МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРИКАЗ

от 1 июня 2016 года N 315

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 21 июня 2016 года N 032016229


В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 приказа Министерства образования и науки России от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 11.11.2014 N 1555 "Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр социальной
защиты населения
Республики Бурятия
Т.А.БЫКОВА



Приложение
к Приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от 1 июня 2016 года N 315

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью) (далее соответственно - программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

Цель Программы - обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в приемные родители для формирования социально-психологической готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).

Основные задачи Программы:

- ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;

- помочь кандидатам в приемные родители разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);

- помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;

- повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.

Ожидаемые результаты:

осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;

сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;

повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;

грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приемные родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;

развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные теоретические знания на практике;

понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.

Программа осваивается по очной или очно-заочной форме обучения, при очно-заочной форме допускается освоение Программы с использованием дистанционных методов подготовки.

Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академического часа (из них 71,6% академических часов практических занятий (тренингов), включая итоговую аттестацию (собеседование)).

Глава II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N

Название раздела

Количество академических часов

всего часов

из них

лекции

практические групповые занятия (тренинги)

практические индивидуальные занятия (тренинги)

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, в т.ч.:
- индивидуальное собеседование (структурированное интервью);
- диагностика личностных качеств и определение потенциала семьи

6

0,5

1,5

4

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

4

1

2,5

0,5

3

Этапы развития ребенка

2,5

1

1,5

По запросу

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

1

3

По запросу

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

3,5

1

2,5

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4,5

1

3,5

По запросу

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

3,5

1

1,5

1

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

1,5

1

-

0,5

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

-

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

4,5

1

2,5

1

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

1

1

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

1

1

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

1,5

-

1

0,5

Итоговая аттестация

1

-

-

1

Итого

40,5

11,5

19,5

9,5

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ


Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий:

- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:

- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:

- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

- диспропорции развития ребенка;

- понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий изучение следующих тем:

- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;

- роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»