ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 октября 2015 года N 525-р

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
Н.М.ЕКЕЕВА






Утвержден
Распоряжением
Правительства Республики Алтай
от 15 октября 2015 года N 525-р

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ


Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - прогноз) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год, сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, с учетом Основных направлений бюджетной политики Республики Алтай на 2016 - 2018 годы, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 31 июля 2015 года N 234, Основных направлений налоговой политики Республики Алтай на 2016 - 2018 годы, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 12 августа 2015 года N 240, приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Разработка прогноза осуществлялась с учетом предварительных итогов социально - экономического развития Республики Алтай за 2014 год, а также итогов за январь - июль 2015 года.

При составлении прогноза принимались во внимание государственные программы Республики Алтай.

В связи с нестабильностью экономической ситуации прогноз будет корректироваться по мере необходимости.

I. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Алтай за 2014 год, текущая ситуация


Социально-экономическое развитие Республики Алтай в отчетном году происходило в условиях менее благоприятной экономической конъюнктуры по сравнению с 2013 годом и характеризовалось формированием ряда негативных тенденций, обусловленных как ухудшением внешних факторов воздействия на экономику региона, так и случившимися природными катаклизмами:

снижением объемов производства в сельском хозяйстве;

усилением темпов инфляции (особенно на продовольственные товары);

ухудшением ситуации на рынке труда.

В то же время увеличились инвестиции в основной капитал, выросли объемы строительных работ, ввода жилья, розничного товарооборота, платных услуг населению, улучшились показатели уровня жизни населения: выросла заработная плата, денежные доходы.

При сопоставлении экономической ситуации в республике с ситуацией по стране в целом и по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО), и в прошедшем и в текущем году основные тенденции развития совпадают, при этом по 2014 году темпы роста таких показателей как индекс промышленного производства, розничный товарооборот, объем платных услуг населению, реальная заработная плата по республике сложились выше, чем по России и СФО.

А по инвестициям в основной капитал, строительству, реальным денежным доходам населения получен прирост к 2013 году, в то время как в целом по России и по СФО аналогичные показатели снизились.

Индекс промышленного производства в 2014 году составил 105,6% к уровню предыдущего года, в том числе по видам экономической деятельности:

добыча полезных ископаемых - 88,6%;

обрабатывающие производства - 101,6%;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 118,2%.

Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составила 9271 млн рублей или 98,3% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах (из-за стихийных бедствий снизились объемы производства продукции растениеводства).

Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил 7517,3 млн рублей или 112,3% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах. Увеличение объемов строительства связано с проведением аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших от паводка в мае - июне 2014 года.

В 2014 году введено жилья общей площадью 100,4 тыс. кв. м, что на 12% больше, чем в 2013 году, в том числе индивидуальное жилищное строительство - 69,5 тыс. кв. м (114,9% к 2013 году, 69,2% от общей площади введенного жилья).

В отчетном году предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы направлено 13790,3 млн рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке больше по сравнению с предыдущим годом на 17,2%. Объем частных инвестиций составил 9605,1 млн рублей или 70% в общем объеме инвестиций.

На конец 2014 года инфляция на потребительском рынке республики составила 10,1%, что на 3,7 процентных пункта выше, чем год назад (6,4%), однако ниже уровня, сложившегося в целом по России (11,4%). Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 115,1% (по России - 115,4%), непродовольственные товары - 107,1% (по России - 108,1%), платные услуги - 106,6% (по России - 110,5%).

На фоне инфляционных ожиданий населения, роста денежных доходов на высоком уровне сохранялись темпы расширения потребительского спроса: оборот розничной торговли по итогам года составил 20730,2 млн рублей, что с учетом инфляции на 7,8% выше уровня предыдущего года, объем платных услуг населению составил 3934,8 млн рублей или 103,8% к 2013 году в сопоставимых ценах.

Реальные денежные доходы населения в 2014 году составили 108,7% к уровню 2013 года.

Наибольший рост денежных доходов населения пришелся на вторую половину 2014 года, что связано с осуществлением выплат материальной помощи пострадавшим от паводка гражданам.

Среднемесячная заработная плата по республике в 2014 году составила 22597,6 рублей, увеличившись к уровню предыдущего года на 9,1%. Среднемесячная реальная начисленная заработная плата одного работника составила 101,5% к уровню 2013 года.

По состоянию на конец декабря 2014 года численность зарегистрированных безработных в республике составила 2572 человека (107,3% к предыдущему году), или 2,6% к экономически активному населению.

В 2015 году сохраняется тенденция замедления темпов роста экономики, наметившаяся в 2014 году, а по отдельным видам деятельности произошло снижение по отношению к предыдущему году.

Основные негативные тенденции - продолжающийся рост цен, снижение инвестиционной активности предприятий, потребительского спроса населения, ухудшение ситуации на рынке труда.

По итогам семи месяцев 2015 года индекс промышленного производства составил 124,8% к соответствующему периоду 2014 года, что связано с вводом в эксплуатацию с апреля текущего года солнечной электростанции в с. Кош-Агач муниципального образования "Кош-Агачский район" (объемы производства, передачи распределения электроэнергии увеличились в 2,5 раза). При этом сохраняется падение объемов добычи полезных ископаемых (на 30,1%), а также произошло снижение объемов производства обрабатывающих производств (на 24,4%).

Продукции сельского хозяйства произведено на 3337,0 млн рублей, или 100,1% к соответствующему периоду 2014 года.

Объем инвестиций в основной капитал за январь - июнь 2015 года составил 2738,7 млн рублей, или 80,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

Снижение инвестиционной активности повлияло на сокращение объемов строительных работ. В январе - июле 2015 года объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составил 2433,0 млн рублей, или 65,3% к соответствующему периоду 2014 года.

За семь месяцев 2015 года введено 80,8 тыс. кв. м жилья (127,8% к уровню 2014 года).

В июле 2015 года цены выросли по сравнению с началом года на 8,8%, в том числе на продовольственные товары на 7,7%.

Снижение потребительского спроса вследствие высокой инфляции и замедления темпов роста денежных доходов населения сказывается на снижении динамики объемов розничного товарооборота (95,4% к соответствующему периоду 2014 года).

На конец июля 2015 года уровень зарегистрированной безработицы составил 2,9% к экономически активному населению.

II. Сценарные условия социально-экономического развития Республики Алтай в 2016 году и плановый период 2017 и 2018 годов


Прогноз разработан на вариантной основе исходя из вариантов сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Сценарный вариант 1 (базовый) характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает более активную государственную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В 2016 - 2018 годах на фоне прогнозируемого роста российской экономики годовые темпы прироста экономики Республики Алтай составят 1 - 2%.

Сценарный вариант 2 (оптимистичный) базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов, начиная с 2016 года. Рост валового регионального продукта (далее - ВРП) в этом сценарии в 2016 году может достичь 2,4%, в 2017 году составит 2% и к 2018 году повысится до 3,4%. Прирост объемов инвестиций в основной капитал составит около 3% ежегодно.

Сценарный вариант 1 прогноза предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров республиканского бюджета Республики Алтай на 2016 год.

III. Обоснование параметров прогноза на 2016 - 2018 годы

Сопоставление параметров прогноза в 2015 - 2017 годах по сравнению с прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренным распоряжением Правительства Республики Алтай от 14 октября 2014 года N 586-р


Корректировка базового варианта прогноза по сравнению с одобренным в октябре 2014 года, прежде всего, связана с замедлением темпов экономического роста в Республике Алтай и России в целом на фоне ухудшения геополитической обстановки.

По сравнению с вариантом прогноза, одобренным в октябре 2014 года, представленный вариант прогноза скорректирован по ряду показателей в сторону их ухудшения. Изменение коснулось, прежде всего, макроэкономических параметров - ВРП, инвестиций в основной капитал, доходов населения, инфляции, безработицы.

По оценке 2015 года темпы роста инвестиций в основной капитал снижены на 23,3 процентных пунктов (здесь и далее - изменение относительного второго варианта прогноза), розничного товарооборота - на 9,8 процентных пунктов, платных услуг населению - на 5,7 процентных пунктов, реальной заработной платы - на 17,1 процентных пунктов. Показатели инфляции увеличены на 6,7 процентных пунктов, общая безработица - на 0,3 процентных пункта, зарегистрированная безработица - на 0,7 процентных пункта.

Снижение темпов производства в основных отраслях экономики республики неминуемо приведет к снижению темпов роста ВРП по сравнению с запланированными. Так, скорректированная оценка показателя индекса физического объема ВРП в 2015 году составила 99% к уровню предыдущего года против 103,2% в ранее одобренном прогнозе. Динамика ВРП в 2016, 2017 годах в среднем понижена на 2,3 процентных пунктов в год.

Новая оценка темпа роста инвестиций на 2015 год - 87%, что на 23,3 процентных пункта ниже ожидаемых в рамках одобренного прогноза (110,3%).

Уточнение оценки связано с отставанием динамики роста инвестиций за январь - июнь текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (80,1%). Высокая стоимость заемных ресурсов, рост долговой нагрузки и общая экономическая неуверенность инвесторов обусловили сокращение инвестиций частных компаний. Жесткие бюджетные ограничения, в свою очередь, влияют на сокращение государственных капитальных вложений. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2016, 2017 годы составит 1,6%, что ниже прошлогодних оценок на 6 процентных пунктов.

Индекс промышленного производства в 2015 году ожидается на уровне 101,7%, что на 0,9 процентных пункта ниже оценки, принятой в ранее одобренном прогнозе (102,6%). В 2016, 2017 годах динамика промышленного производства пересмотрена в сторону понижения на 1,5 процентных пункта в среднем.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса позволит сохранить положительную динамику сельскохозяйственного производства, наметившуюся в первой половине текущего года. По итогам 2015 года темп роста по виду деятельности "сельское хозяйство" ожидается на уровне 100,4% к 2014 году, что на 2,7 процентных пунктов ниже оценки, принятой в ранее одобренном прогнозе (103,1%).

Оценка темпов роста производства продукции сельского хозяйства в 2016, 2017 годах понижена по сравнению с ранее одобренным прогнозом на 2,8 - 2,9 процентных пунктов.

Показатели инфляции в 2015 году составят 12,2 процентов, что выше, чем предусматривалось ранее на 6,7 процентных пунктов. Опережающими темпами будут увеличиваться цены на продовольственные товары, причем наибольший рост цен приходится на первое полугодие текущего года.

Снижение потребительского спроса вследствие высокой инфляции и замедления темпов роста денежных доходов населения сказывается на снижении динамики объемов розничного товарооборота, платных услуг населению (по итогам 2015 года 95% и 98% соответственно к уровню 2014 года). В 2016, 2017 годах темпы прироста розничной торговли понижены в среднем на 3 процентных пункта в год.

В 2015 году показатель уровня зарегистрированной безработицы составит 2,9% к экономически активному населению (в ранее одобренном прогнозе - 2,2%).

Намечается замедление темпов роста среднемесячной заработной платы 1 работника в номинальном выражении до 103,3% к уровню 2014 года (ранее прогнозировалось 113,1%). Реальная заработная плата составит 90,5% к уровню 2014 года (ранее - 107,62%), реальные денежные доходы населения - 101% (ранее - 101,3%).

Вследствие опережающего роста цен, в особенности на продовольственные товары, в текущем году значительно возросла величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, составив за 1 квартал 9513 рублей (128,5% к 1 кварталу 2014 года, 116,3% к IV кварталу 2014 года), за 2 квартал (проект) - 9596 рублей. В целом за год показатель прогнозируется на уровне 9254 рублей, что на 17% больше, чем в 2014 году (7909 рублей), и на 11,5% больше, чем прогнозировалось ранее. Это повлечет рост численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 20,8% к общей численности населения в 2014 году (по предварительным данным) до 22,8%.

Основные тенденции социально-экономического развития в прогнозном периоде


В прогнозном периоде ожидается стабилизация экономики Республики Алтай на фоне прогнозируемого улучшения ситуации в российской экономике. Начиная с 2016 года экономический рост возобновится, но его темпы будут невысокими - в пределах 1%.

Динамика объемов торговли будет обеспечиваться увеличением потребительского спроса и уровнем сбережений населения. В социальной сфере ситуация также стабилизируется. Улучшатся показатели уровня жизни населения.

В плановом периоде ежегодный прирост промышленного производства составит в среднем 1,5%. Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Так, в среднесрочной перспективе ожидается тенденция наращивания объемов пищевого производства за счет потребительского спроса на продовольственные товары и значительных объемов предложения сельскохозяйственной продукции.

Строительство и реконструкция объектов энергетики в перспективе также будут способствовать приросту объема промышленной продукции и снабжению планируемых производств и населения близлежащих населенных пунктов Республики Алтай электроэнергией.

В среднесрочной перспективе развитие сельского хозяйства будет характеризоваться устойчивой динамикой роста. Среднегодовой темп роста 2016 - 2018 годов составит 101,4%.

На развитие отрасли по прежнему будет оказывать влияние государственная поддержка, а также реализация мероприятий в рамках содействия импортозамещению.

Среднегодовой прирост инвестиций в 2016 - 2017 годах оценивается на уровне 1,8%. Динамика роста инвестиций в прогнозном периоде будет обеспечиваться в основном реализацией ранее начатых крупных инвестиционных проектов (горнолыжный комплекс "Манжерок", реконструкция Чуйского тракта, строительство электрогенерирующих станций в Майме, Ине, Усть-Кане).

Реализация указанных проектов обеспечит развитие соответствующих секторов экономики, а также будет способствовать становлению новых точек роста в смежных секторах. Макроэкономический эффект от проектов будет проявляться в значительной степени в долгосрочной перспективе.

Реализация мероприятий, направленных на улучшение ситуации на рынке труда, позволит в прогнозном периоде сдерживать уровень зарегистрированной безработицы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»