, капитального ремонта памятников культуры, так как большинство из них находится в аварийном состоянии. Причиной этого является как недостаточное бюджетное финансирование, так и нерешенность вопроса о разграничении собственности на памятники архитектуры и градостроительства. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия очевидна необходимость применения программного метода, поскольку сохранение, поддержка и развитие уникального культурного достояния Забайкальского края имеет не только региональное, но и общегосударственное значение.

Музейная сеть Забайкальского края представлена 27 музеями, из них 4 государственных и 23 муниципальных. В 2015 году фонды музеев Забайкальского края увеличились на 16436 ед. хранения (на 3,8%). Общее число музейных предметов в музеях Забайкальского края составило 445116 ед. хранения, из них 280783 ед. хранения - основной фонд, 164333 ед. хранения - научно-вспомогательный.

Одним из стратегически значимых видов музейной деятельности является выставочная деятельность. Число выставок, открытых государственными и муниципальными музеями, в 2015 году осталось на уровне 2014 года и составило 660 выставок.

Негативным фактором развития музейного дела в крае является дефицит фондовых и экспозиционных площадей. Нередко имеющиеся в распоряжении музеев площади не соответствуют установленным нормам хранения музейных предметов. Из 31 здания, занимаемого музеями, 9 требуют капитального ремонта и реставрации (29% от общего числа зданий).

Потребность в дополнительных фондовых площадях составляет более 2000 кв.м, в экспозиционно-выставочных - более 6000 кв.м.

В ряде музеев не обеспечены необходимые условия безопасности и сохранности музейных предметов. В крае нет собственной базы для реставрации музейных предметов, поэтому реставрация не проводится. По состоянию на 1 января 2016 года число предметов, требующих реставрации, составило 6448 ед. Реставрация предметов в других регионах Российской Федерации требует значительных финансовых средств.

Продолжает оставаться низким уровень информатизации музеев. По состоянию на 1 января 2016 года число персональных компьютеров в музеях Забайкальского края составило 116 ед., т.е. 4 ед. на один музей (по Сибирскому федеральному округу - 6 ед.). Большинство музеев не имеет оборудования для создания цифровых копий музейных предметов.

Библиотеки Забайкальского края работают как информационные центры, в которых реализуются для населения проекты по поддержке чтения, формированию информационной культуры, краеведению, патриотическому и правовому воспитанию.

Библиотечные услуги населению края предоставляют 4 государственные и 614 муниципальных библиотек, состоящих в структуре 100 государственных и муниципальных учреждений культуры, пользователями которых являются 413,1 тыс. человек, или 38% населения.

Важнейшей целью развития библиотек является модернизация библиотечной сферы - повышение эффективности работы библиотек Забайкальского края, расширение их информационного потенциала, дальнейшее развитие информационных и сервисных услуг.

Основными проблемами модернизации библиотечного дела края являются недостаточное комплектование фонда документов, медленные темпы информатизации.

Государственная политика по обеспечению сохранности, пополнения и использования фондов и созданию условий для улучшения доступа населения Забайкальского края к информации и знаниям предполагает реализацию мероприятий по развитию библиотечно-информационной структуры; комплектованию библиотечных фондов; внедрению электронных информационных ресурсов, автоматизации библиотечных процессов; обеспечению благоприятных условий для свободного доступа к информации различных категорий пользователей; внедрению корпоративных электронных технологий, созданию Сводного каталога библиотек Забайкальского края и др.

В эпоху стремительного развития аудиовизуальных коммуникаций особую роль играет кинообслуживание населения. В настоящее время сложилась система проката и показа фильмов, адаптированная к современным условиям. Об этом свидетельствует рост количества отечественных фильмов на киноэкранах, повышение посещаемости кинотеатров зрителями. Кинообслуживание населения Забайкальского края осуществляют: ГУК "Читинская государственная кинокомпания" (6 кинотеатров в муниципальных районах края, детский двухзальный кинотеатр "Бригантина" в г. Чите), кинотеатр "Удокан", частные кинотеатры "Центавр", "Комета". В 2015 году всеми кинотеатрами края обслужено более 519,0 тыс. зрителей, валовой сбор составил 90,0 млн. рублей.

В то же время обеспечение населения киноуслугами в регионе остается неравномерным, практически полностью отсутствует современный кинопоказ в небольших городах и муниципальных районах края. Основными проблемами сельской киносети является неудовлетворительное техническое состояние организаций, осуществляющих кинопоказ, и недостаток премьерных фильмов в репертуарной афише кинотеатров.

Основными задачами государственной политики в сфере кинообслуживания Забайкальского края являются формирование и сохранение фильмофонда государственной кинокомпании и организация проката фильмов; оснащение оборудованием, техническая поддержка учреждений культуры и кинематографии, внедрение новых технологий кинопоказа; разработка взвешенной репертуарной политики; проведение киномероприятий, киноакций.

В последние годы наметилась позитивная динамика развития профессионального искусства, связанная с ростом зрительского интереса, обновлением репертуарного предложения, появлением новых творческих объединений экспериментального характера.

Профессиональное искусство в Забайкальском крае представлено 6 театрами (из них 2 - муниципальных), 1 государственной филармонией, 1 государственным ансамблем песни и танца.

Ежегодно концертно-театральными учреждениями Забайкальского края осуществляется более 40 новых постановок, из них более 10 постановок капитально возобновляются. Репертуарная политика направлена на воплощение классических и современных произведений. Театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Так, средняя цена посещения спектаклей ГАУК "Забайкальский краевой драматический театр" в 2015 году составила 160 - 200 рублей. В ГУК "Забайкальский государственный театр кукол "Тридевятое царство" стоимость билетов на спектакли составляет 80 - 200 рублей. Во всех театрах края установлены квоты на бесплатное посещение спектаклей многодетными семьями, ветеранами, инвалидами, воспитанниками детских домов.

К основным проблемам развития профессионального искусства относятся низкая кадровая обеспеченность театрально-зрелищных учреждений, дефицит специалистов творческих и технических цехов, отсутствие системы заказов и приобретения произведений драматургии, музыкального искусства.

Большая часть населения края не имеет доступа к качественным услугам профессиональных коллективов в связи с отдаленностью населенных пунктов от краевого центра. Гастроли ведущих музыкальных и театральных исполнителей страны требуют значительных затрат на проезд артистов, провоз реквизита и декораций.

Для решения этой проблемы необходима дополнительная государственная поддержка финансирования гастрольных и постановочных проектов. Государственная политика в области развития профессионального искусства предусматривает формирование новых форм и видов предоставления культурных услуг, в том числе платных, повышение их уровня и качества; создание репертуара, отвечающего запросам современного зрителя; внедрение современной маркетинговой политики; внедрение эффективных рекламных проектов; проведение гастролей в крае, регионах, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство; повышение эффективности эксплуатации театральных площадок; подготовку кадров технических цехов для работы на новом оборудовании; оснащение современным сценическим, светозвуковым оборудованием и др. На современном этапе основной задачей государственной политики должно стать формирование общественной потребности в различных, в том числе инновационных, формах искусства. Необходимо создать систему экономических мотиваций для приобщения публики к "высоким" формам, сформировать конкурентные условия для продвижения исполнительского искусства, поддерживая искусство в его взаимоотношениях с обществом. Выработка таких механизмов позволит решать стоящие перед отраслью задачи на принципиально новом уровне, сочетающем государственный протекционизм и рыночные принципы, что наиболее полно отвечает потребностям развития искусства в настоящих условиях.

В решении большинства задач, стоящих перед отраслью, ключевую роль играют человеческие ресурсы, профессионально подготовленные кадры. В Забайкальском крае сформирована традиционная для России трехуровневая система образования в сфере культуры. Функционируют 65 учреждений дополнительного образования детей (детские школы искусств, детские музыкальные, художественные школы), Лицей для работы с творчески одаренными детьми (структурное подразделение ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств"), две организации среднего профессионального образования (ГПОУ "Забайкальское краевое училище культуры", ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств"). Ведется подготовка кадров высшей квалификации по специальностям культуры в ЗабГУ, действует система повышения квалификации специалистов. Несмотря на это, кадровый дефицит остается серьезной проблемой отрасли. При наборе в учебные заведения среднего профессионального образования в сфере культуры на отдельные специальности отсутствует конкурс среди поступающих. Кроме того, продолжается отток наиболее талантливых выпускников в другие субъекты Российской Федерации.

Обеспеченность квалифицированными специалистами составляет 49%. При этом высшее образование в сфере культуры и искусства имеют только 32,7% специалистов государственных учреждений и 22% специалистов муниципальных учреждений культуры. Продолжается процесс "старения" кадров: 24% специалистов - пенсионного возраста, 21% специалистов - до 30 лет. Не снижается дефицит молодых управленческих и творческих кадров. Причиной сложившейся ситуации служит невысокая общественная значимость и статус самой профессии в отрасли культуры, отсутствие реальных социальных гарантий для работников культуры.

Вместе с тем с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Забайкальского края, в интересах обеспечения эффективного функционирования учреждений и организаций отрасли, внедрения современных средств и технологий во все процессы деятельности сферы культуры предъявляются новые требования к профессиональной компетентности специалистов сферы культуры. Задачей государственной политики в сфере культуры является поддержка творчески одаренных учащихся, оказание финансовой помощи их участия в престижных конкурсах, фестивалях и выставках.

Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью проблем.

Раздел 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


В соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года), Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Забайкальского края", утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2013 года N 76-р (далее - План мероприятий ("дорожная карта"), Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586, в среднесрочной перспективе политика Забайкальского края в области культуры будет направлена на:

развитие единого культурного и информационного пространства края;

развитие и эффективное использование культурного наследия народов, проживающих на территории Забайкальского края;

сохранение историко-культурного наследия Забайкальского края;

развитие кадрового потенциала отрасли;

активизацию культурного потенциала Забайкальского края и сглаживание территориальных диспропорций;

совершенствование системы регионального управления сферой культуры.

Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586 (далее - Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года), определены приоритетные направления в сфере культуры:

сохранение и популяризация культурного наследия;

создание условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры;

ремонт, реконструкция зданий учреждений культуры;

увеличение темпов информатизации в сфере культуры.

Раздел 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Целью государственной программы Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае (2014 - 2020 годы)" (далее - государственная программа) является повышение качества и уровня жизни населения на основе сбалансированного развития отрасли культуры Забайкальского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»