ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС, от 17.09.2008 N 45/40-ЗС, от 22.11.2008 N 3/63-ЗС, от 15.04.2009 N 9/22-ЗС, от 26.06.2009 N 13/70-ЗС, от 16.12.2009 N 17/22-ЗС, от 21.04.2010 N 20/14-ЗС, от 26.05.2010 N 21/19-ЗС, от 22.09.2010 N 24/17-ЗС, от 15.12.2010 N 28/7-ЗС)

В соответствии со статьей 26 Устава Иркутской области Законодательное собрание постановляет:

утвердить областную государственную целевую программу "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (прилагается).

И.о. председателя
Законодательного собрания
Л.М.БЕРЛИНА


Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 22 сентября 2005 года
N 12/45-ЗС

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в редакции постановлений ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС, от 17.09.2008 N 45/40-ЗС, от 22.11.2008 N 3/63-ЗС, от 15.04.2009 N 9/22-ЗС, от 26.06.2009 N 13/70-ЗС, от 16.12.2009 N 17/22-ЗС, от 21.04.2010 N 20/14-ЗС, от 26.05.2010 N 21/19-ЗС, от 22.09.2010 N 24/17-ЗС, от 15.12.2010 N 28/7-ЗС)

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ

┌═════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование     │"Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 -│
│программы        │2010 годы                                              │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Наименование,    │Распоряжение   Губернатора   Иркутской    области    от│
│дата и номер     │21.04.2005    N 151-р    "О    разработке     областной│
│правового акта   │государственной целевой  программы  "Защита  окружающей│
│о разработке     │среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы"        │
│программы        │                                                       │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный  │Администрация Иркутской области                        │
│заказчик         │                                                       │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ответственный    │Министерство природных ресурсов  и  экологии  Иркутской│
│исполнитель      │области                                                │
│программы        │                                                       │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/63-ЗС)      │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные         │Департамент охраны окружающей среды и  недропользования│
│разработчики     │Иркутской области во взаимодействии с органами местного│
│программы        │самоуправления и организациями-природопользователями   │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 24.10.2007 N 35/21-ЗС)     │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основная цель    │Обеспечение реализации  первоочередных  мер  по  охране│
│программы        │окружающей среды и  сохранению  здоровья  населения  на│
│                 │территории Иркутской области  как  необходимых  условий│
│                 │повышения качества жизни населения Иркутской области   │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные задачи  │Снижение влияния промышленных выбросов вредных  веществ│
│программы        │на состояние воздушного бассейна, водных объектов, почв│
│                 │и регулирование обращения  с  отходами  производства  и│
│                 │потребления.  Улучшение  экологической  обстановки   на│
│                 │побережье озера Байкал, сохранение  биоразнообразия  на│
│                 │особо      охраняемых      природных       территориях.│
│                 │Совершенствование системы мониторинга,  прогнозирования│
│                 │и информационного обеспечения  органов  государственной│
│                 │власти,  органов  местного  самоуправления,   населения│
│                 │информацией об  экологической  обстановке  в  Иркутской│
│                 │области.  Повышение  уровня   экологической   культуры,│
│                 │образования  и  знаний  в  области  охраны   окружающей│
│                 │природной среды населения Иркутской области            │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы    │Программа разработана на 2006 - 2010 годы (один этап)  │
│реализации       │                                                       │
│программы        │                                                       │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень         │Мероприятия  по  охране  озера  Байкал  и   Байкальской│
│основных         │природной территории.                                  │
│мероприятий      │Мероприятия по охране водных объектов.  Мероприятия  по│
│                 │охране атмосферного воздуха.                           │
│                 │Мероприятия в сфере обращения с отходами производства и│
│                 │потребления.                                           │
│                 │Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию.│
│                 │Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности   │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители      │Министерство природных ресурсов  и  экологии  Иркутской│
│основных         │области,    министерство    строительства,    дорожного│
│мероприятий      │хозяйства  Иркутской  области   во   взаимодействии   с│
│                 │органами        местного        самоуправления        и│
│                 │организациями-природопользователями                    │
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/63-ЗС)      │
├═════════════════┼═════┬═══════════┬═════════════════════════════════════┤
│Объемы и         │Годы │Общая сумма│            В том числе:             │
│источники        │     │  затрат,  ├══════════┬══════════════════════════┤
│финансирования   │     │ млн. руб. │Областной │Предполагаемые собственные│
│                 │     │           │ бюджет,  │  средства организаций -  │
│                 │     │           │млн. руб. │  природопользователей,   │
│                 │     │           │          │        млн. руб.         │
│                 ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│                 │2006 │   1874,800│    80,000│                  1794,800│
│                 ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│                 │2007 │   1569,787│    36,387│                  1533,400│
│                 ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│                 │2008 │   1237,364│   168,864│                  1068,500│
│                 ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│                 │2009 │   1026,945│    76,845│                   950,100│
│                 ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│                 │2010 │   1016,323│    72,723│                   943,600│
│                 ├═════┼═══════════┼══════════┼══════════════════════════┤
│                 │Итого│   6725,219│   434,819│                  6290,400│
│(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 15.12.2010 N 28/7-ЗС)      │
├═════════════════┼═════┴═══════════┴══════════┴══════════════════════════┤
│Ожидаемые        │Стабилизация  экологической  обстановки  на  территории│
│конечные         │области   за    счет    выполнения    мероприятий    по│
│результаты       │предотвращению  загрязнения  окружающей  среды,  в  том│
│реализации       │числе:                                                 │
│программы        │- снижение выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный│
│                 │воздух на 8,6 тыс. тонн;                               │
│                 │-  снижение  сбросов  загрязняющих  веществ  в   водные│
│                 │объекты на 11,2 тыс. тонн;                             │
│                 │- сокращение объема потребления свежей воды на 3,6 млн.│
│                 │куб.м/год;                                             │
│                 │- снижение объемов сбросов загрязненных сточных вод  на│
│                 │38,5 млн. куб.м/год;                                   │
│                 │- вовлечение отходов (золошлаки,  лигнин,  автошины)  в│
│                 │хозяйственный оборот в объеме 565 тыс. тонн/год.       │
│                 │Улучшение качества жизни и здоровья людей              │
├═════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Система          │Контроль за  ходом  реализации  программы  осуществляют│
│организации и    │государственные органы  Иркутской  области  в  пределах│
│контроля за      │полномочий и в установленном порядке                   │
│исполнением      │                                                       │
│программы        │                                                       │
│(в ред. постановлений  ЗС  Иркутской области  от  24.10.2007  N 35/21-ЗС,│
│от 15.04.2009 N 9/22-ЗС)                                                 │
└═════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════════…

ВВЕДЕНИЕ

Областная государственная целевая программа "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006 - 2010 годы (далее - программа) разработана для продолжения решения приоритетных экологических проблем, реализуемых ранее программой "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2004 - 2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания области от 26.11.2003 N 32/18-ЗС.

Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета и предполагаемых собственных средств организаций-природопользователей. Планируемые объемы затрат на реализацию природоохранных мероприятий, осуществляемых организациями-природопользователями, ежегодно согласовываются.

Доходная часть областного бюджета обеспечена за счет поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прогнозное поступление платы в областной бюджет составит от 130 до 150 млн. рублей ежегодно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.

Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.

По данным государственной статистической отчетности, в 2004 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2003 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) - организованных.

Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, Усолье-Сибирское, Черемхово.

В 2004 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2003 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.

По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), Усолье-Сибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, Усть-Илимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский). В водоемы области вместе со сточными водами за 2004 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2003 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2003 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2003 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2003 - 0,9), 91 кг ртути (2003 - 108 кг) и ряд других веществ.

В целях разработки механизмов компенсации высоких экологических издержек проведена инвентаризация объектов с накопленным экологическим ущербом на территории Иркутской области, находящихся в собственности муниципальных образований.

По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников. Только на первоочередные затраты, направленные на реконструкцию, капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации, потребуется примерно 1 миллиард рублей.

На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации, объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. Ориентировочно только на проектирование полигонов необходимы инвестиции в размере примерно 100 млн. рублей.

Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.

Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.

По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО "Усольехимпром" и ОАО "Саянскхимпласт", которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.

В целях обеспечения радиационной безопасности территории Иркутской области и в рамках полномочий субъекта Российской Федерации предусмотрены мероприятия, направленные на организацию учета и контроля радиационных веществ и отходов и ведение радиационно-гигиенического паспорта на территории области.

Наряду с этим существует проблема, связанная с последствиями ядерных испытаний, проводимых на полигонах бывшего Советского Союза. Так, в зону радиоактивных выпадений вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 годы попали жители примерно 100 населенных пунктов Иркутской области. По экспертной оценке Минобороны, Минатома России, НПО "Тайфун", Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН и других, население данных пунктов получило дозу внешнего облучения более 5 сантиЗиверт (сЗв), что сказывается на состоянии здоровья и в настоящее время, а также позволяет в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" получить из федерального бюджета целевые средства на реализацию мер социальной и медицинской поддержки жителей, испытавших радиационное воздействие вследствие ядерных испытаний. С этой целью необходимо уточнить, собрать и оформить для представления на федеральный уровень доказательный материал о накопленных дозах облучения, уровнях потери здоровья.

Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:

- экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;

- неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;

- критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;

- отсутствие системы вторичной переработки отходов.

Анализ поступивших материалов требует принятия конкретных и срочных действий администрации области и муниципальных образований по разработке программы на среднесрочный период (2006 - 2010 гг.), носящей межмуниципальный характер.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является обеспечение реализации первоочередных мер по охране окружающей природной среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области как необходимых условий повышения качества жизни населения.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

- снижение влияния промышленных выбросов, сбросов загрязняющих вредных веществ на состояние воздушного бассейна, водных объектов и почв;

- совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и информационного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения Иркутской области;

- повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей природной среды;

- обеспечение радиационной безопасности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»