ПРИКАЗ
от 1 июня 2016 года N 315
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 21 июня 2016 года N 032016229
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 приказа Министерства образования и науки России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 11.11.2014 N 1555 "Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр социальной
защиты населения
Республики Бурятия
Т.А.БЫКОВА
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью) (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель Программы - обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в приемные родители для формирования социально-психологической готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).
Основные задачи Программы:
- ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;
- помочь кандидатам в приемные родители разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);
- помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;
- повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
Ожидаемые результаты:
осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;
сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приемные родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные теоретические знания на практике;
понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.
Программа осваивается по очной или очно-заочной форме обучения, при очно-заочной форме допускается освоение Программы с использованием дистанционных методов подготовки.
Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академического часа (из них 71,6% академических часов практических занятий (тренингов), включая итоговую аттестацию (собеседование)).
N | Название раздела | Количество академических часов | |||
всего часов | из них | ||||
лекции | практические групповые занятия (тренинги) | практические индивидуальные занятия (тренинги) | |||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, в т.ч.: | 6 | 0,5 | 1,5 | 4 |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 4 | 1 | 2,5 | 0,5 |
3 | Этапы развития ребенка | 2,5 | 1 | 1,5 | По запросу |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 1 | 3 | По запросу |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 3,5 | 1 | 2,5 | |
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 4,5 | 1 | 3,5 | По запросу |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 3,5 | 1 | 1,5 | 1 |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 1,5 | 1 | - | 0,5 |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 2 | 1 | - | 1 |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 4,5 | 1 | 2,5 | 1 |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 1 | 1 | ||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 1 | 1 | ||
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 1,5 | - | 1 | 0,5 |
Итоговая аттестация | 1 | - | - | 1 | |
Итого | 40,5 | 11,5 | 19,5 | 9,5 |
Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка;
- понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;
- роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;